Кино против религии:
за полвека до «Левиафана»
Текст: Михаил Климин
Советские фильмы против веры, одобренные государством
Завтра в отечественный прокат наконец выходит «Левиафан» — фильм, который еще до своего релиза вызвал в российском обществе, обычно безразличном к культурным событиям, небывалую дискуссию. Особенно выделились тут люди консервативных убеждений — некоторые патриоты углядели в картине очернение православной веры и потребовали привлечь создателей фильма к ответственности. Но ведь кажется, еще недавно отрицательный образ священника в кино никого бы не удивил. ВОС решил напомнить российскому зрителю, что такое настоящее, леденящее душу антиклерикальное кино, и попросил философа Михаила Климина рассказать о самой яркой эпохе советской антирелигиозной пропаганды и забытых сегодня фильмах, которые породила хрущевская оттепель.
Кино против религии: за полвека до «Левиафана»
Как мы представляем себе начало 1960-х? Пока советские физики спорят с советскими лириками о том, кто круче, мир стоит на грани ядерного уничтожения. Страна совершает решительный прорыв в литературе и искусстве, в то время как ее руководитель извергает сентенции вроде «идеи Маркса — это, конечно, хорошо, но ежели их смазать свиным салом, то будет еще лучше» и однозначно определяет сексуальные предпочтения художественного андеграунда на печально известной выставке в Манеже. Именно в этот период в СССР разворачивается антирелигиозная кампания, следствием которой стало появление уникального для мировой культуры поджанра художественного кино.
Под знаменами борьбы с религией за небольшой промежуток вышло с десяток антисектанстких картин. Они образуют своеобразный кинематографический канон. Используя терминологию эксплуатационного кино, мы можем назвать этот жанр «сектсплотейшн». В основе сюжета таких фильмов лежит противостояние нравственно организованного общества и разлагающей энтропии сектантского мышления. Сектанты, согласно советской схеме эстетизации врага, демонизируются и превращаются в потусторонних существ.
Что парадоксально, прикосновение советского кино к этой теме действительно несло в себе разрушительную мощь зла. Это становится очевидным, когда изучаешь биографии людей связанных с сектсплотейшн-фильмами. Словно бы они все заснули, и вытащили в реальную жизнь свои кошмары, как в фильмах с Фредди Крюгером. Вот пять тому примеров.
Советские фильмы против веры, одобренные государством
Завтра в отечественный прокат наконец выходит «Левиафан» — фильм, который еще до своего релиза вызвал в российском обществе, обычно безразличном к культурным событиям, небывалую дискуссию. Особенно выделились тут люди консервативных убеждений — некоторые патриоты углядели в картине очернение православной веры и потребовали привлечь создателей фильма к ответственности. Но ведь кажется, еще недавно отрицательный образ священника в кино никого бы не удивил. ВОС решил напомнить российскому зрителю, что такое настоящее, леденящее душу антиклерикальное кино, и попросил философа Михаила Климина рассказать о самой яркой эпохе советской антирелигиозной пропаганды и забытых сегодня фильмах, которые породила хрущевская оттепель.
Как мы представляем себе начало 1960-х? Пока советские физики спорят с советскими лириками о том, кто круче, мир стоит на грани ядерного уничтожения. Страна совершает решительный прорыв в литературе и искусстве, в то время как ее руководитель извергает сентенции вроде «идеи Маркса — это, конечно, хорошо, но ежели их смазать свиным салом, то будет еще лучше» и однозначно определяет сексуальные предпочтения художественного андеграунда на печально известной выставке в Манеже. Именно в этот период в СССР разворачивается антирелигиозная кампания, следствием которой стало появление уникального для мировой культуры поджанра художественного кино.
Под знаменами борьбы с религией за небольшой промежуток вышло с десяток антисектанстких картин. Они образуют своеобразный кинематографический канон. Используя терминологию эксплуатационного кино, мы можем назвать этот жанр «сектсплотейшн». В основе сюжета таких фильмов лежит противостояние нравственно организованного общества и разлагающей энтропии сектантского мышления. Сектанты, согласно советской схеме эстетизации врага, демонизируются и превращаются в потусторонних существ.
Что парадоксально, прикосновение советского кино к этой теме действительно несло в себе разрушительную мощь зла. Это становится очевидным, когда изучаешь биографии людей связанных с сектсплотейшн-фильмами. Словно бы они все заснули, и вытащили в реальную жизнь свои кошмары, как в фильмах с Фредди Крюгером. Вот пять тому примеров.
«Иванна»
Реж. Виктор Ивченко
1959
«Иванна»
Реж. Виктор Ивченко
1959
Экранизация повести «темного» детского писателя Виктора Беляева. Западная Украина, 1940 год. После неудачной попытки поступления в университет честная девушка Иванна оказывается затянута в сеть, расставленную католической церковью. Ее хитростью настраивают против советской власти и вовлекают в монастырь. Только когда начинается война и немцы оккупируют Львов, героиня прозревает и видеть в служителях бога тех же самых фашистов. Но она уже обречена.
