Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Как путешествовать
по России:
автостопом
на Байкал

Два путешественника, Миша и Саша,
решили пересечь Россию вдоль
и добраться до Байкала автостопом. Путешествие заняло один месяц, каждый потратил по 10 000 руб. ВОС публикует историю автостопщиков —
от старта на Курском вокзале
до социальной депривации на Байкале. 

Курский вокзал
и трасса М7

Автостоп автостопом, но началось наше путешествие на Курском вокзале.
Утром шестого июня мы с Сашей на электричке добрались до Ногинска, а оттуда по железнодорожным путям вышли на трассу М7 — дорогу, ведущую от Москвы на восток. Отыскали на трассе «карман» (то есть место, где машине удобно остановиться — фуре обычно нужен не просто карман, а целый «карманище»). Как только мы приготовились голосовать, к нам подошел мужик 38-ми лет, с красными глазами, уставшим видом, в пыли с ног до головы. Он рассказал, что пешком идет из Москвы к себе домой в Ивановскую область. Вова (так его зовут) работает строителем, их бригаду на три дня отпустили отдыхать, но денег пока не дали. Водитель автобуса не повез его без билета, и бедняга решил идти пешком, очень уж хотелось ему увидеться с родными. 


Минуты через две Сашке удалось остановить первый автомобиль, который легко
мог оказаться и последним. В девятке вишневого цвета мы легко уместились: Саша
с Володей сели назад, где не было сиденья, но было много разного хлама. Водитель попался разговорчивый, но до меня долетали не все слова, потому что боковые стекла
с моей стороны и со стороны водителя тоже отсутствовали, а мотор дико ревел.
Мы летели по федеральной трассе, как по гоночному треку — с какой скоростью, правда, было непонятно, так как передняя панель была разбита. Машина была настолько побитой и дребезжащей, что было странно, что она вообще движется:
мы ожидали, что застопим такую, но скорее где-нибудь в Сибири, а не в Подмосковье.
На этом диком авто мы проехали 40 км, потом шофер свернул,
а мы втроем продолжили путь.

Владимир

Следующую машину ждать пришлось недолго. Мир тесен: ее владельцем оказался земляк нашего нового друга — мы с Сашкой были очень рады, что совсем скоро он будет дома. Вова почти сразу уснул, и это можно было понять: человек такой большой путь проделал пешком, а теперь мог отдохнуть. Новый водитель управлял транспортом очень аккуратно. Он рассказал, что раньше любил быструю езду, но после недавнего рождения третьего сына успокоился, перестал лихачить и стал соблюдать скоростной режим.
И добавил, глубоко вздохнув: «Хочется, что бы дети выросли в полноценной семье». Он довез нас до Владимира, где мы попрощались с ним и с Володей: ребята повернули направо, в сторону Иваново, а мы продолжили свой путь. В это время во Владимире проходили народные гуляния, и мы неожиданно оказались в эпицентре праздника. Задерживаться мы не собирались, поскольку праздник был посвящен мясу, а мы с Сашей его не едим. Но из толпы мы выделялись не вегетарианством, а огромными рюкзаками. 

Ведущие шоу приметили нас со сцены в микрофон обратились к нам: — Ребята, вы путешественники?
— Да. Мы ответили хором, операторы мгновенно повернули в нашу сторону камеры, а жители Владимира — головы. — И куда вы направляетесь? — Из Москвы на Байкал, автостопом. — Когда праздник закончится, мы поедем в Москву, и если вы откажетесь от этой дикой затеи, так как еще не поздно вернуться с нами.
На что мы ответили: — Спасибо, конечно, ребята, но мы все-таки намерены добраться до цели.

Казань

От Владимира мы поймали машину до Казани. Водитель по имени Наиль возвращался на свою малую родину с рок-фестиваля «Нашествие». В его машине играла группа «ДДТ». В пять утра 7 июля мы были в Казани. Наиль провел для нас краткую, но насыщенную экскурсию по пустынному утреннему городу. Мы узнали, что в Казани производят двигатели для вертолетов, увидели много старинной архитектуры, а также объектов, отстроенных к универсиаде. Наиль рассказал об экономике и инфраструктуре города, показал места, где проходили его детство и юность, университет, в котором он учился, и университет,
в котором преподавала его мать. После этого Наиль доставил нас на объездную трассу и пожелал благополучно добраться до Байкала.

