Сахар как необходимость
Человек без любимого шоколадного батончика — это человек без прошлого, настоящего и будущего
Если вы все-таки вы сорвались на лекцию, несмотря на майскую духоту, стоит выбирать тему по принципу «ни за что бы на нее не пошел, но почему-то делаю это сейчас». Мой выбор пал на бесполезную «Историю сладкого» с манящим описанием лектора: музыкант-флейтист, выпускник МГИМ им. А.Г. Шнитке, ведет педагогическую деятельность по классу флейты и теории музыки.
лейтисту удалось все два часа поддерживать идеальный градус абсурдности: с первых же минут я впала в одно из любимых моих состояний, когда одновременно очень интересно и хочется нервно подхихикивать. Со мной нервно подхихикивали две парочки: парочка в возрасте, видимо, дальние знакомые лектора, и парочка 30-летних подтянутых влюбленных, по неведомой причине выбравших подвал на Новослободской для своего свидания.
Я безошибочно занесла лектора в категорию ЧЭЗ — человек энциклопедических знаний. С чэзами страшно застрять в лифте или пробке, но слушать их лекции — одно удовольствие. Рослый красивый молодой человек в остроносых начищенных штиблетах велеречиво перекатывался от Средневековья к римлянам, от сахарных розочек к гашеной извести, гипнотически закручивая сюжет и погружая кучку собравшихся в фильм-видение наподобие «Священной горы» Ходоровского. Не берусь повторить эту эпическую повесть по памяти, но постараюсь рассказать о самом интересном.
Помните, интересный факт имеет ценность только при одном условии: он должен быть абсолютно бесполезным. Таким фактом можно заполнить любую неловкую паузу. Представьте себе, стоите вы в буфете театра, у вас первое свидание с чудовищно скучным (как оказалось) человеком, и тут, когда уже, кажется, все потеряно, вы говорите: «Кстати, а ты знал, что Mars и Milky Way — это одна и та же шоколадка?» Об этом и других удивительных фактах пойдет речь в нашей сегодняшней «Почемучке».
Откуда есть пошла сладкая история
се началось с сахара. А точнее, с сахарного тростника. «Протосладости» находили по всей территории древней Азии, в Индии, у шумеров и египтян. Засахаренные фрукты и орехи дожили до Древнего Рима, где все же на время уступили свое место инжиру. Римляне развели целый культ инжира. Поговаривают, даже Третья пуническая война была развязана именно из-за него. К тому же римляне постоянно соревновались с греками и спорили, кто из них что изобрел. Тут стоит заметить, что происхождение некоторых сладостей покрыто мраком — никто точно не знает, откуда все началось и кто первый додумался сделать эти сладости такими. Но додумавшись до этого однажды, люди уже не могли остановиться.
Безудержную фантазию притормозил только голод, царивший в Средние века в Европе, когда возможностей побаловаться сладким было не так уж много: если вы не были продвинутым богачом, то, скорее всего, вкус сладкого был для вас так же чужд, как для современного человека — вкус звездной пыли или слез единорога. Европейцы довольно быстро смекнули, что завозить сахар из Азии дорого, и решили заняться его производством самостоятельно. Тут, конечно, не обошлось без Колумба, который всерьез озаботился распространением ростков сахарного бамбука: именно он перевез их с Канар на Гаити, откуда его было дешевле экспортировать в Европу. После XV века началась кулинарная революция, пионерами которой стали продвинутые жители Венеции, организовавшие свое сахарное производство.
Поначалу сахар, как и все новомодное, использовали как попало. Например, делали из него сахарные головы, которыми хвастались направо и налево, выставляя на обозрение в гостиных. Потом использовали как специю: тучный Генрих VIII ел исключительно красное мясо со специями и сахар, уверовав в его целительную силу. Сахарозависимость передалась и его дочери Елизавете I, которая с детства питалась практически одним сахаром, попортив себе все зубы. Придворные, подражая королеве, чернили, а то и вырывали себе зубы, чтобы имитировать гнилую аристократическую улыбку. Чудовищная вера в то, что гнилые зубы являются признаком аристократизма, а белые здоровые зубы бывают только у простолюдинов, сохранилась вплоть до XX века, пока над аристократами и их пирожными не взошло солнце американского капитализма.
Пока европейцы соображали, что же все-таки делать с сахаром, Кортес привез из Америки какао-бобы. Все мы знаем, что какао-бобы на вкус противные и становятся шоколадом, только если в них добавить сахар. Но в средние века об этом не знали, поэтому давились горькими какао-напитками и уповали на их целебную силу. К XVII веку все встало на свои места, сахар встретил какао, а придворные повара пустились во все тяжкие, изобретя почти все современные сладости, которые сейчас мы можем купить в любом, даже самом позорном кафе. Масштаб любви к сладкому при дворе французских королей запечатлен во множестве фильмов и книжек, а также учебниках истории: Людовик XIV промотал государственную казну, устраивая феерии с сахарными лебедями, а Марию-Антуанетту, по слухам, обезглавили после той самой фразы про пирожные. К XX веку сахарное безумие поутихло, на страницах журналов и в радиопередачах врачи начали нудеть про сахарный диабет, а изысканные пирожные заменили штампованные батончики.
Познай вкус своей сладости
Чтобы разобраться во всех хитросплетениях мира сладкого, «Почемучка» предлагает вам пройти простейший тест и узнать вашу идеальную сладость.
Нажмите на сладость, чтобы прочитать подробности.
Восемь фактов о сладостях, которые удивят, испугают или обрадуют вас, но никак не изменят вашу жизнь.
Вопреки расхожему мнению рафинированный сахар не вреднее нерафинированного, а наоборот. А то, что на российском рынке продают под видом полезного тростникового сахара, является не чем иным, как нечищенным сахаром из сахарной свеклы с карамельным напылением. Он вреднее всех сахаров вместе взятых.
Чтобы сахар стал белым, в него добавляют гашеную известь, а после реакции — еще и химикаты.
Латинское название какао — Theobroma. Теобромин — наркотическое вещество, содержащееся в какао-бобах. Количество теобромина, содержащегося в шоколаде, слишком мало, чтобы вызвать отравление у человека. Однако животные, у которых метаболизация теобромина происходит медленнее, вполне могут отравиться шоколадом. Теобромин особенно токсичен для лошадей, собак, попугаев и кошек.
Логотип Chupa Chups разработал Сальвадор Дали, первым слоганом сосательных конфет на палочке было прозаичное «он круглый, и его хватает надолго».
В эпоху Ренессанса пирожные часто использовали как коробочку для подарка, преподнося кольцо или другую мелочь спрятанными в креме пирожного.
Классический архангельский пряник носит гордое имя «козюля».
Mars и Milky Way на самом деле одна и та же шоколадка, просто в разных упаковках. Изначально Mars был больше распространен на территории Европы, а Milky Way — в Штатах.
Знакомые каждому из нас яйца Kinder Surprise никогда не продавались в США и только в этом году, претерпев необходимые модификации, стали полностью безопасными для детей и на Пасху появились в американских магазинах.
Подпишитесь на нас в социальных сетях