Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Все, что нужно знать о фестивале Soundscape

8–10 июля в парке Никола-Ленивец состоится фестиваль объемного звука в видоизмененном ландшафте Soundscape (на фестиваль будут бесплатно пускать по билетам отмененного Outline вне зависимости от того, были ли за них возвращены деньги или нет). ВОС решил разобраться, чего ожидать от Никола-Ленивца в начале июля, и отправил в парк своих корреспондентов. Интервью с организаторами, честный гид по Никола-Ленивцу и все остальное, что вам нужно знать о Soundscape.

Честный гид по Никола-Ленивцу

Многие не совсем понимают, что такое Soundscape и чего ждать от Никола-Ленивца с 8 по 10 июля, поэтому ВОС поговорил с соорганизаторами фестиваля Алексеем Морозовым и Марией Гончаровой.

Как придумали Soundscape?

Алексей Морозов: Изначально в Никола-Ленивце был всего один фестиваль «Архстояние», который относился к архитектурным объектам, потом в какой-то момент активные участники этого проекта поняли, что все самые выигрышные свободные пространства уже заняты архитектурными доминантами и пора бы уже делать что-то не материальное, не то, что остается и так или иначе видоизменяет ландшафты, пейзажи навсегда, а заниматься какими-то более эфемерными вещами. Так появилась Ночь новых медиа, когда все эти объекты и природные пространства стали обыгрываться с помощью света, звуков, музыки и даже запахов. Ночь новых медиа проходила три года, но потом по финансовым причинам ее не смогли проводить. Сейчас парк Никола-Ленивец начинает новый виток жизни с кинетическими и акустическими объектами. Так появился новый фестиваль Soundscape, который развивает как раз-таки звуковое и музыкальное направление, которое было одним из векторов Ночи новых медиа.

На фестиваль будут бесплатно пускать по билетам отмененного Outline (вне зависимости от того, были ли за них возвращены деньги или нет).

Мария Гончарова: Все это объясняется еще и тем, что визуальные эффекты значительно дороже, чем звуковые. Тут во многом и практические причины. Сам Soundscape начался еще, по сути, в том году, когда ландшафтный архитектор Иван Щетинин начал рубить тропу Мебиуса, но все это было частью «Архстояния». Тогда же Jan Amit записал первую звуковую инсталляцию, которая уже тогда играла на тропе Мебиуса. Все стало развиваться ближе к зиме: были записаны другие инсталляции. Ближе к весне все больше музыкантов приезжали сюда, смотрели место и начинали записывать инсталляции уже в рамках фестиваля и пробовать себя в живых выступлениях. Например, скрипачка Ася Соршнева, которая играла на Портале на электрической скрипке. На Soundscape будет от нее много музыкантов со всяким авангардом, минимализмом, Стивом Райхом, Эриком Сати.

Как вы находили музыкантов?

Мария Гончарова: Как правило, они находились сами. Например, Олег Нестеров, который всем известен по группе «Мегаполис», приехал сюда зимой отдохнуть. Он пошел гулять, заблудился, набрел на поляну Лабиринтов, и там его озарило.

Алексей Морозов: Нашел эту заснеженную поляну, прочувствовал эту акустику. Сам случайно оказался на тропе Мебиуса, то есть нашел две основные площадки фестиваля из трех. И понял, что нужно что-то делать.

Мария Гончарова: А он уже несколько лет занимается музыкальным проектом, который представляет собой акустический эмбиент.

В целом об истории Никола-Ленивца. Директор лагеря для маленьких архитекторов рассказывала, что изначально Никола-Ленивец задумывался как коммуна православного толка, но Союз распался и капитализм все чуть-чуть изменил. Что вы по этому поводу думаете?

Мария Гончарова: Если сильно упрощать, то так все и есть. Если вдаваться в подробности, то действительно у Василия Щетинина, который одним из первых приехал сюда в конце 80-х, была идея фикс — найти деревню далеко от больших дорог, но в то же время близко к Москве, чтобы можно было добираться на электричке или машине, чтобы обязательно были река, красивый вид и разрушенная церковь, которую нужно будет восстановить. Это именно его идея. Николаю Полисскому история с восстановлением храма не была особо интересна, он большого интереса к этому не проявлял.

