Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Без креста: церкви не по назначению

Когда спортзал, институт и кофейню вернут РПЦ?

«Окормлять верующих, объединенных под омофором Русской православной церкви» — для этого строят храмы. Но пока Южное Чертаново и Жулебино пытаются вместить в себя 200 церквей, чудом вырастающих за ночь по велению патриархии, старые московские храмы окормляют спортзал, кофейню, офисы и прочее под стягом несуразного советского наследия.

 

 

Киностудия «Союзмультфильм»

Метро «Новослободская», Долгоруковская ул., 25
Что было: церковь Св. Николая Чудотворца. Возведена в 1904-м архитекторами Курдюковым и Воскресенским. Закрыта в 1936-м

Со стороны улицы «Союзмультфильм» легко отличить по растяжкам-коллажам на фасаде, где катится с ледяной горы Пятачок, а рядом поросенок Фунтик обнимает звездное небо и все празднуют Новый год. Если войти в переулок, сразу откроется вид на внушительную колокольню красного кирпича с перебитыми окнами, площадку для выгула агрессивных собак и объект элитной недвижимости «Итальянский квартал», разрастающийся в карьере напротив.

 

Техникум Красина (Московский государственный техникум технологии, экономики и права имени Л.Б. Красина)

Метро «Баррикадная», Большая Грузинская ул., 13
Что было: храм Св. Вмч. Георгия Победоносца в Грузинах. Построен в 1890-е по проекту Попова и Сретенского. Закрыт в 1928-м

Если пробраться сквозь толпу студентов техникума, собравшихся на перекур, и пройти во двор, можно обнаружить куда менее монументальную, зато действующую грузинскую православную церковь. 

 

Сам двор заслуживает внимания.

Тут и там стоят розовые детские велосипеды, неподалеку от мусорки, увенчанной чугунным крестом, можно встретить плакат «Подворье патриарха московского и всея Руси», а в магазине при церкви продают грузинскую выпечку и оливковое масло. Важнейший элемент ансамбля — расположенный по соседству музей-мастерская Зураба Церетели.

 

«Программа-200» — проект строительства в Москве 200 храмов по типовым проектам

 

 

 

 

 

Последние данные «Росстата»: в последние 16 лет доля граждан России, которые посещают храмы, выросла с 57% до 71%. Из всех опрошенных только 7% заявили, что ходят в церковь раз в месяц. Раз в месяц храм посещает каждый десятый пенсионер России. 11% москвичей и петербуржцев из общего количества участников опроса раз в месяц посещают церкви, только 5% сельских жителей, среди которых проводилось исследование, ходят в храм. 9% участников опроса приходят в церковь, чтобы освятить вещи

 

Спортивная школа (Дом физкультуры)

Метро «Бауманская», Гавриков пер., 29
Что было: Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческий храм. Построен в 1909–1911 годах архитектором Бондаренко. Закрыт в начале 1930-х. Идут переговоры о возвращении здания общине

Можно расположиться на возвышении по другую сторону Третьего транспортного кольца, вооружиться биноклем и часами наблюдать сквозь витражные окна за дзюдоистами, которые размахивают ногами и бегают трусцой на фоне ободряющей надписи «Юность Москвы». Рассмотреть все вблизи мешает огромное количество собак и их владельцев, гуляющих вокруг церкви, и крайне недружелюбная женщина-сторож. Кроме прочего, храм известен тем, что стал площадкой для одного из сезонных показов модельера Гоши Рубчинского.

 

 

Больничный корпус (корпус № 6 кожно-венерологической больницы № 14 им. В.Г. Короленко)

Метро «Сокольники», ул. Короленко, 3
Что было: храм Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Построен в 1910-м архитектором Мейснером. Закрыт в 1923-м

У Смоленской церкви удивительно богатая история использования не по назначению.

Она была основана как храм при убежище для неизлечимо больных, а после закрытия в ней находилось то служебное помещение, то отделение микроплазм. В 1980-е, например, тут разводили подопытных животных.

 

 

«Старбакс»

Метро «Китай-город», ул. Покровка, 5
Что было: дом священника при храме Успения на Покровке. Храм был построен в 1699-м, разрушен в 1935-м

Владельцы «Старбакса», по слухам, пришли в восторг, когда узнали, что в их помещении сохранился элемент стены колокольни. Это все, что осталось от церкви, в царские времена известной как восьмое чудо света. Теперь на втором этаже кофейни красуется акварель с видом Покровки в те самые царские времена, где нынешний знаменитый «Старбакс-с-балконом» — еле заметная лачужка у подножия исполинского храма. Хозяева не только бережно смахивают пыль с торчащих тут и там обломков лепнины, но даже искусственный камин стилизовали, как могли, под церковную стену.

