Road trip: тачка
на прокачку
Дорожные приключения
в Америке и Европе
родвинутый уровень туристического мастерства — путешествия на машине. За спокойными, но самостоятельными приключениями стоит ехать в Европу и Америку с их ровными дорогами и прозрачными отношениями между людьми. Субъективные впечатления от поездки простых людей и объективные советы опытных путешественников — в новом материале W→O→S для тех, кто любит быструю, но вдумчивую езду.
Америка
Путь: Лос-Анджелес — Санта-Барбара — Пизмо-Бич — Монтерей — Лос-Банос — Фресно — Йосемити — Сан-Франциско.
Продолжительность: неделя.
мерика — самая благодатная страна для путешествий на тачке, даже если ваш водительский стаж равен честно отъезженным километрам в автошколе и еще парочке километров за гаражом на дедушкиной шестерке. Решение проехать всю Калифорнию на машине было принято не без опасений, но другого выбора не было — известно, что в Америке без своего транспорта делать нечего.
Все началось с небольших неудач — сначала мы проехали всю стоянку на ручном тормозе и не могли понять, почему машина пищит, а затем, не спав практически двое суток, ехали часа три по хайвею на скорости 120 км/ч и не могли остановиться. Мы все-таки сделали остановку где-то в Бербанке: первый человек, с которым мы познакомились, был 13-летний мальчик из Ташкента, оглушивший нас историей о своем умершем неделю назад друге, который катался на фиксе и попал под грузовик.
Выспавшись и наконец разобравшись с системой хайвеев (то есть перестав съезжать с них при первой возможности), мы почувствовали себя как рыба в воде. Пока отдыхали в Лос-Анджелесе, попали в смехотворную аварию — тонкий индеец с алой розой на приборной панели и великовозрастной спутницей справа въехал нам в зад и немного покорежил бампер. Сначала казалось, что авария страшная, что нам оторвало всю заднюю часть и заодно наши ноги. Но выйдя из машины, мы поняли, что зад на месте, а индеец по-настоящему расстроен и уже ставит на место чуть отвалившийся с одной стороны бампер своими руками. Еще из минусов — функции штурмана были на мне, а поскольку я путаю право и лево, путешествие поначалу было немного нервным. Но ко всему привыкаешь.
Лос-Анджелес — лучший город для автоуроков. Натренировавшись, мы даже не заметили, как доехали до Санта-Барбары. Ничего интересного там нет, нужно перекусить в рыбном ресторане, купить магнит и двигаться дальше — тачку все равно толком поставить негде. Дальше начинается самое интересное — длинный кусок легендарного Первого шоссе, одного из самых красивых в мире. С одной стороны поля, горы, все что угодно, с другой — обрыв и Тихий океан: останавливаться приходится каждые несколько километров. Измотанные красотами, мы кое-как доплелись до загадочного места под названием Пизмо-Бич. Остановиться было негде, помочь никто не мог, кроме одной бабуленьки, у которой остался только шикарный коттедж — она стыдливо уступила его нам за 100 баксов. Проснувшись с утра, мы были приятно удивлены: прямо у дома — обрыв, из окна — вид на океан, кажется, что такого вида из окна не бывает и это всего лишь картина.
Следующие полдня мы ехали до Монтерея, очередного рыбацкого городка, по такой же бессовестно прекрасной дороге. Повалявшись, перекусив и насмотревшись на танцы стариков на главной площади, мы с сожалением свернули с Первого шоссе и отправились в глубь континента. Следующая наша цель — национальный парк Йосемити, о котором когда-то назад рассказывал Сенкевич в «Клубе путешественников». Путь был неблизкий, темнеть начало неподалеку от Лос-Баноса, странного города, который растянулся вдоль шоссе на пару километров с двумя рядами построек — по одну сторону дороги и по другую. Вокруг Лос-Баноса — щедро унавоженные поля. Надо сказать, что в один мотель нас не взяли. На пустынной стоянке мотеля возле одинокого пикапа стояли ниггеры (хочется сказать с автоматами, но нет), двери некоторых комнат были открыты, постельное белье кое-где выволочено на улицу, и возникало ощущение, что там кого-то недавно разделали. Суровый человек в резиновых перчатках сказал, что мест нет. К счастью, в Лос-Баносе нашелся еще один мотель, и он был самым шикарным за всю историю путешествия — с бордовым бархатом (заботливо прикрытым прозрачной клееночкой на стульях), золотой отделкой, гладильной доской и искусственными цветами.
Йосемити разочаровал. Американские национальные парки — странное развлечение, учитывая, что от одной природной достопримечательности до другой приходится передвигаться на машине. У каждого мало-мальски приличного обрыва — толпы вездесущих китайцев и стареющих американцев. Несмотря на то что больше чем на 500 м от машины отходить не приходится, каждый турист как следует экипирован: одет обязательно в хаки, у него есть перочинный нож, компас, таблетки на случай укуса змеи, шагомер и напульсники, чтобы вытирать пот. Китайцы этот набор обычно дополняют какими-нибудь перчатками без пальцев и шлемом от радиации.
