Хеллбой в гостях у Бабы-яги
Мальчик из ада, или Сошествие в фольклор
У всех у нас в детстве все равно были комиксы, другие — по содержанию мифы древней Греции, сказки народов мира и адаптации рыцарских романов имеют с рисованными историями немало общего.
Представьте огромное количество персонажей, связанных сложными отношениями, — каждый со своей историей, иногда даже с несколькими версиями. Это супергерои, но, конечно же, и герои мифа. В обстоятельствах смерти Человека-паука невозможно разобраться без специального руководства (и боюсь, он еще воскреснет), но попробуйте поглубже вникнуть в нюансы похода аргонавтов — это еще сложнее.
Все сказки состоят из комбинации мотивов, клише, одних и те же историй, повторяющихся с разными персонажами. При помощи обмана смерть побеждает и болгарский крестьянин, и русский крестьянин, и грузинский крестьянин. И все — одним и тем же способом: утверждая, что она не сможет залезть в бутылку (или кувшин). Так же и большинство приключений супергероев состоят из нагромождений стереотипов, и лучшими сценаристами считаются те, кто умеет работать в рамках канона.
Эта запутанность, повторяемость, сосуществование сразу нескольких версий и создают магию комикса. Может быть, именно тот факт, что рисованные истории — это современные сказки, и приводит к тому, что в США дети учатся читать по комиксам, а не по книгам.
Для тех, кто хочет встретиться с мифами и сказками в супергеройской истории, существует «Хеллбой». Несколько десятков коротких рассказов и основной сюжет, который неторопливо развивается с начала 90-х. Главный герой — демон, проникший в наш мир в результате эксперимента оккультного бюро Третьего рейха и Распутина, тайно работающего на спящих в глубинах космоса древних существ. Однако Хеллбой попадет к американским военным и со временем становится лучшим в мире исследователем паранормальных явлений.
Эта завязка из бульварной литературы и рассказов Говарда Лавкрафта, дальше комиксы Миньолы обрастают все новыми подробностями. Главный герой притягивает к себе истории, взятые из Библии и средневековых сказаний, поэм Эдгара Алана По и слухов о нацистской космической программе. Африканские легенды переплетаются с ирландскими, а рассказы о ведьмах времен английской революции — с центрально-европейскими вампирскими сагами. Главный герой оказывается одновременно и зверем Апокалипсиса, и королем ведьм и законным наследником короля Артура.
Хеллбой — современный супергерой, который погружается в измерение фольклора, от волшебных сказок постепенно переходя к мифу.
Создатель «Хеллбоя» Майк Миньола долгое время рисовал обложки и истории для издательств Marvel и DC (самая известная — история про Бэтмена XIX века Gotham by Gazlight). После успеха Хеллбоя (две экранизации и мультфильмы) он стал рисовать и писать сценарии для других своих комиксов. Кроме того, он автор книги «Балтимор, или Стойкий оловянный солдатик и вампир».
Но тем не менее Хеллбою приходится играть по навязанным правилам. Участвовать в Дикой охоте, сражаться с великанами, пожертвовать свой правый глаз и, как и всякому эпическому герою, умереть. Но даже это клише Миньола использовал по-своему. Хеллбой оказался в аду и снова попал в сказку, состоящую из смеси рождественской истории Диккенса и поэмы Данте. Пока вышло два номера: это сказка, которая происходит на наших глазах.
Подпишитесь на нас в социальных сетях