Женская грудь
в истории искусства
Кто, как и почему рисовал женские бюсты
Редкий художник обошел вниманием женскую грудь. Объект желания и поклонения, она занимает центральное место в живописи, и W→O→S предоставляет возможность выбрать в этом буйстве форм идеальную грудь.
Якоб Фердинанд Фут – Мария Манчини
в образе Клеопатры
Под прикрытием
Как известно, одетая женщина интригует больше, чем обнаженная. Начиная со Средних веков благородные дамы на портретах изображались в корсетах, подчеркивающих их прелести. Степень откровенности декольте могла варьироваться, от совсем невинных у Шардена до магнетически порочных у Рубенса, но бесспорно одно — эротики в таких полотнах гораздо больше, чем у живописцев, отказавшихся прикрыть своих героинь.
Питер Пауль Рубенс – Дама в соломенной шляпке; Квентин Массейс; Жан Фуке – Агнесса Сорель;
Корнелис Ван Харлем - Монах и монахиня
Популярные сюжеты
В истории живописи есть несколько канонических сюжетов, обязательно подразумевающих изображение женского бюста. Их можно встретить в работах Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Буше и других мастеров.
Христианство
Богоматерь и Мария Магдалина — важнейшие женские образы Нового Завета. С обнаженной грудью чаще изображали первую, чтобы подчеркнуть ее материнское начало.
Франческо Айец – Задумавшаяся
Размеры
Как ни странно, культ большого бюста, распространенный в наши дни среди мужчин, в истории искусства отражение находил не всегда. В соответствии с меняющимися идеалами красоты художники изображали в основном маленькую или среднюю грудь. Однако отдельные ценители упорно рисовали только размер «плюс», видя в нем настоящую, первобытную женственность. Среди таких — Эдуард Мане и Борис Кустодиев.
Тамара де Лемпицка
Лоренцо Лотто – Венера и Купидон; Эдуард Мане – Блондинка с обнаженной грудью;
Джованни Баттиста Морони; Фредерик Базилль
Нижнерейнский мастер – Любовные чары!; Квентин Массейс; Вильям Адольф Бугро – Купальщица;
Фредерик Лейтон – Античная жонглирующая девушка
Здесь могла бы быть грудь
Существуют картины, в которых женская грудь обойдена вниманием художника. Метафора ли это или протест против гендеризации в искусстве, однако сегодня мы имеем работы Цюгюхары Фужита и Казимира Малевича, где дама есть, а бюста — как не бывало.
Коллективная выдумка
Анри Матисс
Абстрактная грудь
С наступлением ХХ века мода на реалистичное изображение человеческого тела проходит, теперь это только конструкция из геометрических форм. И если в «Синей обнаженной» Анри Матисса еще угадываются женские черты, то, например, украинский художник и скульптур Александр Архипенко изображал женскую фигуру как набор плавных линий, лишь намекая на вторичные половые признаки.
Жан Огюст Доминик Энгр – Турецкие бани
Ожерелье бюстов
Некоторые художники предпочитали привлекать зрителя количеством, а не качеством изображаемых бюстов. Кто-то множил красоту, рисуя буквально плеяды обнаженных до пояса натурщиц, а кто-то фантазировал на тему физических отклонений у одной женщины. Так или иначе скопления грудей на одном полотне выглядят довольно странно и походят на календарь из старинного мужского журнала. Так, один из лидеров французского академизма Жан Огюст Доминик Энгр на картине «Турецкие бани» 1863 года изобразил целый каталог грудей разных форм и размеров.
Страшная грудь
Далеко не все живописцы относились к женской груди с почтением. На некоторых полотнах недостатки бюстов доведены до гротеска, символизируя старость, болезнь, физическое или душевное уродство. Так, фламандец Квентин Массейс намеренно деформировал декольте своей героини на полотне «Уродливая герцогиня», чтобы усилить сатирический эффект портрета.
Элисеу Висконти - Обратная сторона женщины; Квентин Массейс; Лам Куа - Гипертрофия;
Матиас Грюневальд
Капля воды
Особое мнение
История знала и таких мастеров, которые сделали грудь своей музой, посвятив ей огромный пласт творчества. Но если пристрастие Рубенса к изгибам бюстов не вызывают вопросов (это барокко), то, например, для сюрреализма изображение женских прелестей было не так характерно. Однако бельгийский сюрреалист Рене Магритт не просто любил рисовать грудь, а зачастую ставил ее буквально в центр художественной композиции, как на картине «Изнасилование».
Подпишитесь на нас в социальных сетях