В общем-то, фильм нельзя назвать антисектантским в буквальном смысле, но именно он стал образцом для всех последующих фильмов этого жанра. В картине так ярко показана «омерзительная» сущность католицизма, что, по легенде, фильм был проклят папой римским.
Что характерно для эксплуатационных фильмов, сюжет сектсплотейшна универсален. Один из молодых членов советского общества вовлекается в секту (баптистов, иеговистов, пятидесятников). Нам показывают изменение его психики, откол от коллектива, участие в сектантских сборищах. Постепенно мы можем наблюдать, как меняется его лицо, появляются круги под глазами. Обязательно между зачарованным и миром секты выступает фигура демонического посредника, который и выполняет роль «первого укола». В первую очередь секта затягивает молодых девушек, детей и старушек. Сюжет уходит на второй план, а на первый выходят контекст, игра актеров, режиссура. Не последнее место занимает и киноафиша.
Экранизация повести «темного» детского писателя Виктора Беляева. Западная Украина, 1940 год. После неудачной попытки поступления в университет честная девушка Иванна оказывается затянута в сеть, расставленную католической церковью. Ее хитростью настраивают против советской власти и вовлекают в монастырь. Только когда начинается война и немцы оккупируют Львов, героиня прозревает и видеть в служителях бога тех же самых фашистов. Но она уже обречена.
В общем-то, фильм нельзя назвать антисектантским в буквальном смысле, но именно он стал образцом для всех последующих фильмов этого жанра. В картине так ярко показана «омерзительная» сущность католицизма, что, по легенде, фильм был проклят папой римским.
«Тучи над Борском»
Реж. Василий Ордынский
1960
Что характерно для эксплуатационных фильмов, сюжет сектсплотейшна универсален. Один из молодых членов советского общества вовлекается в секту (баптистов, иеговистов, пятидесятников). Нам показывают изменение его психики, откол от коллектива, участие в сектантских сборищах. Постепенно мы можем наблюдать, как меняется его лицо, появляются круги под глазами. Обязательно между зачарованным и миром секты выступает фигура демонического посредника, который и выполняет роль «первого укола». В первую очередь секта затягивает молодых девушек, детей и старушек. Сюжет уходит на второй план, а на первый выходят контекст, игра актеров, режиссура. Не последнее место занимает и киноафиша.
Тяжелая атмосфера сектантского духа расползается по деревне, и с самого начала все напоминает фильмы Хичкока. Вот красивая героиня пребывает в пубертатном нравственном сне и заходит в классную комнату с надписью «девичья честь», подозревая, что скоро ее потеряет. Вот она пытается подружиться с молодой учительницей физики, но та боится за свою репутацию и дает отпор. Вот она признается в любви однокласснику, а он оказывается сектантом-пятидесятником. Постепенно секта затягивает ее в свои сети, подавляя ее волю и разум.
Снятые по блестящему сценарию Семена Лунгина (отца Павла Лунгина), «Тучи над Борском» — определенно ключевой и фильм в череде антисектантского кино. И к тому же, единственный, где вы можете увидеть 15-летнего Никиту Михалкова, играющего гадкого попа в школьной антирелигиозной постановке.
Инна Гулая, исполнившая главную роль, впоследствии снялась в фильме своего мужа и сценариста Геннадия Шпаликова – «Долгая и счастливая жизнь». В 1974 году Шпаликов повесился, а Гулая покончила с собой 28 мая 1990 года.
«Цветок на камне»
Реж. Анатолий Слесаренко, Сергей Параджанов
1962
«Тучи над Борском»
Реж. Василий Ордынский
1960
Сюжет фильма аналогичен многим другим: в небольшом шахтерском городе, комсомолец Арсен спасает девушку из секты. Гораздо интереснее его драматичная судьба, так как она неразрывно связана с главной актрисой фильма «Иванна» — Инной Бурдученко. По сюжету она должна была вынести из горящего дома (и таким образом спасти) самое важное — знамя. Но произошел несчастный случай и актриса погибла. Режиссера посадили, а фильм пришлось доснимать Сергею Параджанову.
Тяжелая атмосфера сектантского духа расползается по деревне, и с самого начала все напоминает фильмы Хичкока. Вот красивая героиня пребывает в пубертатном нравственном сне и заходит в классную комнату с надписью «девичья честь», подозревая, что скоро ее потеряет. Вот она пытается подружиться с молодой учительницей физики, но та боится за свою репутацию и дает отпор. Вот она признается в любви однокласснику, а он оказывается сектантом-пятидесятником. Постепенно секта затягивает ее в свои сети, подавляя ее волю и разум.
