Быть честным кинозрителем
Когда легальные онлайн-кинотеатры победят пиратский контент?
По опубликованным этой весной данным социологических исследований, 95% интернет-пользователей предпочитают смотреть кино не в кинотеатрах, а в Сети. В связи с этим Иван Чувиляев решил выяснить, как работают российские легальные онлайн-кинотеатры, кто ими пользуется и победят ли они когда-нибудь пиратское распространение кино в Сети.
IVI.RU
Самый популярный (потому что бесплатный) онлайн-кинотеатр в России. На него ведут почти все ссылки, если набить в «Гугле» название фильма и словосочетание «смотреть бесплатно». Соответственно, и самый народный по части контента — все, что только что прошло в кинотеатрах, плюс прокатные хиты последнего времени.
Сергей Корнихин, главный продюсер интернет-кинотеатра ivi.ru
У нас есть контракты и с русскими студиями, и с американскими мейджорами — Warner Brothers, Paramount Pictures, NBCUniversal, Fox Entertainment, Sony Pictures, Disney и проч. Но надо иметь в виду, что российский зритель становится привередливым, просто большой библиотеки уже недостаточно. Так что мы двигаемся в сторону сокращения временного промежутка между прокатом картины в кинотеатрах и ее появлением у нас. Из последних достижений — появление на ivi.ru нескольких картин параллельно с кинотеатральным релизом (например, триллер «Кассадага», вышедший 31 мая), а также прокат еще нескольких лент за несколько недель до выхода их на DVD (например, «Джон Картер» студии Disney).
Популярные западные онлайн-кинотеатры
Надо, конечно, учитывать особенности русского рынка. У нас пока не привыкли платить за контент, который могут без проблем получить бесплатно, отправившись посмотреть фильм в социальную сеть, на любой пиратский сайт или торрент. Именно поэтому 97% контента у нас бесплатны. Оставшиеся 3% мы выделили в отдельный проект ivi+ — это новинки от мейджоров, последние хиты кинопроката, популярные сериалы и передачи. Фильмы, еще недавно шедшие в кинотеатрах, доступны с оплатой за просмотр (от 49 до 99 руб.), а лучшие тайтлы из коллекций мейджоров — по подписке (299 руб. в месяц).
Это святилище даже кинотеатром называть нельзя. Скорее пуп земли, центр мира кино — социальная сеть, в которой можно выставлять фильмам оценки и за деньги расширять кругозор. Первая опция используется на всю катушку, вторая — так себе. В итоге Mubi работает скорее как киноаналог last.fm; самое ценное здесь — это рекомендации от тех, чьему вкусу доверяешь. Кое-что выложено бесплатно, но, что называется, исключительно в ознакомительных целях. Чтобы, так сказать, почувствовать атмосферу синематеки
Конечно, пока социальные сети и некоторые торренты лидируют по посещаемости, ведь последние новинки кинопроката появляются там гораздо быстрее. Однако уже виден положительный для нас тренд. По данным опроса, проведенного компанией Movie Research и холдингом «Ромир», ivi.ru стал вторым по популярности сервисом для онлайн-кинопросмотра после «ВКонтакте».
Наше преимущество перед торрентами и сайтами с пиратским контентом в том, что мы предлагаем высокий уровень комфорта, а также полную безопасность. Неизвестно, как отражается на состоянии вашего компьютера работа торрент-приложения, а сайты с нелегальным контентом могут заразить ПК вирусом. Такие проблемы исключены, когда вы смотрите легальный ресурс. Кроме того, скачивать фильм — это долго. За это время на ivi.ru можно посмотреть пару серий «Теории большого взрыва».
Netflix
Первопроходцы идеи легального распространения кино в Сети начинали с проката DVD. Потом решили выйти в Сеть: сначала просто высылали по почте диски в пределах Штатов, потом решились выкладывать фильмы в Сеть. Случилось это в 1999 году, и спустя 13 лет ничего особенно не изменилось. Даже состав фильмов — как будто из ближайшего видеопроката: новинки, классика. Порнухи разве что нет. Зато регулярно выстреливают милыми подборками: сейчас, например, продвигают ЛГБТ-тематику
MagazinDOC
Находящийся сейчас в анабиозе (а попросту на бессрочной реконструкции) онлайн-кинотеатр документального кино. Контент — в основном участники фестиваля «Артдокфест» и номинанты премии «Лавр», документалистика, которой по тем или иным причинам нет места на телевидении.
Виталий Манский, режиссер-документалист
Сейчас портал находится на реконструкции, проект заморожен. Дело в том, что мы столкнулись с большой проблемой — обнаружили, что наш подход к распространению кино в Сети был изначально неверным. Так что мы пока «Магазиндок» законсервировали, чтобы вернуться к нему на новом этапе и при помощи профессионалов.
Если подробнее, создавая «Магазиндок», мы думали, что в Сети окажется достаточно много людей, готовых легально и за деньги смотреть документальное кино. Потом пришло осознание того, что в Сети все по определению воспринимается как халява, бесплатные удовольствия. А мы при этом пошли все-таки самым ортодоксальным путем — заключали лицензионные договоры даже в тех случаях, например, когда это было необязательно. И не догадывались на тот момент, что продавать легальный контент в Сети — это все равно что торговать картошкой на поле, где все воруют.
Подвигло нас на эту мысль — что можно сделать такой ресурс — просто то, что мы один из своих фильмов выложили в Сеть и предложили за деньги его смотреть. Этот опыт оказался вполне успешным, и мы решили пойти дальше. После чего уже столкнулись с этими проблемами. Уже потом мы осознали важные вещи: что интернет состоит на 95% из ворованного контента, что выставлять фильмы с оплатой слишком рискованно... Мне кажется, это пока что бессмысленные усилия — насаждать культуру легального распространения кино в Сети. Даже когда у нас признают пиратство уголовно наказуемым деянием, сами пользователи не скоро переключатся на легальные ресурсы. Этот вопрос очень и очень долго еще будет решаться.
Работающий только на территории Америки сервис — простой и надежный. Оформляешь подписку — смотришь кино, пока глаза не лопнут. Специализируется, соответственно, на беспроигрышных версиях: «Амаркорд», трилогия Кесьлевского, документальное кино (особенно много — про Элвиса). Ну и аниме
Подпишитесь на нас в социальных сетях