Точка входа: ислам
Как политики извращают суть изначально самой терпимой религии
«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске профессор истфака МГУ, сотрудник Музея Востока Рустам Шукуров рассказывает об исламе.
Ислам — это и религия, и культура. К мусульманским культурам можно причислить все народы от Атлантики до Индонезии, которые рассматривают ислам как свою традиционную религию. Несмотря на все многообразие народов, ислам дает ощущение единства.
Очень часто в заявлениях политиков мы слышим мусульманскую риторику, но я не думаю, что она имеет отношение к исламу как культуре и религии. В какие-то периоды общества Западной Европы практиковали насильственное расширение христианства.
Насколько эти акции были связаны с сутью христианской религии? Никак.
Другое дело, что политики того времени выстраивали свои идеологии с привлечением христианства. То же самое сейчас происходит в исламе: политические лозунги приобретают квазирелигиозный характер.
Любая религия — часть традиции, часть исторической памяти общества. Важны этические представления: примеры наивысшего благочестия, добра, духовного совершенства. Люди ищут их в своей культурной памяти, которая напрямую связана с религией, которую это общество исповедует.
Мусульманский мир как единое целое ориентируется на одну и ту же священную историю, а она и дает человеку идеалы действования.
Не нужно думать, что иудаизм, христианство, ислам могут быть причиной антигуманных действий. И те из них, исполнителями которых были мусульмане, к самой религии не имеют никакого отношения. Они имеют отношение к цивилизационному уровню того общества, которое подобные действия совершает.
Современный мир создавался последователями христианства, иудаизма и ислама.
Все эти религии очень близки — они представляют собой трех братьев, противостоящих остальному миру. Это авраамическая традиция: в основе всех трех религий лежит событие, которое некогда произошло с Авраамом — он увидел истинного Бога. Каждая из монотеистических религий раскрывает разные аспекты монотеизма.
Ислам открывает новую грань монотеизма, предлагая мягкое отношение к иноверцам: ислам покровительствовал всем «людям Книги» («ахл ал-китаб», الکتاب اهل). Под книгой понимается текст, который создан Богом для людей, чтобы они по нему жили. Попадая в земное пространство, книга обретала разные формы: Тора, Евангелие, Коран. Те народы, которые исповедуют религии, изложенные в этих божественных книгах, и признают единого Бога, попадают под определение «люди Книги». Зороастрийцев с их священной книгой Авеста внесли в этот список после особой экспертизы мусульманских богословов.
Зороастризм — одна из древнейших религий, в основе которой лежат откровения пророка Заратустры, собранные в священной книге Авеста. В I тысячелетии н. э. был распространен в Иране. К настоящему времени зороастризм почти полностью вытеснен исламом, сохранились лишь небольшие единичные общины
Таким образом, уже в Средневековье возникает система ограниченной терпимости к иноверцам. Среди этих иноверцев были иудеи, христиане и зороастрийцы. Сейчас именно такое отношение начинает преобладать у христиан и иудеев, но впервые оно была сформулировано в исламе.
Ислам ни в коем случае не надо начинать изучать с чтения Корана. Чтобы адекватно понимать Коран, надо быть подготовленным.
Пять книг об исламе
Louis Massignon La passion d`al-Halladj, martyr mystique de l`islam
Луи Массиньон — французский исламовед и арабист, который исследовал мусульманский мистицизм, философию и лингвистику. В своих работах он часто использовал ранее неизвестные источники.
Анри Корбен — один из самых авторитетных исследователей иранской суфийской мистики.
Mohammed Arkoun Rethinking Islam: Common questions, Uncommon answers
Мохаммед Аркун за свою 30-летнюю карьеру постоянно защищал исламский модернизм и гуманизм. Аркун, пожалуй, самый влиятельный защитник и участник современной интеллектуальной мусульманской реформы.
Edward Said Orientalism
По теме
Эдвард Саид — знаменитый американский культуролог, который в своей книге жестко критиковал западное восприятие Востока. Он считал, что западная наука до сих пор духовно поддерживает и оправдывает колониализм.
«Энциклопедия ислама» включает в себя статьи о мусульманах всех возрастов и земель, всех племен и династий, рассказывает о ремеслах и науках, политических и религиозных организациях, географии, этнографии, флоре и фауне множества стран, об истории и топографии большинства городов. В своем масштабном исследовании «Энциклопедия» охватывает всю древнюю арабскую империю, мусульманские государства Ирана, Центральной Азии и Османской империи.
Что такое ислам?
Ислам — это религия, которая сформировала характерные черты культур, которые ее исповедуют.
Как ислам соотносится с современной политической ситуацией?
Очень часто мы слышим мусульманскую риторику в заявлениях политиков. К сожалению, их лозунги приобретают квазирелигиозный характер.
Ислам может быть основой террористической идеологии?
Религия не может быть причиной антигуманных действий. Поэтому те нечеловеческие действия, исполнителями которых были мусульмане, к самой религии не имеют никакого отношения. Они имеют отношение к цивилизационному уровню того общества, которое это совершает.
Как ислам связан с другими религиями?
В основе христианства, иудаизма и ислама лежит событие, которое некогда произошло с Авраамом: он увидел истинного Бога.
Чем ислам отличается от других монотеистических религий?
Ислам предлагает мягкое отношение к иноверцам — к «людям Книги» («ахл ал-китаб», الکتاب اهل). К ним относятся те народы, которые исповедуют религии, изложенные в божественных книгах, в том числе Торе, Евангелии, Авесте и Коране.
С чего нужно начинать изучать ислам?
Ни в коем случае не надо начинать с чтения Корана. Чтобы понимать Коран, надо хорошо подготовиться.
Пять книг об исламе
По теме
Louis Massignon La passion d`al-Halladj, martyr mystique de l`islam
Mohammed Arkoun Rethinking Islam: Common questions, Uncommon answers
Edward Said Orientalism
Подпишитесь на нас в социальных сетях