 

 

Плехановская академия (факультет менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Метро «Серпуховская», ул. Зацепа, 41
Что было: церковь во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе. Построена в 1905-м при Женском коммерческом училище. Закрыта в 1929-м

Здание в 1980 году реставрировали, и это исключительный случай, когда у бывшего храма вплоть до мелких деталей сохранился декор фасада.

Изнутри изучить редкостную архитектуру можно, только разжившись временным пропуском, что непросто.

Впрочем, всегда есть шанс поступить на ФМ, говорят, это счастливый билет в Гарвард.

 

 

Офисный центр

Метро «Серпуховская», Большая Серпуховская ул., 31, корпус 14
Что было: храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Построен в 1885-м. Закрыт и переделан в клуб при фабрике «Новая заря» в 1923-м

Здание спрятано во дворе, и, поскольку купол всем миром спилили еще в начале 1920-х, узнать в нем церковь непросто. Внутри есть пара турагентств и фотоателье. Интерьер бывшего храма на удивление торжественен: высокий ухоженный лепной потолок и почти театральные люстры, пусть в сочетании с пластиковыми офисными перегородками. Сохранились боковые нефы и алтарная апсида, которая после любых рокировок по-прежнему смотрит на восток.

 

 

НИИ «Гипроуглемаш»

Метро «Тургеневская», Милютинский пер., 18А
Что было: костел Петра и Павла. Один из трех католических храмов в досоветской Москве. Построен в 1839–1845 годах по проекту Алессандро Жилярди. Закрыт в 1925-м

Раньше тут располагалось Министерство угольной промышленности. Кроме снесенного купола и разделения на три этажа, здание обязано ему рядом барельефов, с виду скорее франкмасонских, чем социалистических. Нынешний НИИ, конечно, не мешает турагентствам располагаться в том же помещении. Соседние здания сохранились куда лучше и своими стрельчатыми окнами все же напоминают о католичестве.

 

 

ООО «Рассвет В. В.»

Метро «Бауманская», Посланников пер., 9
Что было: Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа храм. Пристроен к епархиальному свечному заводу в 1897 году. Освящен в 1899-м. Закрыт сразу после Октябрьской революции

В здании, ничем не напоминающем церковь, расположены пункт обмена валюты и компания, которая занимается арендой и продажей офисов. А на верхнем этаже за одной из дверей дешевого пластика проходят церковные службы. Храм-офис даже сохранил свое историческое название.

 

 

Что вы думаете об использовании церквей не по назначению?

Всеволод Чаплин

председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии, член Общественной Палаты РФ

Спасибо за такой вопрос. А я не великий специалист в этой проблеме — думаю, лучше спросить в Финансово-хозяйственном управлении Московского патриархата или у епархиальных властей Москвы.

 

Константин Михайлов, Рустам Рахматуллин,Антон Тарло

Архнадзор

Церковное здание лучше передать РПЦ. Это общемировая практика — храмовые сооружения находятся в собственности соответствующих конфессий.

При этом особо ценные здания (например, с фресками) или здания, дышащие на ладан и/или требующие особой защиты (типа Мирожского собора в Пскове, Новгородской Софии, соборов Московского Кремля) должны быть исключением из этого правила. То есть они могут либо оставаться музеями, либо использоваться совместно музеем и храмом, либо иметь определенные ограничения по количеству используемых в храме свечей, прихожан и сезону богослужений и проч. Однако таких храмов по всей России с десяток, и упомянутые в статье здания к ним не относятся.

Вторая оговорка — возвращение храмов церкви не должно происходить кавалерийскими методами. Иными словами, мы за возвращение храмов, но не ценой выкидывания на улицу музейных запасников, больниц, техникумов и проч. Учреждения, занимавшие храм, должны получать новые и приспособленные для их нужд помещения.

Какой-либо особой деятельности в отношении указанных вами храмов «Архнадзор» до сих пор не вел. Насколько нам известно, похожая проблема — и с церковью Воскресения в Баршах, а церковь Иоанна Богослова под Вязом уже возвращается РПЦ.

Отец Константин Кравцов

православный священник и поэт

Храмы, конечно, должны использоваться по назначению, но в сегодняшней ситуации я не назвал бы иное их использование ни нонсенсом, ни драмой. Драмой и даже трагедией это было тогда, когда храмы повсеместно уничтожались, а оставшиеся превращались в склады и т. д. Естественная ли это ситуация — ответ зависит от того, что мы считаем естественным, а что нет. Насколько я знаю, сейчас есть возможность добиться передачи храма общине верующих — пусть не сразу, со скрипом, но есть. И возможно, перечисленные вами храмы представляют собой «мерзость запустения» прежде всего потому, что при каждом из них не возникло группы энтузиастов, которая добивалась бы их передачи.

