Цитата дня:
Сколько нужно учебников истории?
В новом учебном году у школьников будет новый учебник истории. «Слон» опросил заинтересованных на тему того, сколько всего должно быть учебников, полезен ли один для формирования генеральной линии партии и нужны ли они сейчас вообще. Мы цитируем мнение директора департамента образовательных программ НИУ ВШЭ.
«”Единый учебник” истории России — кастрация ума или необходимость?», Слон
Александр Сидоркин, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Если у вас есть более-менее [работающая] государственная система оценки качества, экзамены – вам нужно выстраивать систему стандартов. И множественность учебников, конечно, не очень хорошо сочетается с этой очень прагматичной, технической задачей.
С другой стороны, всегда есть идеологическая задача и идеологический конфликт. Он есть в любом современном обществе — даже в самом на первый взгляд унитарном, демонстрирующем единство ценностей. Пример — Польша. Поляки думали, что они более-менее едины в своих ценностях и ориентациях. После 2010 года и истории с крестом (установленным в честь гибели президента страны Леха Качиньского в авиакатастрофе. — Slon) они вдруг обнаружили, что у них есть более консервативная и более либеральная часть, и они по-разному представляют свои ценности.
В некотором смысле этот конфликт непреодолим, потому что классическая теория либерального государства оставляет все эти вещи на личное усмотрение граждан. Но мы живем не в классическом теоретическом либеральном государстве, а в сложном современном плюралистическом обществе, в котором всегда есть социальный конфликт, и есть широкая государственная программа образования. И надо как-то договариваться о том, что является компромиссом.
Это могут быть конфликты, которые идут через медийные площадки — с наездами, оскорблениями и так далее — или решаются группой технократов и людей от образования, которые стараются уровень конфликта снизить. Очевидных путей, думаю, никто не нашел, но другие страны как-то эту проблему решают.
Я не могу представить, как учебник истории, скажем, в Чечне или Мурманской области мог бы быть одинаковым. Есть люди, особенно среди консервативной общественности, которые вам говорят: «Я точно знаю, как решить этот вопрос, я точно знаю, каким этот учебник должен быть». Но опыт показывает, что даже когда российские консерваторы собираются в одном зале, они не могут договориться. Не говоря уже о либералах. На трех либералов обязательно будет четыре мнения.
Подпишитесь на нас в социальных сетях