Почему интернет выглядит именно так?
9 интересных фактов из истории всемирной Сети
Каждый день вы пользуетесь интернетом — заходите на сайты, сидите в социальных сетях, листаете страницы и так далее. При этом вряд ли многие хоть раз задумывались, почему все, что мы видим в Сети, так выглядит — начиная от символов w-o-s.ru в адресной строке и заканчивая расцветкой «Фейсбука». В этом материале — подборка важнейших решений в истории визуального развития интернета, которые помогут понять, почему виртуальный мир сейчас смотрится именно так.
Почему все браузеры похожи и откуда это пошло?
Основоположником всех современных браузеров считается NCSA Mosaic. Появившись в 1993 году, он стал одним из первых браузеров с полноценным графическим интерфейсом, то есть адресной строкой и кнопками «вперед» / «назад» / «перезагрузить». Помимо этого, Mosaic первым позволял отображать картинки не в отдельном окне, а в самом тексте. Все современные браузеры, сделанные по образу и подобию Mosaic, так или иначе обязаны этому продукту — именно он помог интернету обрести популярность, привив стандарты, котируемые и сейчас.
Поддержка и разработка этого браузера официально закончились еще в 1997 году, но саму программу все еще можно найти в Сети, как и один из его сайтов — похоже, с того времени он ни разу и не менялся. Осталось только достать где-нибудь компьютер из XX века и почувствовать себя в прошлом.
Каким образом появились домены?
Первые домены появились еще в 1983 году — примерно в том же виде, в каком мы привыкли их видеть сейчас. Изобрел систему доменных имен (чаще используется аббревиатура DNS) американский ученый Пол Мокапетрис. С помощью DNS ему удалось решить проблему цифровой адресации. Первоначально все компьютеры для нахождения друг друга использовали цифровые IP-адреса, но когда сети начали разрастаться, стало катастрофически неудобно запоминать множество неочевидных последовательностей цифр. Для упрощения этой системы и была предложена DNS, позволившая создавать буквенные адреса, а вместе с тем и их иерархию.
Кто придумал вкладки?
Создателем вкладок в браузере считается американский программист Адам Стилс. В 1997 году он начал разработку программы SimulBrowse, который в итоге был переименован в NetCaptor. Именно в этом браузере у пользователей впервые появилась возможность открывать несколько ссылок одновременно не в разных окнах, а в одном с помощью разных вкладок, закрепленных над адресной строкой. При этом, первоначально вкладки находились внизу, над панелью задач. Позже эту фишку нагло позаимствовали себе другие браузеры вроде Firefox и Opera, и вкладки пошли в массы. Оказавшись в функционале более популярных браузеров, вкладки поместили над адресной строкой для большего удобства и отсутствия путаницы. Вкладки — вверху, окна — внизу, все просто.
Впрочем, сам Стилс великим первооткрывателем себя не считает — по его словам, идею функции вкладок он взял из HTML-редактора HomeSite, которым активно пользовался.
Почему скроллинг в основном вертикальный, а не горизонтальный?
Доподлинно неизвестно, откуда пошел этот стандарт, однако есть две версии: одна связана с технологиями, другая — с восприятием. Согласно первой версии на старых компьютерах со слабой производительностью гораздо легче обрабатывать каждую новую строчку, листая вниз, по отдельности, чем целый кусок текста, который будет появляться при горизонтальном листании. Версия же с восприятием ссылается на западную традицию чтения слева направо и сверху вниз. При этом люди читают либо все целиком, либо просто просматривают. Пользователи склонны пропускать большие куски текста и оформления, при этом начиная с левого верхнего угла и заканчивая в правом нижнем. Таким образом, при горизонтальном скроллинге 45% контента будет попросту пропускаться, а при вертикальном — нет, так как незамеченный левый нижний кусок в какой-то момент оказывается в левом верхнем углу.
В любом случае, прижившись первоначально, вертикальный скроллинг всегда был в разы популярнее горизонтального, да и, несмотря на развитие технологий, каких-либо изменений тут не предвидится.