Набережные Челны

Второй день путешествия начинался отлично, стояла прекрасная погода, мы зашли в придорожное кафе и плотно позавтракали, а после продолжили свое привычное занятие — автостоп. Уже через полчаса мы сидели в компактной иномарке и вели беседу с новым знакомым. Водитель Александр заметил, что его юность тоже прошла довольно беспечно, и спросил, не студенты ли мы, и из какого университета («Культуры и искусств», — ответил Саша), а затем — не актеры ли мы, случаем. Я ответил «Нет» и задал ему тот же вопрос, потому что его лицо было очень знакомым. В ответ он улыбнулся и кивнул головой. Мы быстро нашли общий язык, и он рассказал, что у него есть мечта: добраться до Байкала и попить воды с его дна. 

В машине Александра играли русские и цыганские романсы, Вертинский с Растеряевым, хоровые народные песни. Когда мы подъехали к Набережным Челнам, Александр свернул направо — он ехал к себе домой, на север, в Пермский край. Мы пообещали, что осенью в Москве придем на спектакль с его участием. Набережные Челны показались нам мрачным и сугубо промышленным городом. Трасса проходила вдоль легендарного завода-гиганта «КамАЗ», нас накрыла завеса из дыма, пыли и смога. По трассе нескончаемым потокам ехали КамАЗы, в кузовах у них были камазовские кабины и двигатели, даже автобусы в этом городе были сделаны на манер КамАЗов. Вся реклама, на которую падал взгляд, была посвящена этой могучей русской машине. Но ни один «КамАЗ» не останавливался, и через три с половиной часа штиля мы решили выйти из города пешком, поставить палатку и переночевать. 

Нам удалось познакомиться с местным жителем, который ехал на велосипеде вдоль трассы: он поведал нам, что весь город живет за счет завода, там работают все его знакомые, друзья и родственники. Мы вышли из города и зашли в буфет рядом с заправочной станцией. В кафе меня накрыло странное состояние — побочный эффект от недосыпа и отравления тяжелым местным воздухом, голова уже плохо соображала. Пора было ставить лагерь и отправляться на боковую. Так мы и сделали, а наутро покинули этот город — как ни странно, не на «КамАЗе».

Река Ик

Погода была чудесной. Два друга-фельдшера, ехавшие отдыхать в деревню, взяли нас на борт. Вдоль трассы росло много гороха, и все единогласно решили остановиться перекусить. Мы набрали гороху в сумку и питались им несколько следующих дней. Так же поступали многие другие водители, на обочине скопилось немало машин. Мы поинтересовались, есть ли поблизости река. Водитель ответил, что скоро будет речка Ик, и предложил там остановиться. Освежившись, мы проехали еще километров 50, потом ребятам надо было сходить с федеральной трассы. Они высадили нас у придорожного кафе и купили нам в подарок банку татарского меда у местных пацанов.

Уфа, деревня Радио

Вечером мы уже были в Уфе и перевели время на час вперед. Водитель, по профессии инженер-промышленник, показал нам центр города, рассказал про местное градостроение, про плюсы и минусы застройки и про их народного героя Салавата Юлаева, а после экскурсии доставил нас на объездную трассу, где проходят машины на Челябинск и Курган. Долго стоять на трассе не пришлось, и через несколько минут мы уже общались с улыбчивым парнем по имени Ильнур, который ехал в гости к своим родителям в деревню с интересным названием Радио. 

 В 50-е годы зажиточный крестьянин отделился от большего села, построил дом, подразобрался в электронике и смастерил примитивный радиоприемник, который повесил на огромном столбе рядом с домом. Люди из соседних деревень приходили послушать, а некоторые стали селиться рядом, чтобы всегда быть в курсе свежих новостей. Поначалу народ говорил «Пойдем к радио», но когда домов стало много, стали говорить «Пойдем в Радио» — так название и прижилось. Ландшафт постепенно менялся, трасса стелилась между скал и сосен, мы увидели город Сим, расположенный в яме среди гор: трасса огибала его по верху. Зрелище было великолепное: лучи заходящего солнца скользили по крышам домов, город постепенно погружался в темноту.

