Фильм дня: «Натюрморт»
Stilleben
Харун Фароки
1997
Германия
56 минут
документальный
Закадровый голос комментирует детали фламандских натюрмортов. Много интересных мыслей, вот одна: человек боялся унизить, очеловечить божественное, но обожествлял созданное рукой человека. А теперь давайте посмотрим, как в фотоателье 90-х трое умельцев снимают рекламу швейцарского сыра — процесс медленный, захватывающий, почти алхимический. Параллель очевидна. Кстати, об алхимии. Алхимия искала неизменные качества вещей. Их же всегда пыталось передать искусство. На смену алхимии пришло современное естествознание, которое отказалось от попытки создать золото. Но ничего не пришло на смену искусству. Оно продолжает алхимический поиск правды изображения. А теперь давайте посмотрим, как в фотоателье 90-х снимают рекламу пива, пытаясь придать товару светло-золотистый оттенок. И так далее.
Трехчастная структура, логическая безупречность, финальный вывод — подход к новому представлению о человеке. Бессмысленно анализировать фильм, анализирующий историю искусства вообще и отдельные картины в частности. Впрочем, задача автора — не определить разницу между искусством и рекламой, а наоборот — размыть границы между двумя способами выражения: режиссер не говорит нам ничего об авторах натюрморта, но дает рекламе личность художника. И, может, кто-то не разделит постулируемое в финале новое представление о человеке, но смотреть на очередную рекламу часов Cartier после этого фильма действительно придется по-новому.
Подпишитесь на нас в социальных сетях