Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

дата:
рубрика:

Незалежное кино

Полный гид по независимому кинематографу Украины

На только что завершившемся Одесском кинофестивале впервые собрали национальный конкурс украинского кино, причем достаточно внушительный и представительный. Одновременно одними из событий фестиваля стали показ отреставрированной версии «Земли» Александра Довженко с саундтреком группы «Даха Браха» и ретроспектива украинского кино начала 1990-х, так и не вышедшего на экраны. Но главное — фестиваль заявил (а кому-то напомнил) о существовании на Украине альтернативной, независимой кинокультуры — попросту набора людей и компаний, которые снимают кино вне больших студий и крупных бюджетов, а также без участия господдержки.

ИСТОРИЯ

На территории Украины существуют три большие киностудии. Первой из них появилась одесская — в 1907 году, как расширение производства фотоателье «Мирограф». Затем, в 1917-м, эвакуированная в Крым кинофабрика Ханжонкова открыла киностудию в Ялте. Наконец, в 1927 году открылась Киевская киностудия, получившая позднее имя Александра Довженко. До распада СССР каждая из них выполняла свою функцию: киевская была местом пристанища диссидентов — «поэтических реалистов» (Параджанова, Юрия Ильенко, Ивана Миколайчука), одесская — «русским Голливудом», на котором производили первоклассное жанровое кино (от «Место встречи изменить нельзя» до «Каникул Петрова и Васечкина»). Ялтинская же была в первую очередь съемочной базой для других студий Союза. После 1991 года все три студии фактически перестали производить кино. Теперь Ялтинская киностудия, как и весь Крым, является предметом постоянных споров — и в основном на ней работают русские кинокомпании. Киевская выполняет госзаказы вроде скандальной «Молитвы за гетмана Мазепу». Одесская находится в подвешенном состоянии: ее сейчас реформируют и планируют начать активно привлекать туда русских и украинских продюсеров, но пока главная фигура здесь — Кира Муратова.

ИНСТИТУЦИИ

Киевский международный кинофестиваль «Молодiсть»

Первый украинский фильм «Запорожская сечь» был снят в 1911 году в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) кинооператором и режиссером Даниилом Сахненко

Почетный, еще советской закалки фестиваль на свободной Украине достаточно быстро занял нишу главного киносмотра, аккуратно поставляющего в Киев основные тенденции мирового кино. А заодно пытается как-то уравнять их с национальными экзерсисами в области инди-кино (тут любят называть своих независимых так — на европейский манер). Как правило, удается, во всяком случае, сюда охотно съезжаются синефилы с сопредельных областей и республик, а сам фестиваль вовсе не производит впечатления чего-то косного. Да и как тусовка и пространство обмена опытом «Молодость» функционирует слаженно и четко.

Прошедший в третий раз вроде как расслабленный и даже немного буржуазный форум обзавелся национальным конкурсом. И хотя у фестиваля определенно есть своя генеральная линия — больше зрительского кино, меньше отвязного, — пройти мимо независимых авторов ОМКФ не смог: включил в свою программу «Апартаменты» Александра Шапиро и «Гамера» Олега Сенцова. А если учесть, что последний победил в фестивальном питчинге, форум и правда оказался помимо своей воли рупором украинских независимых.

Фестиваль независимого короткометражного кино WizArt

Проходящий на западе страны, во Львове, WizArt со временем стал уже не просто праздником авторов короткого метра, а вполне внушительным съездом независимых во всех отношениях граждан и попросту нонконформистов. А также вполне серьезным консилиумом подвижников, пытающихся идти неожиданным путем. В программе нынешнего фестиваля, открывшегося 26 июля, значатся круглые столы о самостоятельной дистрибуции фильмов и безбюджетном кино.

Компания Arthouse Traffic занимается примерно тем же, чем и «Молодость», почетная компания с десятилетним стажем. Прокатывает зарубежные (в том числе русские) стандарты фестивального кино плюс отечественных инди-пионеров, в частности «Мудаков»

ФИЛЬМЫ-МАНИФЕСТЫ

«Мудаки. Арабески»

Снятый два года назад альманах имел, как и подобает манифесту, слоган-лозунг «Мы снимаем кино здесь, сейчас, про себя». А в народе получил прозвище «Киев. Я тебя ненавижу». Хотя, конечно, одно из другого следует: авторы альманаха и правда во многом схожи и своему принципу остаются верны. Никакой слащавости тут нету и в помине: это прекрасная подножка сахарным портретам мировых столиц. Снявшие новеллы «Мудаков» режиссеры — Мирослав Слабошпицкий, Владимир Тихий, Вера Яковенко — снимают по-разному, но все ярко, броско и зло. Может, им и не хватает достаточной ловкости и вычищенности картинки, но это все дело наживное. В прочих местах таких отвязных панков уже давно не водится — вот что главное и самое ценное.