 

Николай Переслегин

архитектор, советник председателя «Москомнаследия»

Все памятники, не только церкви, должны использоваться по назначению. Жилой дом должен оставаться жилым домом. Иначе это неизбежно повлияет на сохранность здания. Церкви тут не исключение. Конечно, это не мое личное мнение. Научные исследования, теория архитектурных стилей давно доказали, что оптимальная функция любого здания — его историческая функция. В СССР при перестройке церквей под склады и клубы часто использовали некачественные смеси и растворы, повреждали несущие конструкции и перекрытия. Советское качество строительства гораздо ниже, чем то, что делалось в XVIII и XIX веках. Поэтому все переделки быстро ветшают. Эти здания необходимо реставрировать и возвращать им первоначальный вид. Есть очень сложные случаи, я сам с такими сталкивался. Но иначе нельзя, здание тогда будет не спасти.

Сейчас в огромном количестве строят новые церкви. Что такое типовой храм? Это бред. Нигде в мире такого нет, и, конечно, такого никогда не было в России. Это как раз смесь совка и бизнес-настроя представителей определенных церковных учреждений. Это как типовой ларек. Остается только типовых священников завести.

 

Отец Сергий Круглов

православный священник и поэт

Отношения церкви, государства и общества ныне в России весьма сложны. Очень хотелось бы, чтобы попытки решения вопросов о передаче или не передаче церкви этих храмовых сооружений решались не только в соответствии с законами, но и прежде всего с участием совести, вменяемого разума и взаимоуважения, умения слышать друг друга с обеих сторон. Поскольку и церковь, и общество — это прежде всего люди, то все доброе или, напротив, адское начинается именно в человеке, там, где, по слову Христову, и вход в царство божие, и источник всякого греха и нечистоты. Именно там, а не ином уровне начинается умение вести диалог, слушать и понимать собеседника. Конечно, это трудно, особенно если учесть, что нечистый дух стремится затуманить разум и совесть человека всплесками страстей. Круги волн от них расходятся широко, в СМИ, в интернете, несут разнообразный мусор, но собственно камень-то всегда бывает брошен в самый центр, в сердце человека... Именно это — причина некоторых безобразных моментов в сих имущественных спорах: и когда представители общественности позволяют себе оскорблять чувства верующих и вменять ни во что духовные и культурные реалии и традиции России, и когда представители церковной организации видят в насельниках больниц и школ, расположенных в храмовых зданиях, не живых людей со своими насущными бедами и проблемами, тех ближних, которым сегодня как раз и нужны слово, милость, поддержка Христа и Его служителей, а неких оккупантов и злостных безбожников...

Добавлю еще одно: к счастью, христианство — не храмовая религия, как, например, иудаизм. Во времена гонений, в римских катакомбах, в бараках ГУЛАГа никаких храмов у христиан не было, но церковь была и евхаристия совершалась. Да, храм — святыня, но не сам по себе, а святостью главных святынь: Христа и человека. Об этом тоже не стоит забывать и тем и другим: нельзя осквернять храм во имя каких бы то ни было сиюминутных польз, нельзя забывать о том, что храм — все-таки не просто культовое здание, но символ несиюминутности присутствия Бога в нашей жизни. Но невозможно и ради «священных камней» гнать живых людей — именно ради человека Бог стал человеком и пошел на крест. Хотим переселить из здания храма, например, школу — давайте сообща, силами общества, государства и церкви построим для переселяемых новую школу. Иначе вред вражды между людьми будет куда опаснее, чем любые материальные затруднения.

 

Владимир Козлов

к.и.н., завкафедрой региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ, специалист по истории московских храмов

С православными храмами дела обстоят не так плохо, почти все они переданы. Другое дело храмы старообрядческие — тут множество заброшенных, разрушенных помещений. Так, на Бауманской улице в страшном разрушении стоят бывший храм Св. Екатерины и звонница. Когда-то они принадлежали общине беглопоповцев, сейчас ничьи.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице староверам тоже не отдают. Вернее, там по-разному было: то отдавали, то там был гриль-бар... Ведь большую часть церквей давным-давно кто-то выкупил, теперь это бизнес.

По образцу Успенского собора Кремля 100 лет назад, в 1908–1909 годах, был построен собор Успения на Апухтинке. Громадный, пятиглавый. Из него сделали общежитие, сегодня там живут гастарбайтеры. Порядка полутора десятков таких храмов в Москве наберется.

А «Программа-200» — это полное безобразие! Профанация идеи храма как одного из самых красивых, самых изящных произведений архитектуры. Это называется модуль. Вот сейчас модуль выдумали — киоск, расширили его в две-три стороны, как «Лего». И такой появится храм. На 200 человек, на 600, на 900. И что соборы будут строить каким-то блоковым способом. Я, когда узнал об этом, обомлел. Вот против чего действительно надо выступать.

 

Всеволод Чаплин

председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии, член Общественной Палаты РФ

А я не великий специалист.

 

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+