Кривая
«Путин»
Отвлекли ли Pussy Riot и геи внимание от будущего президента?
«Протест выдохся» — это уже не модно. С приходом весны расцвели теории заговора. Режим якобы спланировал блестящую комбинацию — перебил обсуждение выборов собственными инфоповодами: питерские геи, часы патриарха, панк-молебен, шариат. Что угодно, только не Путин.
Управлять информационным полем, конечно, можно. Наверняка даже те, кто не изучает российские медиа всерьез, замечали, как федеральные каналы превращаются в рычаги давления. Например, начинают вдруг ковровую бомбардировку полицейскими-садистами или педофилами в школах.
При этом отношения офлайна и онлайна у нас глубоко неравноправные: ТВ всегда может навязать интернету свою повестку дня, но из Сети телевизионщики берут только то, что нужно им.
Феминистская панк-группа Pussy Riot, например, пришла из блогов, но подана на экране под «правильным» углом.
Блогеры довольно редко создают повестку дня. Обычно они, как слепые на картине Брейгеля, в погоне за лайками просто идут друг за другом, игнорируя такие мелочи, как проверка фактов, мнение оппонентов и контекст. Если лидеры мнений таковы, то каковы же их читатели?
Да, читателей можно обмануть. Но какого масштаба аферу можно провернуть в медиапространстве? Можно ли важные вопросы умышленно заменить на искусственные скандалы? Чтобы проверить это, понадобятся не только собственные наблюдения, но и данные «Пульса блогосферы» «Яндекса».
Сервис «Яндекса» «Пульс блогосферы» появился еще пять лет назад, в апреле 2007 года, но до сих существует в бета-версии. По мнению экспертов компании, с его помощью можно «увидеть, как менялось отношение общественного мнения в интернете к тем или иным событиям во времени и сравнить их между собой»
Статистика подтверждает: Путин, выборы и митинги перестали интересовать очень многих в первые же недели весны, сразу после выборов и депрессивной демонстрации 5 марта с лежанием в фонтане и ОМОНом. Уже на неделе 12–19 марта интерес аудитории к теме выборов вернулся к осенним показателям.
Рухнула и кривая «Путин» — пока, правда, не до ноябрьского уровня.
Только в апреле о бывшем премьере и будущем президенте стали говорить чуть больше — видимо, накануне инаугурации. Внимание к теме митингов не видно, даже и накануне давно и мучительно планируемого майдана 6 мая.
Теперь посмотрим на те самые темы-спойлеры.
Созданная в конце октября прошлого года группа Pussy Riot в буквальном смысле появилась из ниоткуда, начав свое медийное восхождение в феврале, после панк-молебна. В марте же внимание к ним резко пошло на спад; параллельно стал расти интерес к предстоятелю Русской православной церкви. В апреле тенденции снова поменялись местами. Любопытно, что интерес к теме гомосексуализма за последние месяцы вырос незначительно, хотя френдлента ФБ может убедить в обратном.
А вот что получится, если наложить эти два графика друг на друга.
По теме
Действительно, тема выборов замята и откатилась в домитинговый ноябрь. А обсуждения часов и квартиры патриарха в какой-то момент даже затмили вопрос о легитимности прошедших выборов. Мы можем констатировать факт, но трудно судить, произошло ли это стихийно или процессами кто-то управлял. Римляне в таких случаях обычно спрашивали: quid prodest? Кому это выгодно?
Подпишитесь на нас в социальных сетях