1928

1965

1978

1987

1994

2011

Декларация независимости

Иван Чувиляев

Карельская романтическая комедия, народное кино Удмуртии и Алтая и омский хоррор — в кинематографе тоже есть место гражданским инициативам. W→O→S нашел людей, которые своими силами делают фильмы на маленьких региональных студиях, создавая периферийную контркультуру и выводя ее на федеральный уровень.

1. Краткая история
удмуртского кино

Пионерами отечественного регионального кино стали жители Удмуртии. Еще в 1920-е годы были предприняты попытки создать в республике национальную кинематографию, а во время оттепели здесь появились первые в СССР независимые студии.

«Соперницы»

Первым удмуртским фильмом считается «Соперницы» (1928); единственный доступный в сети видеофрагмент — в ролике для конкурса красоты «Мисс Удмуртлык». На самом деле «Соперниц» снимали на московской студии «Межрабпом», но с упором на этнографию — удмуртские народные песни и пляски. Сюжет — сельская версия «Зависти» Юрия Олеши: две барышни — кулацкое отродье и девочка из семьи председателя потребкооператива — борются за сердце первого парня на деревне. Побеждает, конечно, дочь передовика, просто потому что за ней будущее.

«Ограничь себя от беды»

В 1964-м, на излете оттепели, в городе Глазове при местном ДК кинолюбитель Вениамин Бобылев создал первую удмуртскую любительскую студию, на которой до 1990-го года снимал при помощи местных умельцев фильмы и посылал их на всесоюзные фестивали. Ни одна работа целиком не сохранилась.

«Дорога на Оклахому»

Через десять лет после появления первой независимой удмуртской студии возникла и вторая. Актер ижевского театра Николай Гусаров купил кинокамеру и вместе с коллегами решил снять фильм. В итоге появилась «Дорога на Оклахому», которую удалось вытянуть на всесоюзный уровень. В итоге Гусаров из театра ушел и переехал работать на Свердловскую киностудию, а любительская студия при театре без него заглохла. Кроме того, Гусаров — автор книг по истории казачества; он охотно фотографируется в фуражке набекрень и с шашкой.

Николай Гусаров

Родился 20 ноября 1940 года в Севастополе. Заслуженный артист Удмуртской АССР (1974). Окончил актерское отделение Театрального училища им. М.С. Щепкина (1964, курс В.И. Коршунова), учился на сценарном факультете ВГИКа, Высших курсах сценаристов и режиссеров (1979, мастерская А. Митты).

«Ограбление по-можгински»

В 1980-е годы в городе Можге появилась еще одна студия — с несколько издевательским названием «Можфильм». Съемочные группы состояли в основном из школьников. Снимали на коленке — свои версии популярных на советском телевидении сюжетов.

«Тень Алангасара»

В эпоху малокартинья (когда в кинотеатрах торговали мебелью, а русское кино почти перестало существовать) удмуртские независимые не задремали — в начале 1990-х в Ижевске появилась очередная независимая студия «Кайрос». Правда, существовала она не сама по себе, а была создана при местном отделении Фонда Ролана Быкова. Сняла, правда, всего один фильм — «Тень Алангасара», экранизацию народных сказаний про божество, которое спустилось с небес к удмуртам, чтобы рассказать им о смысле жизни.

«Узы-боры»

В прошлом году режиссер Петр Палган при участии местной знаменитости Алины Петровой (выступающей под псевдонимом Дарали Лели) снял романтическую комедию «Узы-боры». Опять же не только местными силами: фильм стал, помимо всего прочего, первой удмуртской копродукцией — с Польшей. Польская сторона взяла на себя финансирование проекта и монтаж. Главный герой отправляется из деревни в Ижевск, чтобы познакомиться с местной звездой Викторией Ядыгаровой. Та оказывается демоном гламура, но парень не отчаивается и заманивает ее на гастроли в родное село, где счастливо воссоединяется со своей мечтой.

