Только хардкор: Американские комиксы 90-х годов
Смерть Супермена, инвалидность Бэтмена и голографические обложки
Недавно я писал о том, что парадоксальным образом в 90-е годы России с комиксами было гораздо лучше, чем сейчас. Но к началу 2000-х от многочисленных переводов и попыток создать российский комикс не осталось и следа. Кажется, мне удалось найти объяснение этого неожиданного взлета и падения.
Причина кроется в тех изменениях, которые в это время происходили с американскими комиксами. Никогда еще рисованные истории не играли такой важной роли в популярной культуре, как в 90-е. Сейчас комиксы знают благодаря высокобюджетным экранизациям, в то время они продавались миллионными тиражами и становились сенсациями сами по себе. С другой стороны, содержание популярных комиксов того времени выглядит странно, особенно если посмотреть на то, что происходило с самыми известными супергероями.
Как же персонажи дошли до такой жизни?
Этому есть две причины, и они взаимосвязаны.
Первое — бум коллекционирования комиксов. Сейчас, благодаря «Теории Большого взрыва» и «Симпсонам», мы знаем, что старые комиксы стоят очень дорого. Но это не всегда было так. Всю свою историю комиксы продавались детям за несколько центов, годами пылились в коробках и часто выбрасывались при первой возможности. Таким образом, к середине 80-х старые комиксы стали очень редкими и оценивались в сотни тысяч долларов. Из этого комикс-зануды всего мира сделали неожиданный вывод: современные комиксы тоже будут стоить много денег, если подождать достаточно долго.
Издатели приняли новые правила игры. Они начали выпускать комиксы специально для коллекционеров и старались сделать их как можно более привлекательными внешне: с наклейками, блестящими обложками, голограммами, разными вариантами одного и того же рисунка.
Супермен
как инвестиция
Темный век супергероев
Изменилось и содержание. В 1986 году одновременно вышли «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера и «Хранители» Алана Мура — первые комиксы, о которых стали говорить как о серьезной литературе. Главное, они нашли новую аудиторию — взрослых.
В этих комиксах рассказывались мрачные истории о постаревших и утративших идеалы героях, о массовых беспорядках и надвигающемся конце света. Издатели поняли все буквально, связав успех Миллера и Мура с обилием жестокости и демонстрацией темных сторон супергеройской жизни. Отныне все супергерои должны были сходить с ума, как Роршах, или быть такими же беспощадными, как постаревший Бэтмен. Шокирующие события и неожиданные сюжетные повороты должны были привлекать коллекционеров не меньше, чем голограммы на обложках.
Вот что творилось на страницах комиксов:
Комиксисты — кумиры подростков
Изменилось отношение к авторам. Раньше единственной публичной фигурой в мире комиксов был основатель компании Marvel Стэн Ли. Большинство людей, занятых в создании комиксов, воспринимались как безликие работники конвейера (даже те великие художники, что вместе с Ли создали всех классических супергероев компании). Достижения Алана Мура и Фрэнка Миллера, а также возросшие тиражи превратили художников и сценаристов в мегазвезд.
Канал Sci-Fi транслировал шоу Sci-Fi Buzz, где гостями могли стать как Алан Мур, так и создатели комикса Elf Quest.
Но главными звездами эпохи были двое — Роб Лайфелд и Тодд Макфарлейн. Первый создал одно из самых успешных ответвлений Людей Икс — X-Force. Второй вновь сделал Человека-паука крутым и изобрел Венома. Они оба продавали комиксы миллионными тиражами и стали популярными медиафигурами. В итоге вместе с несколькими другими новыми авторами в 1992 году Лайфелд и Макфарлейн основали издательство Image, где авторы, в отличие от старых компаний, сохраняли права на своих героев.
Компания Image собрала воедино все стереотипы 90-х об успешном комиксе: все герои были жестоки, разочарованы в своих идеалах и обладали внушительной мускулатурой:
Этот ролик 1991 года воплощает собой все темные стороны 90-х: Роб Лайфелд и Тодд Макфарлейн, самые высокооплачиваемые комиксисты-звезды под руководством насмешливого Стена Ли придумывают перекаченного мускулистого персонажа в цепях по имени Overkill.
90-е были тем редким временем, когда создатели комиксов могли стать персонажами видеоигр.
В игре Comix Zone コミックスゾーン рок-музыкант и автор комиксов Скетч Тернер становится пленником собственной книги и должен побеждать врагов и разгадывать головоломки. Графика создавалась при помощи реальных комиксистов, к игре прилагался диск с хард-роковыми композиции и другие бонусы. Сама игра развивается как комикс — герой путешествует между панелями. Comix Zone была воплощением крутизны, но не стала популярной из-за того, что к моменту ее выхода сама приставка Sega Mega Drive уже устарела.
Эти авторы вели себя как рок-звезды. Тодд Макфарлейн выступал с философской речью перед каждым выпуском мультфильма о своем самом популярном персонаже Спауне. Но ему и не снилась популярность Лайфелда. Тот появлялся в рекламе Levi’s, снятой Спайком Ли, и в подростковых журналах с заголовками вроде «Роб Лайфелд купил меч Конана».
Удивительно, но сейчас Лайфелд считается одним из самых одиозных художников из-за его бессодержательных сюжетов и любви к изображению непропорционально накачанных супергероев.
Эпоха мегакомиксов закончилась неожиданно и печально. В 1997 году Marvel обанкротились. Примерно тогда же оказалось, что рынок коллекционных комиксов — просто мыльный пузырь: вопреки всем прогнозам малосодержательные истории, выпущенные миллионными тиражами специально для того, чтобы их коллекционировали, не росли в цене. Большинство шокирующих событий внутри комикс-вселенных издатели постарались как можно скорее забыть, отменить или найти им хоть какое-то оправдание. К 2001 году продажи были самыми низкими за всю историю индустрии. Компания Marvel переключилась на создание фильмов, Тодд Макфарлайн — на продажу кукол супергероев, а Роб Лайфелд ушел в небытие.
Так погибло странное царство комиксов.
Подпишитесь на нас в социальных сетях