Алексей Морозов: Насчет православия — в России сложилась такая ситуация: в конце 80-х во всей сфере андеграунда в творческих кругах была популярна религиозная тема, потому что в то время это было протестом. Поэтому церковь была скорее символом протеста и свободы, но постепенно эта история затухла. Изначально Никола-Ленивец был просто творческим поселком: приехал архитектор Щетинин, художник Полисский, дизайнер Копейко. Сначала к ним просто приезжали друзья, друзья друзей — их становилось все больше и больше. Постепенно через 15 лет это все оформилось в фестиваль «Архстояние», куда уже приезжали не только друзья друзей, но и вся культурная общественность столицы. Уже после того, как начали проводить фестиваль «Архстояние», появился меценат Максим Ноготков, которому очень понравилась местность. Он приложил свою руку к развитию и формированию территории как одного парка с одной инфраструктурой, который работает круглый год и принимает фестивали и различные мероприятия. Все это оформилось благодаря приходу капитализма. Но меценат разорился, и сейчас все держится само на себе с несколькими активными командами: командой «Архстояния», командой парка. У самого парка сейчас начинается новый виток. Вектор в эпоху капитализма был направлен в развитие мощных лэнд-арт-объектов, монументальных деревянных скульптур, архитектурных объектов. Сейчас новый виток — это многоканальная музыка, объемный звук, кинетические скульптуры как «Махалыч» Василия Щетинина, с которым его позвали на Burning Man. 

Мария Гончарова: В этом году он не успевает, потому что они не успели утвердить опорную конструкцию. Они предложили подъемный кран, но в Burning Man отказались, объяснив это тем, что куча обдолбанных наркоманов будут залезать и падать оттуда, что, в принципе, логично. Никакой другой опорной конструкции за такое короткое время просто физически невозможно придумать, поэтому они просто перенесли этот проект на следующий год. В следующем году мы также ходим делать в Никола-Ленивце фестиваль кинетический скульптуры, потому что в России этим никто не занимается.

А какие еще планы на будущее у Никола-Ленивца?

Алексей Морозов: В ближайшие пару лет есть план связаться более тесно с американским Burning Man, обменяться опытом. Потому что в целом площадки действуют немного синхронно. Тут всегда на Масленицу сжигали деревянные объекты, там раз в год сжигали во время фестиваля деревянного человека. Когда «Махалыча» позвали на Burning Man, мы общались с организаторами, и они в целом тоже заинтересовались. Скорее всего, Щетинин со своей командой поедет в этом году познакомиться и обменяться опытом. Сообщество российских бёрнеров приезжало в Никола-Ленивец на Масленицу, сейчас на Soundscape тоже собираются. Планируем сотрудничать в этом направлении.

Мария Гончарова: Также хотим выходить в город с инсталляциями, оформлять парковые пространства и так далее.

Алексей Морозов: Да, в принципе, инсталляции фестиваля — это поле экспериментов с объемным звуком, в ходе них появляются решения, которые можно внедрить в любом парке на основе той звуковой инфраструктуры, которая уже есть. Например, динамики, которые уже извещают: «Пройдите на парковку, заберите свою машину». На уже существующую инфраструктуру уже можно насадить любые как художественные, так и утилитарные решения, связанные с звуковыми системами. Сейчас даже уже с одним парком ведутся переговоры по этому поводу, но это пока что в секрете.

Что особенного в лайнапе фестиваля? и чьих выступлений ждете больше всгео?

Алексей Морозов: Лайнап состоит из трех основных блоков: экспериментальные электронные композиторы (Jan Amit, Дима Евграфов, Andrei OID и другие), авангардная академическая музыка в лице Аси Соршневой и ее ансамбля ICQ-project, которая путешествует по всему миру и играет премьеры композиций Стива Райха. Она выступает тут не только как музыкант, но и как куратор этого академического направления в рамках Soundscape, потому она привела за собой несколько музыкантов. В какой-то момент часть этих музыкантов просто будут стоять на тропе Мебиуса и играть одну композицию в разных местах — с каждой точки тропы она будет складываться по-разному, ее можно будет услышать по-разному.