Ильнур пригласил нас в гости, и мы познакомились со всей его большой семьей. В доме было много маленьких детей, его братьев и сестер. Нас с Сашкой хорошо приняли, посадили за стол и очень огорчились, узнав, что мы не едим мяса, потому что на ужин у них был наваристый суп из баранины. Но и помимо супа была масса вкусного: на заднем дворе у них своя пасека, на столе стояли свежие соты. Башкирский мед отличался от татарского, но был не менее вкусен. Поговорив с родителями Ильнура, мы поехали знакомиться с его друзьями, но нашли только двоих: кто был пьян, кто на заработках, а от кого и вовсе не было известий. Впятером мы поехали в лес, разожгли костер, поставили лагерь и просидели до утра за разговорами. Когда ребята пошли по домам, на улице уже рассвело. Сашка включил радиоприемник, что бы узнать, ловит ли радио в деревне Радио. Из динамика зазвучала песня в стиле русского блатняка, с припевом: «Казино, казино, казино». Саша переключил на другую волну — там передавали песню в том же стиле, с рефреном: «Рояль, рояль, звучи, звучи для больной души в городской тиши». Эти две песни так въелись Сашке в подкорку, что он распевал их всю дорогу, даже сейчас периодически напевает.

Южный Урал

Четвертый день пути был тих и спокоен. Проехали мы совсем немного, путь проходил через уральские горы, и нам постоянно закладывало уши. Простояв на трассе четыре с половиной часа, мы решили разбить в лесу лагерь и два дня отдохнуть на Южном Урале. Свернув с трассы и забравшись на бугор, мы увидели деревню, на указателе было название «Катафка». Отыскав магазин, купили провизии на два дня и пошли в лес. Искать место для стоянки долго не пришлось — на Южном Урале просто нет не живописных мест. Мы разожгли костер, сварили гречку, Сашка даже нашел родник в 15 м от нашего лагеря. Идеальное место для туристов. Мы опять просидели у костра до утра. 

Следующий день Сашка провалялся с температурой в бреду. Когда он приходил в сознание, мы начинали искать причину его недуга. Я считал, что таким образом его принимает Урал, а если по-научному — акклиматизация организма. Сашка же склонялся к тому, что не стоило пить воду из родника, или что его укусил энцефалитный клещ. Я решил, что если это не пройдет до завтрашнего утра, придется доставить Сашу в челябинскую горбольницу. Но наутро Санек был огурцом, Урал его принял, и мы продолжили путь.

Казахстан, Лебяжье

Стоп в этот день был не особо, но к вечеру мы поймали внедорожник до самого Иркутска, о чем даже не мечтали. Водитель Александр с другом Костей перегоняли автомобиль из Анапы в Иркутск и были рады помочь студентам. Ближе к ночи мы были в Челябинске, на следующее утро в Кургане, а в обед проходили таможенный контроль на границе с Казахстаном. Прошли успешно, но вдоль трассы через каждые 200 или 300 м стояли наряды ДПС и норовили остановить и придраться к любой мелочи, если видели не местные номера. 

Совет на будущее: если соберетесь на Байкал на своей машине, не заезжайте на территорию Казахстана — там вы сбережете рессоры и бензин, но не нервы. Заходили в придорожное кафе: менять деньги на местные не обязательно, рубли принимают, цены для русских туристов очень низкие: мы плотно поели на 90 руб. На трассе, увидев огромную очередь машин, водитель Александр решил заехать в поселок Лебяжье, в храм Ильи Пророка. Батюшка нас хорошо принял, прочитал проповедь в пустом храме, потом пригласил в дом и накормил. Рассказал про силу молитвы и про то, что мат — это молитва дьяволу, а «Отче наш» — молитва Богу и что сегодня все владеют матом, но далеко не все знают и помнят «Отче наш». Костя и Александр подарили ему ящик ростовских помидоров. Когда мы прибыли на границу, очередь стала еще больше, мы простояли в ней до утра.

Красноярск

На следующий день мы проехали Омск и Новосибирск. На Кузбассе, когда мы проезжали поворот на Томск, ребята решили свернуть и проведать своего друга, томича Ваню. Мы решили продолжать стопить и обменялись с ними телефонами на случай, если никуда не уедем. Ближе к ночи мы были в Кемерово и заночевали в кузове ГАЗели. На следующий день добрались до музея под открытым небом в Мариинске. Это небольшой, но очень красивый город с кучей старинной архитектуры.

 В Красноярске через интернет-сообщество автостопщиков нашли вписку и привели себя в порядок. Сходили в местный краеведческий музей, посмотрели на скелет мамонта, увидели мост, изображенный на десятирублевой купюре. Сашка исполнил свою географическую мечту — увидел Енисей. В Красноярске мы впервые попробовали таежный папоротник. Работники столовой удивились, узнав, что в европейской части России из папоротников не готовят салаты. Из столицы Восточной Сибири нам помог выбраться парень-фанат автомобилей «Волга» на своей недавно приобретенной мечте. От Красноярска до Иркутска пролегала финишная прямая нашего путешествия — последняя 1000 км. Ее мы проделали не сказать чтобы очень быстро, но без хлопот и проблем.