Чтобы стать ближе к настоящей природе, было принято решение ступить на тропу хайкинга. После 40-минутной прогулки в гору, когда голова уже начала кружиться от чистоты воздуха, маршрут предполагал переход оживленного шоссе. Мы были оскорблены. Учитывая мышиную эпидемию (по всему парку были развешены объявления, предостерегающие от игр с живыми и мертвыми мышами и вдыхания паров их помета), было решено вернуться к старичкам и слушать про то, как лисы воруют их любимых котов. Хотя все было не так уж и плохо — мы видели бемби и тысячи белок, которые в Америке работают за крыс.
Скоропалительно решив держать обратный путь, мы не рассчитали время и спускались с гор в сумерках. Не уделив должного внимания горному рельефу по дороге в парк, на обратном пути я видела каждый камешек на дне обрыва. Дороги на территории Йосемити не освещены, и ориентироваться приходится либо по разметке, которая, когда на нее попадает свет фар, худо-бедно отсвечивает, либо по задним фарам у впереди идущей машины. В сумерках мы спускались по серпантину колонной и каждые десять минут флагман сдавал от напряжения — съезжал на turn out, ждал, когда все проедут, и пристраивался в хвосте колонны. Играя в такую чехарду, в итоге под наш рев мы оказались теми, кто ведет всех. Следующие 100 км до первого населенного пункта мой капитан, который не привык сдаваться, вел всю колонну, и, думаю, если бы все эти люди знали о водительском стаже капитана и о моих способностях штурмана, они были бы этому не рады.
В Сан-Франциско мы поехали по «быстрому» Пятому шоссе и уже к вечеру наблюдали закат у Золотых ворот. К сожалению, делать там на машине нечего — только если смеха ради прокатиться по Ломбард-стрит.
Советы
— Берите с собой минимум вещей — не потому, что чемодан будет тяжело таскать (у вас же тачка, ну), а чтобы привезти побольше арахисового масла по бросовым ценам.
— Заказывайте тачку заранее — скорее всего это окажется дешевле, машина точно будет в наличии и пройдет какую-никакую проверку.
— Заказывая тачку, выбирайте низшую категорию — маленькую или эконом-класса. Во-первых, это будет дешевле. Во-вторых, машины такого класса разбирают быстрее всего, а по правилам при отсутствии машины нужного класса арендодатель обязан предоставить транспорт более высокой категории без доплаты. В-третьих, в Америке извращенные понятия о габаритах: заказывая машину стандартных размеров, вы рискуете получить какой-нибудь додж или вообще грузовик.
— Посмотрите заранее, как заправлять машины. Объясниться где-нибудь в Аризоне с заправщиком-индусом, который благодаря гангстерским реалиям американской жизни принципиально не вылезает из своей бронированной будки, бывает не просто.
— Возьмите с собой бумажные карты, даже если у вас есть навигатор — он, бывает, подводит, да и почувствует себя настоящим путешественником с бумажными картами куда проще.
— Не бронируйте жилье заранее (возможно, это стоит делать только в том случае, если ваш путь пролегает около побережья в выходные дни) — останавливайтесь у ближайшего мотеля, когда почувствуете усталость, а с утра вновь засовывайте чемодан в багажник и двигайтесь дальше, не зная, где будет следующая остановка.
— Обязательно посмотрите всякие дурацкие американские фильмы, в которых героев убивают в мотеле или на дороге.
— Не берите кабриолет — днем в нем жарко, а вечером холодно.
— Не торопитесь, осмотрите все вокруг. Вы не на гонках.
Европа
Маршрут: Минск — Варшава — Берлин — Амстердам (два дня) — Париж (м дня) — Осгор (семь дней) — Барселона — Милан — Мюнхен — Прага — Краков — Киев.
Продолжительность: 21 день.
ак это бывает, Москва надоела, и мы стали мечтать, как бы было круто собраться огромной компанией и, как в классных молодежных фильмах, поехать на своих авто прямо от дома куда-нибудь подальше, где поинтересней. Заскочить проездом на побережье океана, погонять на серфе, посмотреть памятники архитектуры и посетить немецкие рейв-пати. И естественно, ничего оригинальнее евротрипа мы придумать не смогли.
