вопрос дня:
Что внес в историю Карлос Кастанеда?
Книги Кастанеды многие из нас читали в детстве. Как не захотеть научиться летать при помощи волшебной мази?
Кирилл Мартынов
философ:
Кастанеда внес в историю поучительный сюжет: как талантливый мистификатор может воспользоваться обстоятельствами — в его случае университетской культурой Калифорнии эпохи хиппи — для того, чтобы сделать себе состояние.
Это явление своего рода уникальное: больше в истории человечества, пожалуй, не было примеров, когда профессора университетов были настолько легковерны, настолько восторжены и настолько «открыты ко всему новому», что засчитали первую книгу Кастанеды «Учение Дона Хуана» в качестве магистерской работы по антропологии. Через несколько лет Кастанеде удалось в том же стиле защитить диссертацию и стать доктором философии (тут он немного напоминает А. Г. Дугина).
Чтобы оценить, насколько это глупая история, достаточно внимательно перечитать первые страницы «Дона Хуана», в которых автор описывает, как случайно встретился с пожилым индейским магом на автобусной остановке (а маг уже «курил его», то есть знал, что встретится с Кастанедой). Это уровень интеллектуальной работы в стиле сказки о старике Хоттабыче (только для более взрослых детей), и для своего жанра она сделана неплохо. Но если бы ко мне пришел студент с такой «антропологией» или «философией» я бы его вежливо отправил обратно. Очень своеобразно, но никакого отношения к знанию. Тем самым оборвалась бы блестящая карьера, ведь Кастанеда стал миллионером на своих книгах (уникальный, кстати, случай, когда человек зарабатывает хорошие деньги на книге, изданной в академическом издании University of California Press).
Весьма забавен и сюжет с «ведьмами» Кастанеды — первыми и самыми верными его последовательницами стали экзальтированные калифорнийские студентки. Уже в 70-е появились работы, например, известный текст Ричарда де Милля «Castaneda’s Journey», которые разоблачали Кастанеду не только как мистификатора, но и как плагиатора. В упаковке с брендом «Дон Хуан» Кастанеда продавал коктейль из учебников по мифологии и цитат из западной философии и литературы — от Витгенштейна до Льюиса Кэрролла.
Если говорить о содержании «философии Кастанеды», то оно довольно примитивно, и строится на том, что определенные состояния сознания якобы позволяют познать истину, которая, разумеется, не может быть выражена для внешних наблюдателей. Это известная модель, характерная для всех мистиков, начиная от дзен-буддистов и заканчивая православными монахами-исихастами. Если при помощи тех или иных физических практик — медитации, принятия наркотических веществ, особых физических упражнений или дыхания, — ввести мозг в особое состояние транса, то он начинает на это реагировать, имитируя когнитивные процессы, после чего остается ощущение, что вы «что-то видели и поняли». Проблема в том, что такое невыразимое знание так и остается невыразимым — в том числе для вас самих — как только мозг возвращается в обычное рабочее состояние. Это не «путешествие в другие миры», а нейрофизиология. Но мозг штука сложная, паразитировать на наивных адептах, вмешиваясь в его нормальное функционирование, можно, как показывает мировой опыт мистических учений, с большим успехом.
Кастанеда имел определенное влияние на культуру конца XX века — в России его, например, активно цитировали Пелевин и Гребенщиков. Это говорит о его популярности как автора беллетристики и, в общем, ставит в ряд Коэльо и Ричарда Баха, а не ученых или философов.
У Кастанеды есть и последователи, которые пытаются зарабатывать на его имени, подражают ему и компилируют новые тексты. Двух самых известных зовут Виктор Санчез и Кен Орлиное Гнездо. Разницы между ними, конечно, никакой: мистическая болтовня вся одинаковая.
Другие ответы на сайте TheQuestion
Подпишитесь на нас в социальных сетях