4 декабря в ММСИ на Гоголевском бульваре открывается
персональная выставка Айдан Салаховой Fascinans and
tremendum. «Чарующая и устрашающая» — так христианские
философы описывают божественную тайну, которая познается
посредством мистического откровения. Это проект, над
которым московская художница с азербайджанскими корнями
работала последние три года. Известная своей чувственной
живописью и графикой, Айдан теперь обратилась и к
относительно новому для себя медиуму — скульптуре. Строгий
монохром, роскошный каррарский мрамор в форме ниспадающих
тканей и фаллических минаретов в хрупких руках — художница
изучает природу женского и описывает ее в знаковой системе
мусульманской культуры, где женское подлежит суровой
внешней цензуре. Айдан рассказала W-O-S о том, что
происходит под паранджой, а мы, в свою очередь, предлагаем
вам почувствовать себя женщиной Востока при помощи простой
игры.
Прямая речь
Айдан
Салахова
W-O-S В прошлом году на Венецианской биеннале вы уже
сотрудничали с куратором Берал Мадрой. Тогда ваши работы
были сняты с выставки по требованию азербайджанского
президента.
— Берал просто очень хороший куратор. Вся логика
экспозиции, разделение проекта на три части «Тело», «Руки»
и «Объекты» — ее заслуга. О концепции и содержательном слое
моих работ она может рассказать куда лучше меня самой.
W-O-S Как к вам относятся на исторической родине?
— В Баку я последний раз выставлялась в 2009 году. Меня там
воспринимают как московскую азербайджанку. Кстати, в ММСИ
можно будет увидеть «Троицу», которую я тогда привозила в
Азербайджан.
W-O-S Вы сами как относитесь к Азербайджану?
— Если посмотрите на папины картины (отец Айдан —
художник
Таир Салахов — W-O-S), увидите, что пейзажи Баку
очень строгие и аскетичные. Четкие тени, обрисовка домов,
кубическая и очень простая архитектура. А внутри — ковры,
восточные сладости и золото. И золота из этой культуры не
выкинуть.
W-O-S Почему, вопреки восточному колориту, для проекта
выбрано латинское название?
— Согласитесь, на латыни это очень красиво звучит.
W-O-S В анонсе выставки речь и об античной скульптуре, и о
православных иконах, и об искусстве Востока. Какая традиция
вам все-таки ближе?
— У произведения нет национальности.
W-O-S Сегодня искусство Ближнего Востока стремительно
обретает популярность. Вспомнить хотя бы иранских
художников новой волны. Как это пересекается с вашим
творчеством?
— Мне многие интересны и близки, правда, я запоминаю
произведения, а не имена. Конечно, очень люблю
Мону
Хатум. О Ближнем Востоке: меня часто спрашивают о том, почему
меня так привлекает образ паранджи. Во-первых, она очень
красива как форма. Во-вторых, я исследую внутреннюю цензуру
женщины под паранджой, ее метания и ожидания, на которые
социум накладывает ограничения.
Я ходила в парандже: это и комфортно, и дискомфортно. С
одной стороны, когда надеваешь ее, самоцензура полностью
отключается — в отличие от европейских женщин, лицо которых
маска и они вынуждены постоянно контролировать себя.
W-O-S Вы отказываетесь от прямой социальной критики?
— Я призываю к внутренней революции и раскрепощению, а не к
политическим переворотам.
W-O-S А существует ли женское искусство?
— Само искусство по полу разделять нельзя, но художник
может изучать мужское и женское, его биологический пол тут
значения не имеет.
W-O-S Почему вы ограничились двумя цветами и обратились к
скульптуре?
— Контраст черного и белого подобен тому, как женщину
бросает из стороны в сторону. Первые мои скульптуры вообще-
то были выставлены еще в 2006 году. Это «Купол», «Минарет»
и «Пагода». Потом я делала серию минаретов, вырезанных
из свечей, знаете же эти большие свечи из «Икеи»? С
мрамором работать тяжело. Изначально я лепила форму, а
мастера выполняли ее в мраморе. Но я горжусь тем, что уже
многое делаю сама, постоянно учусь работать. Ведь многих
художников просто не допускают к собственному произведению!
В живописи мне стало тесно, и можно увидеть, как радикально
отличаются мои скульптуры от ранних живописных работ. В
скульптурах нет этого напряжения и саспенса. Работа с
мрамором — кропотливое медитативное занятие, и это важная
практика самопознания.
W-O-S Расскажите о судьбе вашей галереи на «Винзаводе».
Теперь вместо выставок там можно посмотреть на то, как
работают ваши ученицы.
— «Винзавод» меня уговорил не уходить, хотя я собиралась
распрощаться с галереей. В будние дни в студии работаю я,
в выходные — ученики. Они все живут в общежитии, рисовать
им негде, пишут в коридорах. У меня не было идеи превратить
это в художественный проект, хотела помочь ребятам, и
получилось здорово.
История с галереей мне просто наскучила: делаешь по десять
выставок в год, монтируешь, работы висят по месяцу, а
хочется уже что-то сменить. Мне просто не хватало там
адреналина, как любому, кто помнит 1990-е.
W-O-S Где вы находите адреналин?
— В ночных клубах. (Смеется.)