2. Бурятия:
федеральный
уровень

Свои кинематографические амбиции существовали и в Бурятии, и в этом году они реализовались в полной мере. В федеральный прокат вышла бурятская комедия «На Байкал» — про интеллигентного юношу из Петербурга, который приезжает в республику на берегу вышеуказанного водоема. Сняли фильм местные кавээнщики — они уже пробовали себя в кино, но прежде дальше локального проката дело не заходило. Между тем в республике в разные годы было предпринято несколько попыток создать региональную кинематографию — подробнее о бурятском кино — здесь.

3. Омский хоррор
«Споры»

Омский режиссер Максим Дьячук создал свою студию, снял на ней отечественный фантастический хоррор, вышедший в англоязычный прокат, и опередил Бекмамбетова.

Максим Дьячук, специалист по спецэффектам и анимации, в 2003 году создал студию «Орбита», на которой поначалу снимал рекламные ролики и клипы. Всего на «Орбите» работают три человека: Дьячук, продюсер Дина Грин и композитор Игорь Фауст. К 2007 году Дьячук собрался с силами и средствами и приступил к съемкам первого полнометражного фильма «Споры» — фантастического ужастика на российской фактуре.

—трейлер—

Главные герои фильма, компания молодых людей, набредают в лесу на осколок советской цивилизации — заброшенный завод. Выясняется, что в него попал метеорит и фабрика оказалась источником заразы. На землю посыпались инопланетные споры, которые превращают все, с чем соприкасаются, в жутковатых зубастиков.

—фильм о фильме—

На землю посыпались инопланетные споры, которые превращают все, с чем соприкасаются, в жутковатых зубастиков.

Бюджет «Спор» — $35 000, Дьячук снимал на собственные деньги. По словам самого режиссера, после того как он выложил в Сеть первый трейлер фильма, на него вышел американский журналист. Вслед за тем подтянулась канадская компания-дистрибутор, которая взялась организовать прокат фильма во всем мире, кроме России, то есть в самой же Канаде, Штатах и Европе. В России Дьячук собирается прокатывать «Споры» своими силами, но пока придерживает фильм, опасаясь пиратов.

За время работы над «Спорами» Дьячук успел сделать еще две игровые короткометражки — «Три дня войны» и «Ветер», а сейчас готовится снимать еще один хоррор — «Последний полет Велеса», тоже в Омске, но уже на английском языке и рассчитанный только на прокат в Штатах и Канаде. Сценарий написал уже не он, а самарские драматурги Валерий Коляда и Ирина Зарецкая. История предназначалась для конкурса, который проводила компания Тимура Бекмамбетова «Базелевс». Но Дьячук Бекмамбетова с «Велесом» опередил.

4. «Пока цветет
папоротник» —
первый алтайский
фильм

Несколько лет назад на Алтае появилась киностудия «Народное кино». Под «народным» имеется в виду не мед, скалы, Шукшин и прочие туристические специалитеты, а то, что в создании фильмов принимают участие все желающие. Первый фильм студии (и первый фильм алтайской кинематографии) «Пока цветет папоротник» уже готов. О картине W→O→S рассказал режиссер Евгений Бедарев.

— за кадром —

На Алтае кино не частый
гость.

W→O→S Почему вы решили делать фильм именно на Алтае?

— Идея родилась из нашего желания снять большое, красивое и обязательно волшебное кино про Алтай. У нас с друзьями всегда было просто: сел на машину, несколько часов — и вот ты уже наслаждаешься воздухом, жаришь шашлыки или купаешься в Катуни (правда, после бани или рюмочки-другой). Как-то мы с братом (он соавтор сценария) подумали: а почему бы не придумать историю, действие которой происходит в наших любимых местах, невероятных и по пейзажам, и по масштабам, и по энергетике?

