Редкостный мудборд: Мать Тереза
Карандаш в руках Бога или расчетливая сумасшедшая?
Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) посвятила свою жизнь благотворительности, делу мира и Богу. В альтернативной версии она управляла огромными финансовыми потоками и наслаждалась страданиями бедных. W→O→S сравнил традиционный взгляд на мать Терезу с позицией покойного журналиста Кристофера Хитченса, автора книги «Мать Тереза: Миссионерская позиция» — его разоблачения подтвердили в начале марта канадские исследователи.
Канонический взгляд:
Безупречный образ. Кротость, милосердие, любовь, мир, спокойствие, достоинство.
Альтернативная версия:
По утверждению психолога из Университета Монреаля Сержа Ларивье, не последнюю роль в формировании образа матери Терезы сыграл журналист BBC Малкольм Маггеридж. Он поддерживал позицию матери относительно абсолютного запрета на аборты и в целом предельно жесткого обращения с пациентами. В 1968 году, по словам Ларивье, Малкольм сумел провести рекламную кампанию по поддержке образа «святой» Терезы. За два года до ее смерти вышла книга Хитченса, впервые поставившая святость матери под сомнение.
«Люби: чем больше ты разделишь
с другими, тем большим будешь обладать».
Канонический взгляд:
С самого начала к матери Терезе потянулось множество волонтеров и благотворителей. Добрая слава и репутация монахини укреплялись чуть ли не с каждым днем. Количество пожертвований в пользу больниц, приютов, школ постоянно увеличивалось за счет как простых людей, так и крупных бизнесменов и компаний. Терезе присуждалось множество наград, среди них Нобелевская премия мира и медаль Свободы от президента Рейгана. Но даже те деньги, которые выделялись на банкет по случаю церемонии награждения, отдавались «ее людям», то есть нуждающимся.
Альтернативная версия:
Огромные финансовые потоки, направляемые на счета организаций матери Терезы, мало поддаются контролю. Нельзя сказать, куда они направлены и на что именно тратятся (к примеру, фонд напрямую не выделял денег на устранение последствий страшнейшей катастрофы на химическом заводе в Бхопале). В 1998 году немецкий журнал Stern опубликовал материал, в котором указывается, что только 7% получаемых фондом средств идет на благотворительность.
«Бог не создавал нищеты; ее создали мы.
Перед лицом Бога мы все нищи».
Канонический взгляд:
Мало у кого образ кроткой матери Терезы вызывает ассоциацию с насилием. Важное направление ее деятельности — помощь во время военных конфликтов. Известен случай, когда ей удалось убедить израильскую и палестинскую армии на время прекратить огонь, чтобы вывезти 37 детей, оказавшихся в ловушке прямо на линии фронта.
Альтернативная версия:
Среди друзей Терезы было замечено много сомнительных личностей, в том числе Жан-Клод Дювалье, диктатор и правитель Гаити, приверженец массовых репрессий. Более того, Тереза получила от него орден Легиона славы вместе с бонусным $1 млн, судьба которых неизвестна.
«Я никогда не присоединюсь к антивоенному движению.
Позовите меня, когда появится движение за мир».
*
Канадские психологи проанализировали образ матери Терезы, созданный прессой,
и развенчали миф о ее святости.
*
Канонический взгляд:
Как говорила сама Тереза — она чувствовала себя карандашом в руках Бога. Бог — главная любовь ее жизни. Ей приходилось отказывать себе во многом, работать буквально без отдыха, находя радость в заботах о больных и убогих. В каждом из них она видела Бога, каждого считала уникальным, каждого любила.
Альтернативная версия:
Мать Тереза была фанатичкой. Ее постоянные видения напоминают симптомы психического заболевания. В калифорнийской больнице (где она вдали от бедняков Калькутты лечилась от сердечного заболевания) над ней даже провели обряд экзорцизма. Уже после смерти матери Терезы появились свидетельства того, что она страдала от отсутствия веры.
«Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует — пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль — у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда».
Канонический взгляд:
Фонд Матери Терезы насчитывает несколько сотен благотворительных организаций, приютов, больниц, школ, домов милосердия по всему миру. В них любой страждущий может рассчитывать на поддержку и помощь, в первую очередь по поддержанию здоровья. Сейчас количество людей, работающих в благотворительных организациях, которые были основаны при участии матери Терезы, превышает 300 000 человек.
Альтернативная версия:
Роберт Фокс, редактор медицинского журнала Lancet, еще в 1996 году отметил, что фонд матери Терезы активно привлекает волонтеров, но не врачей. Таким образом, создается иллюзия помощи больным с сомнительными результатами. Мать Тереза держала свои клиники в плачевном состоянии не из-за недостатка средств (их бы хватило с лихвой), а так как считала, что страдания полезны — они приближают больных к Богу. Ее центральный хоспис в Калькутте — две комнаты на 60 человек, заставленные матрасами. Из болеутоляющих есть только аспирин и, если повезет, ибупрофен.
«Помогать падшим — божественное занятие».
Канонический взгляд:
В 2003 году мать Тереза Калькуттская была причислена католической церковью к лику блаженных: одним из главных критериев является наличие в послужном списке чуда. Факт свершения чуда проверяет специальная комиссия из врачей, теологов и кардиналов. Однажды такая комиссия одобрила чудо в отношении Терезы. Уже после смерти монахини индийская девушка Моника Бесра, страдавшая раком желудка в поздней стадии, излечилась за одну ночь с помощью молитв и медальона, когда-то освященного матерью Терезой, лежавшего на животе девушки. Чудо было признано состоявшимся.
Альтернативная версия:
Факт чуда признан специальной комиссией, но не близкими больной. Супруг Моники не верил в спасительную силу медальона. Доктора, лечившие Монику, также отрицали факт некоего абстрактного чуда, признавая, что главную роль сыграло именно традиционное лечение. Основным доказательством немедленного исцеления служила история болезни, загадочным образом пропавшая сразу после беатификации.
«Я хочу помочь вам найти Бога.
Когда вы найдете его, тогда это уже ваше дело — чего вы хотите от него».
— Любовь моя, Иисус мой, не проси меня о том, что мне не по силам. Я не достойна этой милости. Я грешна, слаба. Найди себе другую, более достойную и щедрую душу, чем моя.
— Ты стала моей невестой из любви ко мне. Ты приехала в Индию из любви ко мне. И сейчас тебе страшно ради меня, твоего Супруга, ради спасения душ, еще один шаг? Твое великодушие остывает? Для тебя я иду лишь вторым? Оденься в простые одежды индийских женщин. Твое сари будет свято, потому как станет моим символом.
— Освети мне путь. Не дай обмануться. Если именно ты хочешь этого, подай мне знак. Мне очень страшно. Мне страшно жить подобно индусам: одевать их одежды, есть их пищу, спать, как спят они, жить вместе с ними.
— Ты всегда говорила: «Делай со мной все, что пожелаешь». И сейчас я хочу действовать. Позволь мне сделать это, моя малышка, моя маленькая жена. Не бойся. Я всегда буду рядом.
— Иисус, мой Иисус, я лишь твоя. Делай со мной все, что пожелаешь, как ты того пожелаешь, и так долго, насколько ты пожелаешь. Я люблю тебя не за то, что ты даешь мне, а за то, что берешь.
— Малышка моя, мне нужны души. Принеси мне души бедных детишек с улицы, больных, умирающих. Есть много моих слуг, которые заботятся о душах богатых и обогретых. Но для моих любимых детей, для нищих — нет никого. Принеси веру в меня в те дыры, где живут самые бедные.
Диалог между Господом и Матерью Терезой,
записанный с ее слов
Подпишитесь на нас в социальных сетях