заблуждений о Pussy Riot
Как плохие музыканты и плохие матери оскорбили миллионы верующих
Недавно по амнистии, посвященной годовщине всеми забытой российской Конституции, на свободу вышли участницы всемирно известной панк-группы Pussy Riot — Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Теперь они раздают интервью и рекламируют одежду Trends Brands. Тем не менее обвинения и домыслы, что циркулируют вокруг группы, по-прежнему сильны. Публицист Михаил Пожарский берется их опровергнуть.
Напомню, что в феврале 2012 года группа устроила акцию под названием «Богородица, Путина прогони», частью которой было 40-секундное пребывание на амвоне Храма Христа Спасителя. Появившееся после этого видео настолько понравилось властям, что три участницы группы были арестованы и, после полугодового «салемского процесса», осуждены на два года тюрьмы. За это время Pussy Riot успели стать номинантками на премию Кандинского, войти в топ-100 деятелей современного искусства британского журнала ArtReview и топ-100 современных мыслителей Foreign Policy. За освобождение Pussy Riot выступали такие мировые звезды как Мадонна, Йоко Оно, Моби, Пол Макартни, Franz Ferdinand и Red Hor Chili Peppers.
В деле Pussy Riot российское государство проявило себя сродни государствам иранскому и саудовскому, а многолетние старания изобразить благообразный европейский консерватизм (вроде польского или итальянского) пошли прахом. Но в бой были пущены все медийные мощности. Бездуховной Мадонне была противопоставлена тяжелая артиллерия в виде Кобзона, Ваенги и Валерии, разъяснявших народу необходимость крепления духовных скреп уголовными мерами. Pussy Riot старались разъяснить смысл своей акции — речь шла о превращении церкви в «идеологический отдел» государства, где церковные привилегии обмениваются на демонстративную поддержку власти и одобрение людоедских законов.
Однако истинный смысл акции затерялся в поднятой шумихе — конспирологических бреднях, воплях о «кощунстве» и цитатах трулльских соборов. Вокруг Pussy Riot образовалось несколько устойчивых заблуждений, о которых я и хотел бы поговорить.
Pussy Riot отвлекают общество от «реальных проблем»
Группа Pussy Riot создана в тайных лабораториях планеты Нибиру для того, чтобы отвлекать наивных землян от грядущего вторжения аннунаков. Или так: группа Pussy Riot выращена в тайнах лабораториях Лубянки для того, чтобы отвлекать Россию от важных проблем: последней китайской попытки свержения Владимира Путина, оккупации страны торговцами шаурмой и грядущих выборов деятелей оппозиции в муниципальные депутаты Усть-Пердюйского района.
Не сложно заменить, что в основе этой позиции лежит одна большая логическая ошибка. Очевидно, что только само общество может решать, какие именно проблемы являются для него важными. Но всегда найдутся люди, убежденные, что им виднее. Само собой, общество непременно согласилось бы с их мудрыми суждениями, если бы не подлые «операции по отвлечению внимания»…
Нет, если акция в храме всколыхнула общественность — значит исчезающий в дыму ладана «светский характер Российской Федерации» действительно волнует людей. Если за «Богородица, Путина прогони» дают два года тюрьмы, будто опасаясь, что это заклинание станет явью — значит, проблема еще более реальна.
До злополучного выступления в храме Pussy Riot провели четыре акции, посвященные разным темам. И все они не получили особого резонанса. Возможно, и акция в ХХС осталась бы без внимания, если бы государство не решило поиграть в Святую инквизицию. Но реакция государства — органичная часть перфоманса. Pussy Riot нащупали больное место. Именно «нащупали», а не «создали». В общем, учиться надо, а не завидовать.
Pussy Riot устроили провокацию
Была ли это провокация? Несомненно. А нам нужно отучаться произносить слова вроде «провокация» и «маргиналы» так, будто это что-то плохое. Спровоцировать — значит поднять важную тему, которая иначе будет медленно гнить болотным торфяником, чтобы в один прекрасный день все равно вспыхнуть пожаром. А маргиналы хороши именно тем, что вольны поднимать самые болезненные темы, ведь им нечего трястись за свой социальный статус или счет в банке. Многие канонизированные ныне представители искусства и науки в свое время считались законченными маргиналами: их не пускали в «приличные дома», где заседали уважаемые предшественники Аркадия Мамонтова и Дмитрия Киселева, чьих имен уже никто не помнит.
Джордано Бруно был провокатором (его сожгли не столько за гелиоцентризм, сколько за вольную философию, но провокативным было и то и другое). Дарвин затроллил публику на сотню лет вперед книгой «Происхождение видов». Провокацией была первая выставка импрессионистов 1874 году. Провокацией занимались русские символисты, не говоря уж о футуристах и авангардистах — Владимир Маяковский любил не только провоцировать публику, но и бить рожи недовольным. Видным провокатором был главный герой четырех канонических Евангелий, а уж каким маргиналом — родился в хлеву, ездил на осле, бомжевал… Сравнения могут показаться громкими. Но, помимо глобальных исторических фигур, было множество людей и меньшего масштаба, усилия которых принесли человечеству не меньшую пользу. Все эти люди могли бы и «не раскачивать лодку» — не подрывать доверие фарисеев и римской власти, не смущать гелиоцентризмом умы христиан, не шокировать благопристойную викторианскую эпоху соображениями об общем предке человека и других обезьян. И где бы мы тогда были?