«Украина, гудбай»

Пусть «Украина» еще и не вышла в полной версии (показывали только несколько новелл — на фестивалях), ее место в истории, извините за тавтологию, украинского кино вполне ясно. По сути это вторая часть «Мудаков», снятая примерно тем же составом авторов. Только уже заматеревших и имеющих имя. Например, одновременно с «Украиной» Мирослав Слабошпицкий выпустил свой фильм «Ядерные отходы», который взяли в программу фестиваля в Локарно. Кроме того, что немаловажно, сам фильм прошлой осенью победил на первом конкурсе кинопроектов и получил господдержку Минкульта. В итоге, правда, все новеллы начали жить самостоятельно: и пока над одними продолжают работать, другие — уже готовые — собирают призы.

НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Александр Шапиро 

«Апартаменты», «Бес Пор No»

Фактически — лицо современного независимого украинского кино, радикал и хулиган. Шапиро снимает так, как не снимают уже давно — чтобы не считали лузером. Как будто на дворе год 95-й, и фильма все равно никто не увидит. Всегда оставляет место для эксперимента — что в сложносочиненной фантасмагории «Апартаменты», представляющей собой сплошную галлюцинацию человека под анестезией, что в относительно простом и прокатном «Бес Пор No», истории школьника, ставшего королем порноиндустрии, за которым охотится собственный отец-мент.

W→O→S Как тебе кажется, вообще существует на Украине такое явление, как независимое кино? Или ты такой один? Я спрашиваю не по факту — есть ли кто-то еще кроме тебя, — а скорее по ощущению.

— Мне трудно говорить... По ощущению нет, нет такого чувства, что действительно есть тенденция. Да и если бы было — я бы этого, наверное, не заметил. Просто есть набор механизмов, которые мне, как независимому режиссеру, не работающему с государственными деньгами и большими студиями, позволяют выживать.

W→O→S Какие?

— Ну вот, например, я понимаю, как прокатывать свои фильмы — самокатом. И никто мне не мешает, я не чувствую себя ни в чем ущемленным в этом смысле. Снимаю кино, прихожу в кинотеатр, ставлю сеанс и делю с кинотеатром выручку. Не буду вдаваться в финансовые детали, но такой подход, правда, приносит деньги. Ты можешь их таким образом зарабатывать. Ну и потом, очень важны для такого кино, которым я занимаюсь, безотзывные инвестиции, меценатские деньги, короче. Они очень разными бывают: начиная с того, что кто-то хочет с твоим фильмом выйти на фестиваль, и заканчивая тем, что, не знаю, продакт-плейсмент. Но он на Украине неэффективен — в том смысле, что как-то нет четкого понимания стоимости, неохотно этой штукой пользуются.

W→O→S А нет чувства ущемленности в том, что ты не работаешь с большими студиями?

— Да нет, конечно, какая ущербность — я сам этот путь выбрал и иду по нему. Никто меня так жить не заставлял.

W→O→S А эта работа с меценатами не отнимает свободы? Не диктуют они свои правила?

— Наверняка нет идеальных схем, но я стараюсь, во всяком случае, чтобы это не приобретало характер диктата. Не то чтобы я уж совсем посылал кого-то, кто мне советы дает, но стараюсь делать так, чтобы было максимум свободы.

W→O→S В конце 1980-х же был создан такой стандарт независимого кино как набора свойств. Черно-белое, снятое на пленку — в общем, последователи некрореалистов. Теперь стандарты другие совсем. Чувствуешь ты эту перемену, которая произошла за это время?

— Ну понятно, что с приходом цифровых технологий возникли камеры, которые могут работать без света. И это ускоряет работу — ты вместо 30 дней укладываешься в семь. Но при этом ты как бы не теряешь прессинга внутрикадрового, драматургического... И это все упрощает задачу режиссера в целом. Ты можешь десять раз попробовать что-то сделать безо всякого напряга, не тратя деньги, пленку и так далее. Да хоть целый фильм просто для эксперимента снять, чтобы посмотреть, что получится. А потом все переделать в другом формате. И, может, что-то новое нащупать, больше возможностей для экспериментов.