Мария Гончарова: Я больше всего жду перформанса с Эриком Сати, которого должны играть на протяжении суток без остановки на рояле в поле. Композиция длится восемь минут 40 секунд, и разным музыкантам нужно будет играть ее непрерывно.

Алексей Морозов: Это будет около 24 часов.

Мария Гончарова: Они будут сменяться, конечно. Но мне кажется, само по себе это зрелище впечатляющее.

Алексей Морозов: Третье направление, хедлайнером которого выступит Олег Нестеров, — это акустическая средовая музыка, инструментальный эмбиент.

Мария Гончарова: Еще будет классная инсталляция — депривационная камера с пчелами. Тут тоже звук и среда. В общем, это камера, в которую ты ложишься, а под тобой в сетке летает и жужжит рой пчел. Они, естественно, тебя не могут никак укусить, и можно какое-то время просто лежать расслабившись и наслаждаться.

Гид по Никола-Ленивцу

дорога 

Перед поездкой в Никола-Ленивец стоит заранее продумать маршрут и пути отступления: до заповедника очень трудно добираться, особенно при отсутствии собственного автомобиля. Самый оптимальный вариант — доехать на электричке до Малоярославца или Калуги, а там взять такси (если в вас еще бурлит жажда приключений, то можно попробовать поавтостопить). В электричке вы рассмотрите достижения малого бизнеса в виде складывающейся косы, самой большой в мире детской раскраски, а также лизунов, вертолетиков и журнала «Тысяча советов и миллион ответов». В целом двухчасовая поездка окажется достаточно комфортной и приятной, если поблизости с вами не сядет пассажир с пакетиком сушеных кальмаров, а в вагоне не сломается кондиционер.

Анна Докучаева, редактор ВОС: Двухчасовая поездка в электричке еще приемлема, особенно если попадаются нормальные соседи по несчастью. Мы с Аней просто спали и периодически любовались тем, как процветает российское индивидуальное предпринимательство. Кажется, что в электричке скоро можно будет покупать акции «Газпрома», а не только носочки и чудо-тряпки. Но ад начался, когда мы ехали в машине по прекрасным дорогам Калужской области. По пути я уже готовилась перечитать легендарный материал «Как поблевать и не облажаться», но благо мне повезло.

На месте

Приезжать в парк лучше всего с самого утра, тогда впереди будет целый день на лесные прогулки и осмотр территории. Также днем у вас меньше шансов нарваться на комаров.

Аня Шпильковская, новостной редактор ВОС: После почти четырех часов в пути редакция ВОС прибыла на место с очень скептичным настроением: было жарко, голодно и не до конца понятно, что именно нас ждет. Казалось, что Никола-Ленивец — это не очень большое поле, на котором располагаются модные инсталляции, по бокам торчат красивые маленькие домики, где-то за ними течет река, а вокруг лес, тишина и покой. Организаторы фестиваля встретили нас и представителя Jagermeister в Малоярославце. Последующие полтора часа дороги главный по настоечкам рассказывал, как его впервые накрыло в Никола-Ленивце, что это лучшее место на свете, что он отводит там душу с семьей, без семьи, зимой, летом и прочее, прочее, прочее. Честное слово, я ожидала, что по приезде этот молодой человек вывалится из машины, побежит в поле, упадет на колени и начнет целовать землю, но, к счастью, этого не произошло.


Никола-Ленивец — это 600 га леса, полей, холмов, старого кладбища, архитектурных инсталляций и красивых видов, которые за один день не обойти и даже не объехать. Если вы планируете остаться в парке на несколько дней, то стоит заранее забронировать жилье. Это может быть место в хостеле, комната в гостевом доме или целый дом.

Анна Докучаева, редактор ВОС: В машине с нами ехал очень воодушевленный представитель Jagermeister. Он много говорил, высовывал руки из машины, чтобы потрогать траву, и вообще вел себя гиперактивно. После его восторженных рассказов, казалось, что нас везут в секту, где в последующем загонят в огромного Плетеного человека и сожгут в чистом поле.


