Темная сторона
Тимура Новикова
Тот-кого-не-стоит-забывать
С 24 января по 24 февраля ММСИ в Ермолаевском проводит ретроспективу Ольги Тобрелутс «Новая мифология». Кому-то работы Тобрелутс покажутся малобюджетным аналогом популярных инсталляций AES+F. Приемы, которые использует художница, вряд ли смогут впечатлить сегодняшнего зрителя: Адам и Ева с лицами Мадонны и Элвиса Пресли и античная Венера, страдающая анорексией, — коллажные соединения классического искусства и поп-культуры давно стали банальностью (возможно, поэтому на вернисаже почти нельзя было встретить молодых людей). Новая академия, с чьей эстетикой связан метод Тобрелутс, — та часть истории русского современного искусства, о которой помнит в основном поколение 80-х. Мы решили, что продолжаться так дальше не может: W→O→S рассказывает об основателе Новой академии Тимуре Новикове и в очередной раз объясняет, почему андеграундная культура времен перестройки обретает актуальность именно сегодня.
Тимур Новиков: хронология
Работы Тимура Новикова хранятся в собраниях музеев от Петербурга до Нью-Йорка. После смерти художника в 2002-м почти каждый год проводятся выставки — персональные и вместе с другими участниками группы «Новые художники». Почти все ретроспективы организованы кураторами из числа друзей и учеников Новикова, а за формальным признанием кроется равнодушие — как будто сам художник покрывается паутиной. На самом деле он был пророком и провокатором — и одним из первых поднял темы, расколовшие общество в 2012-м. Для того чтобы вспомнить, как развивалось художественное движение, центром которого был Тимур, мы составили краткую хронологию событий.
Автопортрет. Конец 70-х
Новиков в документах
Фотографии предоставлены Андреем Хлобыстиным.
Созданная в 1997-м Тимуром Новиком и Андреем Хлобыстиным организация «Художественная воля», перенявшая черносотенную эстетику, издает одноименную газету, а затем и журнал; еще один журнал в том же духе — «СусанинЪ». Издания полны ядовитой сатиры на московский арт-эстеблишмент — то, что петербуржцы называли салонным акционизмом.
В 1998 году «Художественная воля» вместе с Новой академией устраивает акцию «Сжигание сует», посвященную 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория. Тимур и его ученики сжигали свои картины, порнографические изображения и журналы, в том числе «Радек» Олега Кулика, существующий до сих пор «Художественный журнал» и легендарный «Птюч».
Тимур Новиков на концерте «Поп-механики».
В 2000-е «гороховый флаг» стал официальным символом «Пушкинской 10» — художественного центра на месте старейшего ленинградского сквота.
Так выглядел Тимур в последние годы жизни.
В 1996-м от загадочной болезни умирает Сергей Курехин, в том же году находят повешенным Вадима Овчинникова, одного из лидеров «Новых художников». В 1997-м во время поездки в Нью-Йорк Новиков оказывается в коме и необратимо слепнет. Ходят слухи о скорой кончине художника. Издеваясь над сплетниками, он назначает свидания и деловые встречи на ближайшем к инфекционной больнице Боткина кладбище — в Некрополе с могилами Чайковского, Достоевского, Крамского и др. Там же был написан «Манифест неоакадемизма».
Новиков в прямой речи
W→O→S публикует архивные материалы последних лет жизни Новикова, когда он нападал на современное искусство — и даже истреблял его задолго до хоругвеносцев и православных активистов.
Если Тимуру периода «Новых художников» свойственна невероятная скорость в восприятии и формировании новых тенденций, то Тимур Петрович Новиков периода созданной им в сквоте на Пушкинской, 10 Новой академии изящных искусств стремился только к повторению и сохранению классических форм, монументальности вечного идеала красоты, найденного в античности и заново обретенного в эпоху Ренессанса.
Постепенно Новиков приходит к полному отрицанию современного искусства, обвиняя его в сознательной войне против красоты, желании убить Аполлона. Как художник он всегда оставался далек от политики, но эстетические его взгляды становились все более консервативными. В последних выступлениях он полностью открещивается от модернистской традиции, часто говорит о Малевиче, Кандинском, Пикассо как врагах прекрасного.
Все это сочетается с ульраконсервативной риторикой и поворотом к православию. Важно, что и здесь Тимур Новиков был пионером — он был новым правым тогда, когда у нас не было еще моды и движения новых правых. Художник точно чувствовал, куда подует ветер, и еще до того, как это случалось, в гротескной форме преподносил зрителю то, что очень скоро становилось предметом всеобщего обсуждения. Понятия «традиционализм» и «консерватизм» он трактует вольно — очевидно, что они интересовали его скорее с эстетической точки зрения.
Мы никогда не узнаем (и сложно даже предположить), в каком лагере оказался бы Тимур Новиков в 2012-м, что бы он сказал по поводу акций группы «Война» и Pussy Riot. Вряд ли бы он стал активным участником дискуссий. Скорее бы делал объекты и писал манифесты нового направления, которое станет актуальным еще лет через десять.
Подпишитесь на нас в социальных сетях