«Папоротник» начали снимать как полнометражный фильм, но со временем он разросся до 12 серий. История поменялась, изменились события, завязка, часть сюжета. Действие этой картины сложно перенести в другое место, да и смысла нет. Знаете, я очень ясно помню тот момент, когда мысль о кинематографичности Алтая пришла мне в голову. Я тогда учился на истфаке и был в археологической экспедиции в Чарышском районе. Вокруг мохнатые горы, удивительные леса, совсем иной воздух и настроение. И вот, как-то забравшись на очередную вершину и свесив ножки, я обозревал окрестности и думал: «Здесь нужно снимать "Властелина колец"!» Я тогда только-только прочитал книгу, еще не было шедевра Питера Джексона…

W→O→S Вы хотели как-то растормошить тех, кто мог бы снимать кино на Алтае?

— На Алтае кино нечастый гость. Да, здесь снимали Шукшин и Роу, но в целом отрасль совсем не представлена. Мы хотели подарить людям возможность прикоснуться к миру кино, но растормошить общественность не было главной целью. Самым важным было снять хорошую приключенческую историю, и снять ее на Алтае.

Сценарий появился, а вот денег не было. Обратились к нескольким продюсерским компаниям, но год был кризисный: какой Алтай? Но мы не сдавались и решили все сделать самостоятельно. Просто сидели как-то на кухне и подумали: мы ведь можем обратиться ко всем и к каждому в отдельности. Пусть внесут какую-нибудь лепту. Так завертелось колесо: мы писали письма в крупные компании, обращались в администрации нескольких сибирских регионов, проводили конкурсы, презентовали проект во всех вузах. Каждый день был расписан. Ждали не только помощи, было важно предложить что- то взамен. Именно поэтому мы обратились ко всем желающим прислать резюме для возможного трудоустройства на площадке, запустили музыкальный конкурс «КиноХит», победители которого (а это сибирские группы и исполнители) войдут в саундтрек фильма «Пока цветет папоротник» наравне с Елкой, «Городом 312», «Умой Турман», песнями Виктора Цоя…
Главной фишкой был открытый актерский кастинг. Мы объездили несколько регионов, были в Омске, Томске, Новосибирске, Бийске, Барнауле (в Москве и Санкт-Петербурге кастинги были закрытые, только среди профессиональных актеров). Набрали три десятка актеров для эпизодов и несколько сотен для массовых сцен. Важно понимать: мы планировали не студенческое кино делать, а хороший профессиональный проект. К производству привлекали только профессионалов, и в этом тоже была сложность: на Алтае не готовят спецов киноиндустрии, не сдают технику в аренду, так что всех и все пришлось везти из Москвы. Но те, кто поверил в нашу идею, получили возможность прикоснуться к миру кино. Думаю, это сильные впечатления.

W→O→S Подобная практика создания кино уже существует в других странах. Вот в Берлине, например, была премьера фильма Iron Sky, который компания финнов сняла, собрав в Сети бюджет.

— Конечно, мы знали. Да мы и не объявляли себя первопроходцами. Нам было интересно пройти этой дорогой. Правда, через год работы появилось понимание: такими темпами мы кино не снимем, собрано было чуть больше 1 млн руб., а бюджет проекта — 67 млн. Но мы безумно благодарны всем, кто поверил в нашу идею, — без их поддержки мы бы не смогли понять, насколько это важный и интересный проект, причем интересный не только нам. Одним из таких заинтересованных и переживающих людей стал Сергей Майоров, известный телеведущий, автор программы «Истории в деталях» и проекта «Бабье лето». Сначала он просто помогал, а потом решил стать генеральным продюсером, за что ему огромное спасибо. В итоге идея народного продюсирования себя не оправдала, зато помогла встретить человека, поверившего в проект.

5. Карелия:
«Человек из банки»

В конце января в Петрозаводске прошли премьерные показы первого в истории карельского полнометражного фильма — романтической комедии «Человек из банки». Это история юноши, который вырос под пятой своей тиранической мамы. Пионер карельского кино режиссер Иван Кульнев рассказал W→O→S о национальной кинематографии и гражданских инициативах.

— Демо ролик —

Я был един в трех лицах — режиссер, сценарист и оператор.