Канск

На следующий день мы оказались в городе Канске. В переводе с татарского его название означает «кровь»: в этом городе было жуткое сражение, когда осваивали Сибирь, так что река, которая протекает через город, стала красной. Трасса проходила через город, а «сити-стоп» (то есть автостоп в городской среде) — всегда дело долгое, Кемерово было исключением. Местные жители рассказали, что город нищий, производства давно нет, и рабочих мест тоже. Когда все городские фабрики перешли в частные руки, их распродали, а деньги ушли в Москву. Эта участь, к сожалению, постигла многие сибирские городки. По этой причине столицу многие сибиряки не любят. Из промышленности в городе есть только пилорамы, которые держат китайцы, работают там тоже китайцы, а доски из сибирского дерева отправляют в Китай: страну пилят в прямом и переносном смысле. 

«Давайте поможем Москве. Вдруг и она нам когда-нибудь поможет», — с такими словами ребята помогли нам выбраться из Канска, хотя им было не по пути. В городе Тулун (в переводе с бурятского — «кожаный мешок», почему так прозвали город, выяснить не удалось) мы познакомились с автостопщиком из Архангельска. Артем ехал через всю страну во Владивосток. Встретив его на трассе, мы разговорились, стали делится впечатлениями и вовсе перестали стопить. В этот момент рядом сам остановился автомобиль, и из него вышел мужчина около 30 в черных очках со словами: «Куда путь держите, путешественники?» Он с другом направлялся в Иркутск из Братска: жен и детей отправили на поезде, а сами поехали на машине, и были рады нам помочь. В 3 часа ночи мы прибыли в Иркутск, поставили палатку под городским мостом на берегу Ангары и там заночевали.

Иркутск

На следующий день гуляли по Иркутску. Побывали в гостях у местной бабушки, которая ведет в Иркутске общественную кампанию по борьбе с недобросовестными чиновниками. Она коренная сибирячка, потомок старинного дворянского рода: ее предки были сосланы в Сибирь и до раскулачивания держали соляной завод. Евдокия Николаевна нас накормила, прочла свои стихи, рассказала, что ее кричалки и речевки звучали на Болотной площади в 2010 году. На прощанье протянула две горсти советских монет со словами: «Когда наступят трудные дни, выменяете их у иностранцев на рубли». 

Байкал, Ольхон

На следующее утро на микроавтобусе мы добрались до Байкала, пересели на паром и оказались на Ольхоне. Там нас встретил автомобиль и доставил в Хужир, самый большой населенный пункт на острове. Увидев местный пляж, ничем не отличавшийся от типичного общественного пляжа на черноморском побережье, мы решительно зашагали вперед, к северной части острова, в поисках дикого безлюдного места. Мы шли вдоль палаточных городков, через степи и каменистые берега, через горы, поля и равнины в поисках того — мы сами не знали, чего. 

Когда стемнело, оказались на верхушке одной из гор у могилы военного летчика, погибшего в 1961 году. Там мы решили заночевать. На следующий день, преодолев скалы, мы добрались до места, которое искали по наитию, и поставили лагерь. На этом острове мы провели неделю: место очень сильное, поэтому состояние наше было медитативным, и каждый начал существовать самостоятельно — объединяли нас только готовка пищи и ночные посиделки у костра за чаем. Днем в лагере никого не было, мы блуждали по окрестностям острова, погрузившись каждый в свои думы. 

Природа на Ольхоне необычайная, эти красоты можно созерцать часами, да и приятно осознавать, что как бы далеко ты ни ушел от цивилизации, проблем с пресной водой у тебя не будет. Вода в Байкале достаточно холодная, поэтому купаются в ней только туристы, а местные ходят на теплые озера, которых вдоль Байкала очень много. Чистота воды мудрого Байкала завораживает.

За время путешествия мы пришли к общему выводу: страна у нас прекрасная и живут в ней добрые люди с большой душой. На этом можно и закончить отчет.

Вопросы и ответы

Где лучше всего начинать путешествие автостопом? 

Миша: На федеральной трассе и как можно дальше от города (вблизи города все перемещаются локально). Начинать стоит, уже миновав все повороты — в таком случае отсеется поток лишних машин.

Правда ли, что главное правило вежливости — не молчать?