W→O→S Но при этом все фильмы у тебя очень разные: есть какие-то экспериментальные, как «Аппартаменты», а есть абсолютно зрительские вещи, как «Бес Пор No». Это осмысленная попытка войти на территорию именно зрительского кино, выйти за пределы такого экспериментального пространства?

— Ну у меня был момент, когда я сделал выбор. Я снял «Цикуту» за 15 тыс., потом «Путеводитель», который пошел в кино и я на нем денег заработал, потом «Пипл» и дошел до джекпота. Сделал со своими друзьями «Бес Пор No» — и меня, если честно, сам этот процесс подутомил. Процесс создания такого вот почти коммерческого, зрительского кино. Это надо слушать, переделывать. Так что я осознанно ушел от больших бюджетов — по моим меркам, это не мое. И не уверен, что то же самое можно было бы снять на мобильник и без света. Теоретически да, было бы круто сделать зрительское кино дешево. Но я пока не дошел до этого. Вот я на фотоаппарат снял «Апартаменты» — попытался примерить эти две линии. Но, скажем, просто линейно строить историю мне скучно. Неинтересно.

Олег Сенцов 

Снявший за три копейки свой полнометражный дебют «Гамер», бывший геймер Олег Сенцов парадоксальным образом заявил о себе ярче всего не на Украине, а за ее пределами — сперва показал свой фильм на фестивале 2in1 в Роттердаме и выпустил фильм в российский прокат. Зато теперь собирает урожай призов на родине и победил в питчинге местных проектов с новой картиной «Носорог».

W→O→S Расскажи с самого начала историю «Гамера», потому что она слишком похожа на какую-то легенду, в которую не особенно верится.

— Ну что — сняли фильм. За маленькие деньги — 20 тыс. долларов. Из собственного кармана, да, это все-таки не такая и большая сумма. Съемочная группа была — пять человек всего, все работали бесплатно: сели в машину и поехали. Плюс помогали просто многие: что-то давали на съемочную площадку безвозмездно, и больше мы их не видели. Ну и актеры тоже, естественно, бесплатно работали. Ну я же вообще самоучка и все, что я делал до этого — короткометражки, по-моему, ужасные... Ну вот, а здесь изначально я хотел снимать фильм на тему, которую я очень хорошо знаю, потому что сам занимался геймингом, лет восемь или девять. Но я этим занимался и одновременно во мне как-то копились идеи фильмов — стали мозг давить... Я лет пять назад... Да, на 30-летие свое понял, что хочу снимать кино и ничего другого. Так что в «Гамере», так сказать, мостик перекинул — от одного своего большого увлечения, ставшего профессией, к другому.

Ну вот сняли, получается, в январе 2011 года, стали рассылать по фестивалям. Давали на «Кинотавр» — не взяли, хотя Ситора Алиева на пресс-конференции и сказала, что фильм хороший. Короче, никто его не брал. И тогда мы в июле сюда, в Одессу, приехали потусить... Ну я же самоучка, чего, сижу в жопе мира... Правда, в красивой жопе. Ну сижу, читаю новости всякие, ни с кем таким киношным особо не общаюсь. И стал писать письма всяким людям от кино. И единственный, кто ответил тогда, — Антон Мазуров, ему дали диск, он посмотрел, сказал: вау, круто. Любительское, но клевое, дешевое, сырое, но хорошее. Но, говорит, не наше кино. И потом в Одессе мы позвонили Леше Медведеву и устроили ему показ в клубе местном. Он посмотрел кино, вроде все считал и понял. И все, говорит, мы берем. Ну а потом в Берлин его стали тащить, но не взяли, показали вне конкурса на «Молодости» в Киеве. Затем попали в Роттердам. И тут уже мне какие-то люди на питчинге подходили, говорили: вот, извини, не рассмотрели фильм...

W→O→S А теперь ты, кстати, в питчинге здесь принимал участие, представлял свой новый фильм «Носорог». Ты хочешь теперь снять уже не независимое кино, а с большим бюджетом?

— Ну а что, деньги-то закончились уже, нету у меня 20 тыс. Теперь миллион хочу. И — ура! — победил на питчинге украинском, эксперты очень приятные слова какие-то говорили. Меня вообще эта история с «Гамером» уже утомила — пора новый фильм уже начинать снимать. Ну вот я поставил все на эту ставку и выиграл, сделал себе имя фильмом. Теперь подхожу ко всем, говорю: «Здрасьте, я Олег Сенцов, режиссер фильма “Гамер”». — «О, — говорят, — я про тебя слышал!» — «А фильм видел?» — «Нет, но вот про тебя конкретно слышал».

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+