Почему гиперссылки голубого цвета?
Ученый Тим Бернерс-Ли, один из создателей Всемирной паутины, считается также автором идеи о голубом цвете гиперссылок. Правда, по его словам, в этом не было особого смысла — цвет он выбрал случайно. Однако такой неумышленный выбор оказался как никогда удачным — например, в том же браузере Mosaiс фон отображался в довольно уродских серых тонах, в то время как текст был черным. Голубые ссылки при такой расцветке смотрелись хорошо и были заметны — большего тут и не нужно.
Да и несмотря на то, что сейчас цвет гиперссылок может быть каким угодно, все равно кажется безумием, как спонтанное решение одного человека изменило мышление миллионов людей. Ведь встречая слово голубого цвета в интернете, мы все еще думаем, что там должна быть ссылка.
А почему все основные соцсети тоже голубые или синие?
По мнению психологов, синий — это цвет интеллекта, разума и общения. Так как социальные сети в первую очередь предполагают общение, выбор кажется логичным. Также согласно некоторым исследователям синий остается самым популярным любимым цветом на планете. Ну а чисто с технической стороны этот цвет и его оттенки хорошо сочетаются с белым и тем самым не напрягают зрение пользователей.
Впрочем, возможно, это ничего и не значит — трендсеттером этого цвета первоначально был «Фейсбук», который создавали в такой цветовой гамме, потому что Марк Цукерберг страдает от дальтонизма, а синий видит лучше всего.
О цвете «Фейсбука» зашла речь во время визита Цукерберга на телешоу «Вечерний Ургант». Тогда Ургант пошутил, что знает еще одного дальтоника из мира социальных сетей — Павла Дурова.
О цвете «Фейсбука» зашла речь во время визита Цукерберга на телешоу «Вечерний Ургант». Тогда Ургант пошутил, что знает еще одного дальтоника из мира социальных сетей — Павла Дурова.
«Твиттер» — это птичка?
@peterstringer @twitter @celtics @eeegeee yes it is!
— Biz Stone (@biz) 11 августа 2011
Как ни странно, но птица в логотипе этого сервиса микроблогов имеет куда большее значение, чем может сперва показаться. Один из сооснователей «Твиттера» Биз Стоун в молодости был фанатом американского баскетболиста Ларри Берда (Bird) — именно из-за его фамилии на логотипе сервиса красуется та самая птичка. Причем это не какая-нибудь фанатская догадка — сам Биз Стоун подтвердил этот факт.
→
Кто придумал ретвиты?
Главная фишка «Твиттера» — кнопка ретвитов не была идеей самого сервиса микроблогов, она пришла извне. В 2010 году «Твиттер» начал сотрудничать с компанией Tweetmeme под руководством Ника Хальстеда. Они разработали кнопку для новостных сайтов, позволяющую делиться статьями в своей твит-ленте. Это нововведение было с успехом использовано на более 400 000 новостных сайтов, после чего «Твиттер» предложил внедрить такую возможность в сам сервис. До этого, чтобы опубликовать чужой твит у себя в ленте, его нужно было вручную копировать и вставлять, публикуя как собственный твит.
Кто поставил первый лайк?
Кнопка Like, или «Мне нравится», была популяризирована именно «Фейсбуком», однако до конца не ясно, там ли она появилась впервые. Вдова и коллеги программиста Йоханнеса Эверардуса Йозефа ван дер Меера (ох уж эти голландские имена) в 2013 подали в суд на Facebook из-за плагиата идеи лайка. По их мнению, именно ван дер Меер, скончавшийся в 2004 году, и придумал революционную кнопку еще в 1998-м. В том году программист получил патент на свой сервис SurfBook (ирония Вселенной, привет), который представлял собой социальный интернет-дневник, где делиться понравившимися материалами можно было с помощью кнопки, похожей на Like. Правда, последователи покойного программиста дело проиграли, однако споры не утихают все равно. Может, Вселенная просто всех подставила и подкинула одну и ту же идею двум людям сразу?
Подпишитесь на нас в социальных сетях