W→O→S Расскажите про студию, на которой фильм был снят, — с таким вполне советским названием «Карелфильм».

— Студия появилась давно, в начале нулевых. Поначалу мы не собирались снимать полный метр. Ну то есть я на какие- то гранты подавал, были какие-то амбиции, но они быстро завяли. Решили сосредоточиться на простеньких каких-то вещах: клипах, рекламе. Надо же что-то снимать для местных каналов. Периодически возникали какие-то идеи по поводу кино, но они так и оставались только планами. Мы даже сделали ролик для одного так и не снятого фильма — для «Воителей». Там просто прибежали ребята — говорят: давай снимать кино. Ну какое кино, у нас средств никаких, а там такой сюжет навороченный, фэнтези. Ну и мы сняли такой деморолик просто — он до сих пор по Сети гуляет. Ну а потом, в 2009 году, наконец собрались с силами и сделали такой пробный шар — короткометражку «Озеро».

W→O→S И какими силами ее делали?

— Исключительно своими. Я вот был един в трех лицах — режиссер, сценарист и оператор. Был парень отличный, который занимался постпродакшеном. Ну и еще пара приятелей помогали со всякими техническими делами. Камеру взяли самую простенькую — сначала все возникали, что ей даже свадьбы снимать нельзя, но ничего, терпимо получилось. Я больше скажу — мы вот на съемках «Человека из банки» даже кран соорудили.

W→O→S Из металлолома, как в кружке «Умелые руки»?

— Не, ну не сам я, мужик один сделал… Опять же свет искусственный нашли — скорее для фотостудий, немудреные всякие приборы, но все-таки. Монтаж дома, без всяких эффектов — просто переставляли кадры.

W→O→S А актеров откуда брали? Из друзей?

— Нет, тут был принципиальный вопрос — хотелось с профессионалами работать. Пошли по театрам Петрозаводска — набирать народных и заслуженных. Тут, конечно, была проблема — почти все согласились работать, но в кино-то они ни разу не снимались. А разница есть: одно дело играть на камеру, и совсем другое — как они привыкли, с расчетом на то, что с галерки будут смотреть. Там и мимика, и жесты — все такое преувеличенное. Но ничего, помучались, но справились.

W→O→S Снимали все на свои деньги?

— Ну да, в общем, из своего кармана. Тем более что бюджета толком не было, $2000. Все работали бесплатно. Тратились на транспорт — такие какие-то штуки. Большая часть ушла на аренду самой лучшей в Карелии звукозаписывающей студии для озвучки.

W→O→S А не думали, например, использовать такую технологию, как краудфандинг?

— Крауд что?

W→O→S Это когда кидают клич в Сети — народное финансирование.

— А, понял. Нет, мы такого не делали — все своими силами. Денег было мало, конечно, чего-то не хватало — скажем, поначалу я приходил к актерам и они не хотели работать. «Ты кто?» — спрашивали. А теперь вот я фильм снял, есть какой- то шум. И можно на другой уровень переходить. Я, если честно, думаю уже о том, чтобы снять что-то более дорогое. Вот и сейчас в Питер приехал со всякими ребятами встречаться, контакты завязывать.

W→O→S Что вы считаете новым для себя?

— На фестивали попасть, показать там себя... Мне пока не с чем сравнивать — я всего на нескольких таких фестивалях был, любительских. Ну и потом просто с визуальной точки зрения хочется сменить дислокацию — я уже все переснял в Петрозаводске, все улицы.

W→O→S А по сюжету ведь «Человек» чем-то похож на «Пыль» Сергея Лобана — вы ее видели? И главный герой тоже такой же, как тамошний Леша...

— Это который с Мамоновым? Не, ну тут никакого влияния. У нас общая только тема и бюджет — они же тоже что-то типа за две тысячи сняли? Ну вот.

Материалы по теме

Гражданские инициативы — 4: Краудфандинг Режиссер Iron Sky: «Как мы дошли до лунных наци?» Как дела у «Космонавта»?