Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
дата:
рубрика:

Страх и трепет современного искусства


Чего боятся и чем пугают
нас художники, кураторы
и критики

Искусство часто бывает непонятым и даже пугает неподготовленных зрителей. А чего боятся художники, критики и кураторы? W→O→S расспросил о собственных страхах тех, кто создает современное искусство.

 

 

Арсений Жиляев, художник, куратор

Авторский взгляд

«С юных лет меня пугали повторы. Причем чем сложнее было отличить "копию" от "оригинала", тем больше ужаса во мне это вызывало. Знаете, есть люди, которые боятся встретить своего двойника. Здесь что-то очень похожее. В 2009 году в парижском центре им. Жоржа Помпиду проходила замечательная выставка Various Voids, a retrospective. В девяти комнатах было представлено девять вариантов пустоты, произведенных художниками за последние 50 лет. Мне кажется, это ужасающий и одновременно манящий идеал современного искусства».

Взгляд со стороны

«Мечтатель» — скульптура спящего рабочего — выглядит как реальный, уснувший или находящийся без сознания человек. До недавнего времени была размещена в постоянной экспозиции отдела новейших течений Третьяковской галереи, откуда ее пришлось убрать, в частности, из-за того, что она систематически пугала своим натурализмом посетителей, оставлявших соответствующие записи в жалобной книге. 

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«В Третьяковке на Крымском Валу гораздо больше пугают смотрительницы, бездарное нонконформистское искусство и вид на церетелевского Петра Первого из зала соцреализма. А чувствительных особ нужно защищать от вредящей им информации, как детей. Просто сделать у входа указатель "60-"».

Дмитрий Скопинцев в образе «Мечтателя». Третьяковка на Крымском Валу, 2013

 

 

Олег Доу, художник 

Авторский взгляд

«Гентский алтарь Ван Эйка во многом вдохновляет меня, в частности лица музицирующих ангелов. Но на правой створке алтаря живет совершенно инфернального вида существо — Ева. Своим лицом и фигурой она напоминает мне пациентку дурдома. Мне интересен феномен зла как таковой, но вот это (возможно, на контрасте с сюжетом) для меня некий перебор. Мое сознание отвергает такой образ женщины-прародительницы».

 

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«Целая галерея для вдохновления Олега».

Взгляд со стороны

Практически во всех работах Олега Доу присутствует нечто пугающее, как изнанка любого идеала. В его новой живописной работе (пока без названия) мальчик со зловещей улыбкой, стоящий на фоне гигантского мухомора, вроде бы отсылает нас к эстетике детских снимков из советских времен, но при внимательном рассмотрении оказывается скорее кадром из психоделического хоррора про убийц-клоунов.

 

 

Валентин Дьяконов, художественный критик

Авторский взгляд

«В изобразительном искусстве боюсь того же, чего и в кино, например всяческой расчлененки, макабра и гиньоля (в жизни, кстати, отношусь к этому всему спокойно, впрочем, в горячих точках не был — не проверял). Так что самый страшный для меня художник, пожалуй, Арсен Савадов и его "Книга мертвых". На втором месте — уже покойный сюрреалист Ханс Беллмер со своей куклой. Тут дело не столько в расчлененке, сколько в сексуальности, которая настолько замысловата, что вызывает ужас при попытке с ней как-то соотнестись». 

 

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«Радикальное быстро становится унылым. Пару лет назад Анна Титова еще относилась к новым скучным, а теперь — хотя в ее творчестве серьезных изменений не произошло — Дьяконов уже хвалит ее в "Коммерсанте"».

Взгляд со стороны

Дьяконов — гроза современных российских художников и, возможно, самый острый на язык молодой художественный критик. В свое время ввел в употребление термин «новые скучные» и обозначил как тенденцию приверженность художников нулевых к использованию визуального языка, понятного в международном контексте. И хотя еще со времен Младлена Стилиновича было известно, что An artist who cannot speak english is no artist, рождение нового течения вызвало трепет у российского арт-сообщества, славящегося своей некоммуникабельностью. 

 

 

Анатолий Осмоловский, художник

Авторский взгляд

«Произведение искусства страх вызывать не может».

 

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«У Осмоловского нет иллюзий по поводу силы искусства, в экзальтацию от шедевров он не впадает. Работа "Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнег" считывается как безупречно выстроенный текст. Советская власть канонизировала Маяковского, поставив ему сверхчеловеческий памятник, противоречащий авангардистской сути поэта. Современный художник лишает эту чудовищную скульптуру сакрального смысла. Никаких охов и ахов».

Взгляд со стороны

Осмоловского, похоже, действительно мало что может испугать. Но у любого зрителя фигура маленького человека, сидящего на плече у Голиафа-Маяковского, обязательно вызовет характерный трепет, возникающий при виде всего гигантского и гулливерообразного.

 

 

Андрей Монастырский, художник

Авторский взгляд

«Страшит жизнь, а искусство как раз в том числе этим и отличается от жизни, что от него не страшно. Л. Толстой еще говорил про Л. Андреева: он пугает, а мне не страшно!»

Взгляд со стороны

Хотя Андрей Монастырский и считает, что искусство не страшит, его знаменитая работа 1977 года «Слоган» — довольно устрашающее выражение экзистенциальной пустоты. Если вы вдруг окажетесь один на один с этим слоганом в зимнем подмосковном лесу — неподдельный ужас настигнет и вас.

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«Фраза "Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах" — один из стихов в большой работе Монастырского "Поэтический мир". Из книги видно, что это высказывание — как, впрочем, и кажется на первый взгляд — прежде всего комично и близко по духу буддийскому коану».

 

 

Антон Белов, директор ЦТИ «Гараж»

Авторский взгляд

«Меня очень страшит Павел Филонов. Раньше я этого не замечал, но после того, как попал на выставку его работ в музее личных коллекций ГММИ им. Пушкина, я изменил свое мнение. Это мир безумия и страха. Нет пустого пространства, все маниакально заполнено, страх смерти и пустоты сквозит во всем. Острые углы и малоприятные цвета, оттенки и переходы».

Взгляд со стороны

Стремительное восхождение Антона Белова по карьерной лестнице наверняка вызывает неподдельный трепет у многих конкурентов. В 27 лет он стал директором одной из самых влиятельных арт-институций России. Даже страшно предположить, что будет с Антоном лет через десять, если он не сбавит темп.

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«Хотелось бы, чтобы выставки в известных музеях действительно оставляли ощущение безумия и страха. Пока там даже "Мечтателя" убирают, ничего, кроме уныния, ждать не приходится».

 

 

 

Александр Повзнер, художник, скульптор

Авторский взгляд

«Меня пугают художники, на примере которых можно проследить процесс старения и впадения в маразм. Это Пикассо. Его поздние работы выглядят так, как будто их делал сломанный робот. Мне у него нравятся не такие математически продуманные вещи, а работы, в которых есть жизнь и легкость — как это было в его раннем творчестве». 

 

Взгляд злого арт-критика
Дмитрий Скопинцев:

«Сломанный робот делает глитч. Часто получается неплохо и совсем не страшно. Иногда даже хорошо продается».

Взгляд со стороны

Серия «Воображаемые покойники» — гипсовые посмертные маски вымышленных людей и животных. Если не было их жизни, значит, они не могли умереть. В этих работах устрашает нарушенная логика, сломанная привычность хода жизни. 

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+