Pussy Riot оскорбили чувства миллионов верующих
Сама мысль о том, что кто-то должен сидеть в реальной тюрьме за оскорбление чьих-то виртуальных чувств, неверна. Но были ли серьезно нарушены церковные правила? Сразу после панк-молебна ключник храма заявил, что никакого осквернения храма не было. Режимным объектом в храме является алтарь, а девушки 40 секунд простояли на солее и амвоне — это такое место, где выступает хор, откуда читают проповеди. На амвон ХХС забирался, например, Филипп Киркоров — и на два года в Мордовию певца ртом никто не отправил.
Дело осложняется тем, что Pussy Riot сами православные христианки (Мария Алехина была волонтером при православном Даниловском монастыре) и пришли в свою церковь высказать недовольство тем, что ее иерархи поглощены стяжательством методом ползания на брюхе перед светской властью.
Откуда же взялась эта тема с «кощунством в ХХС», оскорбившем православную страну? Непосредственное отношение к этому имеет программа Аркадия Мамонтова и аналогичные медийные вбросы.
В программе на протяжении часа обсуждают акцию Pussy Riot, употребив слово «кощунство» не меньше сотни раз и каждый раз страшно округляя глаза. В общем, есть такая работа — объяснять, что православный волонтер Алехина на амвоне — это кощунство, а не венчанный с женой Путин там же — Божье благословение.
Все эти «миллионы оскорбленных» потребовались для маскировки беззакония. Обвинение оказалось бессильно найти состав уголовного преступления и ссылалось на «экспертизу», рассматривавшую материалы Трулльского (VI век) и Лаодикийского (IV век) соборов в качестве «общепринятых норм поведения». Однако, убедить самих православных в том, что они страшно оскорблены, так и не вышло — мнения о деле Pussy Riot, мягко говоря, разделились. Причем не только среди мирян, но и среди клириков. Волну недовольства внутри самой РПЦ пришлось подавлять репрессивными мерами (так, был уволен священник, извинившийся перед Pussy Riot.
Pussy Riot — плохие музыканты
Поддержавшие Pussy Riot Мадонна, Моби, Йоко Оно и Red Hor Chili Peppers не высказывали претензий к художественной стороне дела. Но что они вообще смыслят в музыке? Другое дело — сведущие российские меломаны, которые критикуют Pussy Riot как «плохих поэтов и музыкантов». Особенно деятели от «православного рока» и тому подобных всемирно известных жанров.
Но все познается в сравнении. Взглянем на то, как пели играли другие известные женские рок- и панк-группы:
К ним можно добавить Нину Хаген, Лидию Ланч и много кого еще — все они вошли в историю рок-музыки. А те, кто думает, будто панк-рок непременно должны исполнять «профессиональные музыканты», могут отправляться слушать профессионалов из группы «Земляне» и «Машина времени».
The Slits
The Raincoats
The Shaggs
В любой европейской стране Pussy Riot получили бы срок
В 2011 году двое активистов норвежской группы Fuckforforest попытались заняться сексом на алтаре кафедрального собора в Осло, причем в самое подходящее время — в разгар службы (им кажется, что это как-то помогает спасать тропические леса). Эпопея закончилась штрафами — чем-то в районе € 1500 на нос.
После начала процесса над Pussy Riot несколько молодых людей устроили акцию в поддержку группы во время службы в кафедральном соборе Кельна — обошлось им это дешевле, всего в € 150. Аналогичная акция поддержки прошла в православном Никольском соборе в Вене. Российская прокуратура будет в шоке, но и там тоже никого не посадили!
А вот активистки украинской группы Femen решили последовать совету певицы Ваенги и «попробовать В МИЧЕТИ» — по своему обыкновению, они устроили стриптиз около «Святой Софии» в городе Стамбуле. А турецкая прокуратура оказалась до того бездуховной, что вообще не разглядела в этом состава преступления. В общем, Турция — это вам не Россия.
Pussy Riot — плохие матери
Только самый ленивый оппонент не попрекнул Толоконникову и Алехину детьми. Дескать, настоящие матери должны сидеть дома, а не бегать по политическим акциям, рискуя свободой. Могли бы менять подгузники — нет, им Мадонну в приятели подавай. Наиболее сердобольные православные граждане предлагали улучшить положение детей, отправив их в детдом.
Дьякон Андрей Кураев также не преминул упрекнуть Алехину в том, что первым делом после освобождения она встретилась с Толоконниковой, а не с сыном. Возможно, дьякону стоит процитировать одну книжку, которую российские попы открывают реже, чем чековую:
Мф. 46–50 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Впрочем, будем исходить из ценностей безбожного гуманизма — о детях нужно заботиться. Вопрос — как? К примеру, Павел Астахов хорошо позаботился о своих детях — они живут на Вилле на Лазурном берегу. Сын Елены Мизулиной тоже неплохо устроился в городе Брюсселе, что в центре прогнившей, гомосексуальной Европы.
Однако не все из нас, подобно Астахову, имеют возможность и не имеют совести, чтобы обменять сиротскую слезинку на уютный домик в Ницце. Можно, конечно, не высовываться. Можно даже попытаться придумать ответ на вопрос: «Мама, папа, а что вы делали, когда страну превращали в православный Иран со стразами?» Но где же гарантия, что ваших детей не раздавит какой-нибудь 20-летний иеромонах Илия на честно заработанном гелендвагене с блатными номерами?
Быть может, стоит как раз заняться общественно-политической деятельностью? Чтобы обеспечить детям безопасность. Или право на образование без религиозной пропаганды в школах и кафедр теологии в ВУЗах. Правосудие без цитат из трулльских соборов. Все то, что принято называть словом «будущее».
Подпишитесь на нас в социальных сетях