Снятые по блестящему сценарию Семена Лунгина (отца Павла Лунгина), «Тучи над Борском» — определенно ключевой и фильм в череде антисектантского кино. И к тому же, единственный, где вы можете увидеть 15-летнего Никиту Михалкова, играющего гадкого попа в школьной антирелигиозной постановке.
Инна Гулая, исполнившая главную роль, впоследствии снялась в фильме своего мужа и сценариста Геннадия Шпаликова – «Долгая и счастливая жизнь». В 1974 году Шпаликов повесился, а Гулая покончила с собой 28 мая 1990 года.
«Конец света»
Реж. Борис Бунеев
1962
Поп-хипстер на «Веспе» любит выпить коньячку и оттянуться со своей сексуальной попадьей под западную музыку. Неудивительно, что он быстро теряет паству и приход, когда появляется уверенный в себе пожилой сектант, объявляющий скорый конец света. Атеистам будет непросто справиться с массовыми галлюцинациями, возглавляемыми главной бабушкой советского кино. При всей своей комедийной сущности фильме достоверно отражает сектантский мистический ужас в ожидании последних времен.
Режиссер Борис Бунеев впоследствии снял практически совершенный эко-триллер «Злой дух Ямбуя».
«Цветок на камне»
Реж. Анатолий Слесаренко, Сергей Параджанов
1962
«Армагеддон»
Реж. Михаил Израилев
1962
Сюжет фильма аналогичен многим другим: в небольшом шахтерском городе, комсомолец Арсен спасает девушку из секты. Гораздо интереснее его драматичная судьба, так как она неразрывно связана с главной актрисой фильма «Иванна» — Инной Бурдученко. По сюжету она должна была вынести из горящего дома (и таким образом спасти) самое важное — знамя. Но произошел несчастный случай и актриса погибла. Режиссера посадили, а фильм пришлось доснимать Сергею Параджанову.
Мать вовлекает дочь в секту иеговистов, и только друзья могут ее оттуда вытащить. Главное, чем примечателен фильм, — исполнительница главной роли Изольда Извицкая, снявшаяся до этого в таких прекрасных лентах, как «Первый эшелон», «Человек меняет кожу», и, не в последнюю очередь, в фильме «Цепная реакция», где она и ее настоящий муж сыграли семейную пару. Через несколько лет муж, с которым они в фильме после секса обсуждали, как все хорошо, ее бросит. А сама Извицкая умрет от голодания и хронического алкоголизма в 1971 году.
Еще 6 фильмов для тех, кому нужно больше сектантов
«Конец света»
Реж. Борис Бунеев
1962
«Чудотворная»
Реж. Владимир Скуйбин
1960
Поп-хипстер на «Веспе» любит выпить коньячку и оттянуться со своей сексуальной попадьей под западную музыку. Неудивительно, что он быстро теряет паству и приход, когда появляется уверенный в себе пожилой сектант, объявляющий скорый конец света. Атеистам будет непросто справиться с массовыми галлюцинациями, возглавляемыми главной бабушкой советского кино. При всей своей комедийной сущности фильме достоверно отражает сектантский мистический ужас в ожидании последних времен.
Режиссер Борис Бунеев впоследствии снял практически совершенный эко-триллер «Злой дух Ямбуя».
«Люблю тебя, жизнь»
Реж. Михаил Ершов
1960
«Армагеддон»
Реж. Михаил Израилев
1962
«Анафема»
Реж. Сергей Гиппиус
1960
«Исповедь»
Реж. Всеволод Воронин
1962
Мать вовлекает дочь в секту иеговистов, и только друзья могут ее оттуда вытащить. Главное, чем примечателен фильм, — исполнительница главной роли Изольда Извицкая, снявшаяся до этого в таких прекрасных лентах, как «Первый эшелон», «Человек меняет кожу», и, не в последнюю очередь, в фильме «Цепная реакция», где она и ее настоящий муж сыграли семейную пару. Через несколько лет муж, с которым они в фильме после секса обсуждали, как все хорошо, ее бросит. А сама Извицкая умрет от голодания и хронического алкоголизма в 1971 году.
«Грешница»
Реж. Федор Филиппов, Гавриил Егиазаров
1962
Изольда Извицкая и Эдуард Бредун в фильме «Цепная реакция»
Еще 6 фильмов для тех, кому нужно больше сектантов
«Грешный ангел»
Реж. Геннадий Казанский
1962
«Чудотворная»
Реж. Владимир Скуйбин
1960
«Люблю тебя, жизнь»
Реж. Михаил Ершов
1960
«Анафема»
Реж. Сергей Гиппиус
1960
«Исповедь»
Реж. Всеволод Воронин
1962
«Грешница»
Реж. Федор Филиппов,
Гавриил Егиазаров
1962
«Грешный ангел»
Реж. Геннадий Казанский
1962
Подпишитесь на нас в социальных сетях