Мастурбация на глазах у диктатора
Неизвестная Саня Ивекович и феминизм в искусстве
В лондонском Королевском Колледже Искусств прошла конференция «23 процента», посвященная ретроспективе хорватской художницы-феминистки Сани Ивекович в South London Gallery и галерее Calvert 22. В стране, где существует почти вековая традиция феминизма, где разрешены однополые браки, разница между заработком мужчин и женщин по-прежнему остается существенной: ее процентное выражение и стало названием конференции. W→O→S поговорил с докладчиками об актуальных вопросах современного феминизма, узнал у художницы с русским именем Саня, почему она не хочет уезжать из Югославии, о чем думает каждое утро и что ее связывает с Мариной Абрамович.
Кто был
Уже сам состав и внешний вид спикеров отличал «23 процента» от очередной конференции с участием серьезных ученых в унылых костюмах, читающих доклады с листа.
• Во-первых, приехала сама Ивекович, хрупкая, но бойкая хорватская художница 64 лет, объявившая себя феминисткой еще в 70-е.
• Во-вторых, ее собеседником был харизматичный арт-критик и куратор-феминист Ксавьер Аракистян, высоченный трансвестит в юбке, на каблуках и с гигантским начесом. В 1999-м он курировал выставку Trans Sexual Express, в 2007-2011 годах был директором культурного центра Montehermoso в Испании.
• Вслед за ними выступила Кэти Дипвелл, известный арт-критик, основатель и редактор международного феминистского журнала по искусству n.paradoxa, немолодая страстная женщина с короткой мальчишеской стрижкой и совершенно без макияжа. Ее гид по феминизму скачивают ежемесячно 300 человек, а доклад на конференции назывался «Нам не нужна другая героиня: альтернативные нарративы Сани Ивекович».
• Завершающую речь произнесла французский историк искусств и критик Элизабет Лебовичи, автор блога «Красивое зло» и участница активистской группы OUI OUI OUI, очень дружелюбная лесбиянка с ирокезом и массивной бижутерией.
Основной посыл
Феминизм давно вышел за границы борьбы за эмансипацию женщин. Современный феминизм — политическое и философское течение, основная цель которого — равноправие в целом. Если говорить об ущемленных правах, одними женщинами, естественно, не обойдешься. В Великобритании огромное количество мужчин-феминистов, особенно в академической среде и среди молодежи. Речь не только о сочувствии к женщинам, но и об эмансипации мужчин, на которых гендерные установки давят не меньше.
Жанна Фриске «Будь мужчиной»
Сложный ответ хорватского куратора Иваны Баго на как будто бы простой вопрос об основных достижениях феминистского движения:
Ксавьер Аракистян о том, что значит быть мужчиной-феминистом сегодня:
Саня Ивекович родилась в Загребе в 1949 году и прожила вместе с Югославией ее неспокойную историю: репрессии, падение коммунизма, распад страны и кровавую братоубийственную бойню.
В проекте Double Life Ивекович сопоставляет снимки в глянцевых
журналах с фотографиями из личного архива
есмотря на признание критиков, участие в последней dOCUMENTA (13), а также масштабные ретроспективные выставки в MoMA в Нью-Йорке и Mudam в Люксембурге, хорватская художница Саня Ивекович мало известна в России. Удивительно, что первая персональная выставка настолько значимой художницы даже в Великобритании проходит впервые. Название «Неизвестная героиня», отсылающая к одной из основных тем Ивекович — стиранию женских имен из мировой истории, — оказывается верно в отношении самой художницы.
Саня Ивекович считается пионером в области видео, фотомонтажа и перформанса на феминистские темы. Как правило, ее интересуют сложные вопросы: стирание имен женщин из истории, домашнее насилие, идеология и власть в любом проявлении — патриархальная, социалистическая или капиталистическая. Она часто использует формат коллажа и работает с журнальными и рекламными образами. Любимый прием Ивекович — использование того медиума, фиктивность и гламурность которого она хочет подчеркнуть. Это делает ее работы особенно выразительными и доступными широкой аудитории.
Словенский социолог Растно Мочик о проблеме Восток / Запад:
«Идеология, которая строится на оппозиции Восток / Запад, не только обворовывает историю с обеих сторон, но и лишает нас общей истории, пресекает любую возможность совместной истории в будущем... Она сковывает эту вечную неравную пару, одна часть которой обречена на нескончаемые старания избавиться от фантома своего прошлого, в то время как другая — на бесконечное аутичное празднование собственного идиотизма».
Куратор выставки «Саня Ивекович — Неизвестная героиня» Лина Дзюверович о запоздалом признании Ивекович на Западе:
«Метафора Мочника о близорукой паре, где оба участника запутались в собственной борьбе, не замечают друг друга и не в состоянии найти взаимопонимание, отчасти объясняет, почему первый в своем роде концептуалист, активист и феминистка Ивекович оказалась в Великобритании с масштабной выставкой только сейчас».
Ивекович об идеологии:
«Главное следствие жизни и работы в социалистической стране: ты очень рано понимаешь, что ничего не существует вне идеологии. Все, что мы делаем, имеет социальную нагрузку, и разделение на политику и эстетику бессмысленно».
