Цветы обыденного зла
Что происходит у тебя за спиной?
7 августа в «Олимпийском» ждали приезда Мадонны, Толоконникова, Алехина и Самуцевич готовились к своему последнему слову, а на Арбате начали незаконный снос дома №41, в свое время пережившего пожар двенадцатого года. Использование бульдозера привело к тому, что трещинами пошли и соседние здания — дом Окуждавы, Военно-окружной суд и особняк архитектора Мельникова (всемирно известный памятник советского авангарда).
Нельзя сказать, что московские власти совсем уж бездействовали. От департамента культурного наследия прибыл инспектор Дудкин и вынес предписание остановить немедленно снос. Впрочем, генеральный директор ЗАО «Строймонтажцентр-2000» Бугаков, оригинально ответил на это предписание: написал на бумажке «Не согласен» и приказал рабочим продолжить.
Можно предположить, что Бугаков был, наверное, рад истории с Pussy Riot. Еще бы, все эти бездельники с белыми лентам не мешают ему строить «многофункциональный комплекс элитного жилья с подземным паркингом на 2000 квадратных метров». (Кстати, по рассчетам независимых экспертов после такого подземного строительства дом Мельникова, где живет внучка архитектора, просто уйдет под землю.)
Нельзя сказать, что Бугакову совсем не мешали. Например, активистка «Архназдора» Наталья Самовер мужественно встала на пути у работающего бульдозера и увести ее смогла только полиция. Ну и штраф выписали за нарушение предписания — целых 200 тысяч рублей! Учитывая оценочную стоимость будущего жилья, это похоже скорее на насмешку.
В ЗАО «Строймонтажцентр-2000» сами говорят о том, что разрешение им выдал «кто-то еще». Карт-бланш от этих таинственных покровителей позволяет им смело посылать департамент культурного наследия и безнаказанно сносить при свете дня старинный арбатский дом.
Архнадзор
— общественное движение, защищающее исторический облик Москвы. Создано в 2009 году. Девизом является афоризм Овидия: «Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит»
Если задуматься, от этой истории зло берет чуть ли не больше, чем от приговора судьи Сыровой. К Хамовническому суду мы хотя бы пришли, мы требовали, мы кричали на весь мир: «Богородица, Путина прогони». А тут — ничего. Словно умерла бабушка, о существовании которой ты просто забыл.
Об однозадачности нашей оппозиции говорилось много. Занялись Pussy Riot, забыли про узников 6 мая, те же честные выборы и много чего еще. Либеральные журналисты также легко перескакивают с темы на тему, а активисты охотно переименовывают один белый ивент в другой.
Мы говорим «заниматься», но имеем в виду всего лишь «обращать внимание». Протесты работают как фонарик. И варваский снос дома поручика Мельгунова — пример как раз того, что происходит в «слепой» зоне, пока всеобщее внимание привлечено к чему-то другому.
Такая борьба — чуть ли не буквальное воспроизведение мифа о лернейской гидре. Одну голову отрубили, две другие выросли. С той лишь разницей, что у нас даже и не рубят ничего, просто кричат: «Эй, смотрите, какая у этой твари голова».
Мы все никак не можем понять, что не существует проблем по отдельности — сноса дома, процесса Pussy Riot, вырубки леса, фальсификаций на выборах... Весь список явно не поместится на спину Мадонне.
Болезнь всегда одна, сколько бы ни было симптомов.
В нездоровом обществе с мафиозными понятиями эта беда — группа людей, которая сомнительным образом удерживает власть с целью личного обогащения. Все остальное — вытекающие из нее частности. Цветы банального зла.
Подпишитесь на нас в социальных сетях