Миша: Желательно разговаривать. Если водитель едет в ночь, благодаря бреду, который ты несешь, водитель будет видет дорогу, а не свои сны. Бывает и такое, что водителю нужен слушатель. В любом случае, лучше вести разговор. С каждой машиной навык общения прокачивается и не приходится долго искать тему для разговора.

Саша: Не сказал бы, что это правило. Да, водители частенько берут автостопщиков, чтобы поговорить, развеять скуку, а в позднее время —
еще и не уснуть. Но попадаются и молчаливые люди, доставать которых разговорами не стоит. Так что смотрите по ситуации и имейте в запасе пару интересных историй.

Какие реальные опасности подстерегают путешественников?

Миша: Ни в коем случае нельзя садиться в машину к пьяному или неадекватному водителю. Что шофер неадекватен, можно понять по тому, как он паркуется. Если водитель уговаривает вас сесть, можно сказать, что вам не по пути: попасть в ад вы не торопитесь.

Саша: Единственная реальная опасность, на мой взгляд, ― что вас собьют. Будьте бдительны на трассе и не сходите с обочины. В темное время суток стопить не рекомендую. Если все-таки пришлось выйти на трассу ночью, то становитесь под фонарями или пользуйтесь светоотражающей одеждой.

Где спать, где мыться, где есть по дороге?

Миша: Следует обязательно брать спальный мешок, палатку и коврик. С такой экипировкой можно поставить лагерь в тихом и спокойном месте. Сейчас есть такая штука, как сообщества автостопщиков, которые могут тебя приютить в своем городе, но лучше договориться с кем-то заранее. А мылись мы в реках, это самый бюджетный вариант; можно ходить в душ или в баню в придорожных гостиницах, но мы это не практиковали. Питались в придорожных кафе, в России это не так дорого. Также готовили на костре. Незаменимое удобство — это газовая горелка (она есть у всех дальнобойщиков). За считанные минуты можно приготовить кашу и вскипятить воду на чай. Главное — запастись баллончиками с газом.

Саша: На самом деле тут два варианта. Первый — цивильный. Делать все это на вписках, то есть в квартирах автостопщиков или других людей, готовых бесплатно на небольшой срок принять у себя путешественников. Найти вписку можно по интернету. Второй вариант — путешествовать, что называется, «дикарями». Спасть в палатке в спальном мешке и обязательно на пенке, мыться в реках или озерах. Разумеется, эти варианты можно комбинировать, что мы и делали.

Сколько понадобится денег? 

Миша:  Лучше брать наличные, расплатиться карточкой возможно редко, а найти банкомат бывает достаточно проблематично. Карточка — вещь полезная и безопасная, но на ней лучше всего хранить неприкосновенный запас на экстренный случай. Автостопщиков в России не грабят, так как считают нищебродами и полубомжами, бытует мнение: «На кой черт ехать попутками, если у тебя в кармане есть бабки».

Саша: У нас на месячное путешествие до Байкала и обратно ушло 10 000 руб. на каждого. Кому-то этого может не хватить, а кто-то путешествует вообще без копейки. Деньги лучше разделить на части и хранить в разных местах.

Какие вещи брать в путешествие автостопом?

Саша: Обязательны рюкзак, спальный мешок, пенка, шапка, теплые вещи, кружка, нож, пара зажигалок, яркая и удобная одежда и обувь. Также рекомендую взять палатку, дождевик, дорожную карту, термос, ложку, газовую горелку, фонарик, светоотражающую одежду, плеер. Не рекомендую брать много вещей, так как большой рюкзак не только тяжел, но и имеет свойство не помещаться в машины.

Миша: И обязательно топор.

Как спланировать путешествие?

Миша: Спланировать путешествие автостопом очень сложно, так как это самое настоящее приключение, и ты не можешь никак предположить днем, где окажешься к вечеру. Этим автостоп прекрасен и этим он отличается от туризма. Следует обязательно заранее, до старта, составить смету: решить на что и как будет распределен бюджет, к примеру, сколько в день будет уходить на еду, и стараться придерживаться этой суммы все путешествие.

Саша: Нужно определить маршрут заранее. Дороги выбирайте наиболее оживленные, раньше ложитесь и раньше вставайте. Не стоит ездить группами более двух человек, вы просто не поместитесь в машину. Время рассчитать практически невозможно, так как автостоп — это лотерея, особенно если вы только начинаете. Можно уехать сразу, а можно прождать машину несколько дней.

{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+