О Югославии:
«Я очень люблю Югославию. Сколько бы я ни ездила в студенческие годы в Европу или Америку, я всегда с радостью возвращалась домой. Запад не показался мне "лучшим местом"».
О феминизме:
«Это очень сложное понятие, и я люблю отвечать на этот вопрос словами английской писательницы Ребекки Уэст: "Я никогда не могла выяснить, что такое феминизм. Я только знаю, что люди называют меня феминисткой каждый раз, когда я выражаю чувства, отличающие меня от половой тряпки или от проститутки"».
Об искусстве:
«Каждое утро я задаю себе вопрос, зачем оно нужно? Какого черта я вообще этим занимаюсь?»
О Марине:
«Ну почему каждый считает своим долгом спросить меня про Марину? Да, мы работали год вместе, это было давно, больше мне сказать нечего, это не имеет ко мне никакого отношения».
О капитализме:
«Я не хочу участвовать в рыночном товарообмене. Я занимаюсь искусством не для того, чтобы продавать. Разумеется, мне нужно кормить семью, и мне приходится продавать свои работы, но исключительно общественным организациям».
Об эстетике:
«Разницы между политикой и эстетикой не существует».
О медиа:
«Мне кажется, что влияние медиа на создание нашей реальности со временем стало намного сильнее. В 70-е анорексия и булимия еще не были медицинскими терминами».
О телевидении:
«Когда я начинала, телевидение было молодым и наивным медиа. На центральном канале у нас даже была передача "ТВ галерея", куда приглашали художников и они могли делать все, что хотели. Сегодняшнее телевидение — это символ потерянного публичного пространства, оно полностью приватизировано».
одной из своих самых известных и провокационных работ 1979 года «Треугольник» юная Ивекович сидит на балконе с сигаретой, книгой, бутылкой вина и пальцами между ног. Действие происходит в период официального парада маршала Тито по главной улице Загреба, во время которого обычным жителям давали приказ не высовываться. Через мгновение после невинного (по сегодняшним меркам) перформанса на пороге художницы оказался полицейский, по рации узнавший от своего коллеги о поведении Сани. Документация перформанса представляет «треугольник» из фотографий Сани на балконе, силуэта секьюрити на крыше и толпы, приветствующей маршала. Эта работа — критика всепроникающей власти государства и ее параноидальной системы слежки, которые напоминают роман «1984». Кроме того, это яркий образец художественного акта гражданского неповиновения.
Редкая любительская запись перформанса
Practice Makes a Master:
Еще четыре художницы-феминистки
Ханна Уилки
Американская феминистка Ханна Уилки обрела популярность в 1960-е благодаря глиняным скульптурам вагин, которые впоследствии стали ее фирменным стилем. Эти первые откровенные изображения вагин часто считают следствием женского освободительного движения во время второй волны феминизма в Америке. Уилки продолжала делать скульптуры вагин различных цветов и размеров и с использованием разных материалов в течение всей жизни. В 1993 году художница умерла от лимфомы. Ее последняя работа Intra-Venus — шокирующая документация изменений и распада тела в процессе лечения химиотерапией.
Синди Шерман
Шерман — одна из самых дорогих современных художниц и, пожалуй, самое растиражированное лицо арт-мира. Ее имя знают все, а недавнее участие в рекламных кампаниях Marc Jacobs и коллаборации с Comme des Garçons и Balenciaga сделали ее звездой еще и модного сообщества. Шерман знаменита своими концептуальными автопортретами, один из которых был продан в прошлом году за $4 млн. Она сама себе фотограф, стилист, визажист и модель одновременно. Как и большинство художниц-феминисток, ее интересует проблема репрезентации женщины в обществе и медиа, а также тема фальши в фотопортретах. Самая знаменитая работа Шерман «Без названия. Кадры из фильмов» — это серия из 69 черно-белых фотографий, стилизованных под кадры из американских фильмов нуар.
Марта Рослер
Американская художница Марта Рослер — одна из самых важных и влиятельных художниц своего поколения, интеллектуал, феминистка и пионер видеоарта и фотомонтажа. Рослер исследовала дикость и глупость патриархальной Америки 1970-х, а также мифы и феномены современной культуры в целом. В знаменитых фотомонтажных работах «Красивое тело, или Красота не знает боли» и «Война с доставкой на дом: дом, милый дом» Рослер поднимает не только феминистские вопросы, но и общегражданские. В ранней и самой известной работе «Семиотика кухни» Рослер перечисляет типичные предметы кухонной утвари в алфавитном порядке, совершая при этом агрессивные жесты, будто доведенная до ручки домохозяйка.
Джо Спенс
Английский фотограф Джо Спенс больше всего знаменита своими автопортретами, документирующими ее борьбу с раком груди. Как феминистка и пациент онкоцентра, Спенсер много работает с популярной среди художниц-феминисток темой репрезентации тела. Она критикует взгляд на женское тело как на объект мужского наслаждения и нарушает табу на изображение больного женского тела. Самая знаменитая и героическая работа Спенсер — «Картина здоровья» (1982): художница начала работать над ней после того, как ей диагностировали рак груди. Серия автопортретов в процессе лечения — это одновременно и альтернативная терапия, и критика современной медицины.
Подпишитесь на нас в социальных сетях