Большой белый пшик
Акция на Садовом кольце была худшей в ряду протестных выступлений, начатых в декабре 2011 года
В ночь на 10 декабря, когда организаторы согласились перенести митинг с площади Революции на Болотную, я писал рассерженные сообщения в социальные сети об упущенном моменте и уступке властям. Перед глазами стояли примеры удачных разводок, в результате которых на корню уничтожалось любое неподконтрольное движение.
Мое крикливое недовольство, видимо, было настолько заметно, что один знакомый написал личное сообщение:
«Хватит смущать людей, перенос митинга был общим решением многих людей, которых ты уважаешь».
Тогда считалось, что «не нужно вносить раскол»: в кои-то веки происходит что-то заметное, поэтому стоит забыть о своих амбициях и не критиковать действия, которые кажутся тебе ошибочными.
История не терпит... ну, в общем, вы знаете этот штамп. Люди пошли на Болотную, и у дальнейших событий была своя логика. Пресловутому креативному классу нужно было заявить о своем существовании, провести перекличку и понять, что политическая активность — это не всегда стыдно и страшно. Потом я разговаривал с Эдуардом Лимоновым, и с его радикальной позицией по поводу 10 декабря в глубине души подмывало согласиться, но кем тогда был Лимонов? Человеком, который со всеми рассорился и бесславно отмитинговал на площади Революции с десятком сторонников. Полиция его не задержала — ей он был не интересен. Маргинал даже здесь остался маргиналом. В общем, тренд на согласованный протест — с тысячами участников, с цветами, со смешными плакатами — взял верх.
Но мантра «Не нужно вносить раскол» теряла свое магическое действие — внутри протестного движения росло раздражение. В первую очередь, конечно, вопросы вызывал оргкомитет, члены которого отмечались разными странными поступками: то без предупреждения перечисляли собранные деньги на агитационный поезд, то благожелательно отзывались о спецслужбах. Впрочем, в этой ситуации сразу же звучала поправка: эти люди являются вовсе не нашими лидерами, а лишь почти случайно отобранными представителями; мол, протест горизонтальный, и все равны. Не меньше споров возникало и по поводу стилистики: многие восприняли происходящее как необременительную игру, в которой достаточно повязать на куртку белую ленту, зарекомендовав себя борцом с режимом.
Отсутствие очевидных лидеров протестов, которое изначально воспринималось как преимущество, с течением времени стало играть злую шутку.
У движения нет четких понятных целей, кроме аморфной «За честные выборы», которая потеряет свой смысл после 4 марта
Белую ленту потрепали немало, хотя я считаю ее использование обоснованным.
По законам маркетинга любому товару (протест — тоже товар, который нужно продать максимальному количеству людей) нужен узнаваемый символ, и тут выбор полностью оправдался — недаром контрпропаганда уделила белой ленте так много внимания.
Признаюсь честно, до последнего момента я не знал, чью сторону принять — тех, кто призывает к радикализации и политизации протеста, или тех, кто по-прежнему настаивает на противоположном. Политические действия оцениваются их эффективностью, здесь есть различные доводы за и против.
Но «Большой белый круг» расставил все точки над i — это был настоящий эталон бессмысленности и бесполезности. Я даже не буду оценивать акцию, которую вроде бы придумал некий бард Васильев, с точки зрения вкуса — «возьмемся за руки друзья...», ну вы понимаете.
Просто задайте себе простой вопрос: в чем цель?
Показать, что нас много? На этот раз вышло в несколько раз меньше людей, чем обычно. Увидеть приятные лица? Сходите в парк, библиотеку или ваш любимый бар. «Тысячи людей в белых ленточках улыбаются и машут». Улыбаются и машут, ага. Улыбаются и машут. С собаками на руках и в умилительных костюмах.
Даже формально в последней акции было меньше смысла, чем в предыдущих. Там в конце митингов хотя бы принимались резолюции. Да, пусть на эти резолюции в Кремле плевали, но посыл был понятен — это политическая акция с четкими требованиями. На Садовом же был флэшмоб, то есть ничего.
Абсолютная вещь в себе, сферический карнавал в вакууме.
Время от времени я возношу хвалу высшим силам за то, что Владимир Путин и его команда постоянно подыгрывают протестующим: нелепо и обидно шутят, растят ненависть к режиму в сгоняемых на альтернативные митинги бюджетниках, назначают доверенными лицами таких людей, как Эдуард Багиров. А что будет, если они просто дадут таким «городским праздникам», как «Большой белый круг», спокойно продолжаться? Если оставят провокаторов-нашистов дома, не с кем будет зримо соперничать и эти акции окончательно потеряют хоть какую-то связь собственно с протестом?
Не забыли ли мы, зачем мы здесь собрались?
Подпишитесь на нас в социальных сетях