Кроме того, если вас не пугает нашествие комаров, прямое взаимодействие с природой и удаленность от туалета, то в парк можно приезжать со своей палаткой.

Анна Докучаева, редактор ВОС: После того как обещанного домика на двоих не оказалось, нас заселили в так называемые казармы, которые, по сути, являются обычным хостелом. Поначалу у нас был небольшой шок: дверь для хоббитов, шконки вместо кроватей, трясущиеся от малейшего движения стены, тысяча комаров и орущие дети (но зато нам было у кого одолжить средство от комаров, без которого в Николу лучше не соваться). Пока мы тестировали все пути до первого этажа, дети пели Патимейкера и обсуждали предстоящую дискотеку. Времена, может быть, и совсем другие, место модное, музыка не такая, как была, но дети-то все те же. Если днем все это казалось невыносимым, вечер изменил наши впечатления о Никола-Ленивце. Мы жили рядом с баром, в котором, по всей видимости, постоянно собираются лучшие люди заповедника, и это было прекрасно. Один из работников Николы угостил нас вином, которое мы богемно распивали под звездным небом в окружении стаи комаров, а главный звукорежиссер Soundscape делился секретами фестиваля и загадывал желание, стоя между нами. Все работники Никола-Ленивца были как на подбор душевные, открытые и располагающие к себе люди. Перед сном к нам, как к сильным и независимым женщинам, пришла кошка, поэтому засыпать было особенно приятно: под крики неугомонных детей и мурчание кота.

Объекты

По приезде захватите на ресепшене карту парка, иначе велика вероятность потеряться, заплутать на тропе Мебиуса или не найти самые потаенные объекты. Вариации маршрутов стремятся к бесконечности и продумываются исключительно с оглядкой на количество времени и сил, а также на способность ваших ног ходить по лесу (долго и моментами в горку).

Аня Шпильковская, новостной редактор ВОС: С подачи Ани Докучаевой мы решили взять велосипеды и попытаться объехать максимальное количество объектов на них. Оказалось, что у нас есть всего полтора часа, а дороги в Никола-Ленивце настолько плохие, что впору было брать УАЗик. На моем велосипеде не работали тормоза, Аня просто отбила себе попу, но мы героически доехали до старой церкви, кладбища и воодушевляющего есенинского вида «река — поле — лес — Русь».

Самые интересные объекты расположены в лесу — Портал, тропа Мебиуса, поляна Лабиринтов. И именно на этих площадках будет проходить фестиваль Soundscape.

Анна Докучаева, редактор ВОС: Я достаточно скептически относилась к Никола-Ленивцу и самому Soundscape, потому что считала, что это очередное переоцененное модное мероприятие. Но когда я прошлась по объектам, я поняла, как ошибалась. Когда идешь по тропе Мебиуса, чувствуешь себя в каком-то другом мире: дремучий лес и спокойная музыка. Идешь и забываешь о том, что в Москве тебя ждет целый ворох проблем и забот. Там действительно можно бродить бесконечно долго.

Аня Шпильковская, новостной редактор ВОС: Хочу сказать отдельное спасибо Леше и Маше, которые возили нас по всему парку, показывали и рассказывали, управляющему хостела «Казарма» Сергею, который пересказал свой диплом про интегральный традиционализм Дугина и рубится в третьих «Героях» за Башню, а также детскому архитектурному лагерю, жившему в хостеле этажом ниже, за приятную ностальгию по лагерному детству и возможность узнать, что нынешние дети отплясывают на дискотеках под Эминема.

В Никола-Ленивце понравится и любителям лениво-созерцательного отдыха на природе, и просто уставшим от перекопанного центра и шума москвичам. В парк можно приезжать компанией, парочками, с семьей, детьми, питомцами — удивляться сплетению природы и технологий, купаться, пить вино на веранде, бегать по полям, попытаться залезть на колокольню старой церкви, смотреть на ночные туманы и отдыхать от города.

{"width":81,"columns":12,"padding":20,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+