
Картопляс: Прерафаэлиты в поп-культуре
«Аморальные дегенераты» и «викторианский китч» как объект всеобщей любви
В середине XIX века прерафаэлиты возмущали викторианскую публику тем, что изображали библейские и исторические сюжеты слишком уродливо, не умели или не хотели использовать линейную перспективу, продвигали платья без корсетов и вели буйный образ жизни. А сегодня их работы воплощают собой «красивое» искусство в том же смысле, что и полотна импрессионистов или Густава Климта, —
они отлично смотрятся в качестве принта на зонтике. Выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард», которая сейчас проходит в Пушкинском музее, только подогрела интерес
к спорной арт-группировке. В преддверии вечера прерафаэлитов
в «Гараже» W→O→S рассказывает, как братство повлияло на моду, дизайн и кинематограф.

Гамлет идет
в бизнес: кино, музыка, комиксы
Британские критики говорят о прерафаэлитах с некоторым смущением, как об искусстве с коробки конфет, хоть и признают, что вычеркнуть их из мировой культуры непросто. Вот несколько примеров.
«Ад Данте» / Dante''s Inferno (1967) Кена Рассела

Led Zeppelin
Поэтому совершенно логично, что (наряду с хоббитами
и кельтами) прерафаэлиты стали источником вдохновения для группы Led Zeppelin. В коллекции идеолога и гитариста группы Джимми Пейджа есть два гобелена прерафаэлитов, а обложки альбомов группы делают параллель еще более прозрачной.

«Видение Святого Грааля»
(1895–1896) Эдварда Бёрна-Джонса и Уильяма Морриса. Принадлежит Джимми Пейджу

Обложка альбома
Houses of the Holy
Комиксы о Конане 1970-х
Викторианское братство наложило свой отпечаток на комиксы
о Конане-варваре времен, когда их рисовал Барри Виндзор Смит, английский художник, переехавший в США. Вполне логично, что идеи прерафаэлитов нашли свое продолжение в боевом фэнтези.


Фредерик Сэндис. Ориана (1861)
Барри Виндзор Смит. Конан-варвар
(1970-1973)

Элеанора Фортескью Бриксдейл. Паж с маленькими ножками

Барри Виндзор Смит. Конан-варвар
(1970-1973)

Данте Габриэль Россетти. Жанна Д’ Арк Целует меч освобождения.

Барри Виндзор Смит. Конан-варвар
(1970-1973)
Disney

Современные 3D-блокбастеры студии Уолта Диснея лишь развивают эту тему. Если историю о девушке с волшебными волосами Рапунцель связывают со стилистикой прерафаэлитов только эскизы главной героини, то «Храбрая сердцем» (как и все, что связано с кельтами) — уже просто буквальное воплощение идей братства.

Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп. Мысли о прошлом (1858-1859)

Фрэнк Кэдоган Каупер («Последний из прерафаэлитов»). Тщеславие (1907)
Наброски к «Рапунцель»



«Храбрая сердцем»
Данте Габриэль Россетти.
Пия де Толомеи (1868)
«Отчаянные Романтики»/Desperate Romantics (2009) Пола Гэя и Дьярмуида Лоуренса
Мини-сериал превращает жизнь самих прерафаэлитов в историю рок-звезд. Вот как по замыслу авторов фильма происходило написание «Офелии» Джона Эверетта Милле


Кадр из сериала
Джозеф Ноэль Патон.
Вечерняя звезда (1857)
Розенкранц
и Гильденстерн мертвы: викторианский подиум

Данте Габриэль Россетти.
Ecce Ancilla Domini! (1849-1850)
В викторианские времена идеи прерафаэилтов о более свободных платьях в стиле дам при дворе короля Артура не нашли применения.
Сейчас с ними играют
все кому не лень.

Giles Deacon. Показ коллекции осень/зима-2013
Дело доходит до прямых заимствований бархатных тканей
и ярких цветов, как здесь.

Gucci. Платье из коллекции
осень-зима — 2012

Данте Габриэль Россетти.
La Ghirlandata (1873)
В одной из своих коллекций для Christian Dior
Джон Гальяно сочетал жизнь в английской провинции
и воображаемый быт российской императрицы.
Это темные-темные прерафаэлиты.


Christian Dior.
Осень-зима — 2011
Эдвард Бёрн-Джонс.
Сидония фон Борк (1860)
Роксана Илинчич вдохновляется живописью братства напрямую. К выставке прерафаэлитов в Tate она создала свою версию «Марианы» Милле. По результату видно: высокой моде не стоит оперативно реагировать на инфоповоды...

…если вы не Рик Оуэнс.

Даже Кейт Мосс не осталась равнодушной.

Rick Owens. Весна-лето — 2013

Альберт Джозеф Мор. Спящие (1882)
Фотосессия Кейт Мосс для журнала Love. Весна 2013 года. Фотограф Тим Волкер
Рыжие волосы, скрытая порочность в лице — все это черты прерафаэлитов.

Данте Габриэль Россетти. Любовь Данте (1860)

Модель Саннива Сордал
Нарядная Офелия текла через край: Милле и мода
Об иконе братства стоит сказать отдельно.
Паоло Роверзи и Михара Ясухиро сняли вот такой проморолик к весенней коллекции 2012 года.

Прерафаэлиты любили густые цвета, а Гарет Пью — монохром. Но это его видение Офелии.

Повторим: «Офелия» отлично смотрится в качестве принта
(и магнита на холодильник).
Жан-Шарль де Кастельбажак. Осень-зима — 2014

Постер фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера
Перетащите файл сюда
Отпустите файл