Сначала все это казалось абсолютно неисполнимой мечтой, поскольку средний заработок внутри нашей компании не позволял толком расслабиться даже в Евпатории. Но потом наш самый крутой паренек с кудрявой головой Саша Иноземцев взял все в свои руки и с помощью современных технологий довольно быстро все рассчитал. Продумал маршрут, просчитал платные дороги, деньги за бензин и паркинг, забронировал хостелы и отели. И оказалась, что все это не так страшно. Что любой свободный художник или водитель такси может себе это позволить. Сразу скажу, что 21 день поездки обошелся каждому в 40 000 руб. В итоге мы собрали 12 друзей, три машины, взяли по три футболки и поехали. Ехали каждый день по шесть-девять часов. Каждый день новая страна. Вставать приходилось рано. В начале пути, когда мы добрались-таки до Минска, сил не было вообще. Хотелось просто оказаться дома и лечь на пол — постоянно что-то затекало, ныло, болело. До Варшавы вообще ничего интересного не было. Было жутко скучно, всяческие пограничные службы и прочие зануды вгоняли в апатию. Все было уныло, наверное, за исключением пригорода Минска и Октябрьской площади в самом Минске с ее супертоталитарным Дворцом Республики. На подъезде к польской границе, когда навигатор привез нас к несуществующему пограничному КПП где-то в лесу, стало веселее. Проселочная дорога, упирающаяся в дерево, разгуливающие гуси и голос навигатора: «Вы достигли пункта назначения».
Как только мы оказались в Варшаве, все окончательно наладилось. Гуляли весь вечер по городу, смотрели на надувающих мыльные пузыри дедов, ели что-то вкусное, национальное. Ночью буквально за пару минут погода поменялась и хлынул дождь. Туристы и горожане с огромными улыбками носились по лужам и фотографировались. Ну и мы тоже. Единственный минус — в Польше все любят деньги. И еще больше любят забирать ваши деньги себе. Поэтому мы потеряли около 20–30 злотых из-за надувательств официантов и продавцов.
Потом был Берлин, где варшавская история повторилась с наноточностью. Вечером мы отлично поболтали с тамошними пиволюбами. Естественно, посмотрели на Бранденбургские ворота, на Рейхстаг, на галерею Миса ван дер Роэ на Айзенмана. А ночью опять лило как из ведра.
На следующий день мы приехали в Амстердам. Там мы подхватили нашего 13-го суперприятеля, который по праву стал королем всего евротрипа. Хотя бы за одно то, как он ударно провел ночь в Красных Фонарях — покатал даму на велорикше и оставил в итоге за все развлечения €2000. Не говоря уже про вареную курицу и астральные кексы в целлофановых пакетах. Вообще Амстердам стал переломным моментом, после него все окончательно акклиматизировались и привыкли к темпу поездки; там мы провели два шикарных дня. Велопрогулки, вкусная еда, атмосфера вседозволенности, аромат волшебных зелий и, само собой, кофешопы, которые окончательно подсадили нас всех на одну волну.
Далее — Париж. Опять шел дождь, который усиливал все чувства и впечатления. В Париже мы тоже остановились на два дня. Обошли все, что можно. Монмартр, Сакре-Кер, Лувр, Помпиду. Но, увы, два дня для Парижа — это вероломство. И наконец после Парижа добрались до Осгора, где нас ждал огромный 150-летний семейный дом шоколатье в 50 м от океана. Там мы провели неделю. Горячий песок, минимум людей, вечерние бургеры на мангале и ночные нудистские забеги в морскую пену. Рассказывать про эти семь дней бесполезно. Рай внутри рая. После Осгора мы уже не замечали ни смены стран, городов и людей, ни разных картинок из окна машины. После Осгора было лишь острое ощущение настоящей жизни и бесконечного счастья. Вдобавок ко всему в один из последних дней недели мы доехали от Осгора до Бильбао. Бильбао — фантастически приятный город. Музей Гуггенхайма, мост Калатравы, зеленая Арена. Вся инфраструктура города: его улицы, общественный транспорт, архитектура, местный контингент — все запредельно здорово. А на обратном пути из Бильбао в Осгор, уже практически ночью, мы заглянули в Сан-Себастьян. Всего за пару часов, проведенных в нем, шкала удовольствия взорвалась. Сан-Себастьян — город закусок. На первых этажах домов понатыканы миллионы сквозных баров, в которых все набирают вкуснейших закусок, или тапас, покупают местный сидр и выходят потолпиться на узкие улочки. Более теплой атмосферы я не видел нигде.
Далее шли серпантины по Пиренеям, Барселона, Канны и Ницца, краем глаза Швейцария с ее космическими пейзажами, альпийскими озерами и супом карри. Милан, Мюнхен с самым крутым хостелом и пивной, где якобы вещал Гитлер. Прага со стаями злющих лебедей и с огромным количеством еды Краков. Подъезжая к Кракову, мы заехали в Освенцим. Место, после которого мировоззрение меняется в корне. Место, где воет земля. Огромный город, где убивали людей просто за то, что они жили. Расцарапанные ногтями двери газовых камер, стены, испещренные пулями, казармы, не тронутые со времен войны, фотографии медицинских опытов над детьми. Место, где сдают нервы и где тем не менее стоит побывать каждому.
После нас ждал Киев с проездом через Львов, в котором ненавидят правильных московских ребят на иномарках. От Киева до Москвы получился самый длинный перегон. Где-то около 18 часов, если мне не изменяет память. Поэтому постелька дома была весьма кстати
Конечно, тут невозможно уместить все эмоции и градации того, что мы испытали за эти три недели. Чего только стоят бесконечные шутки над спящими. И главное, что большинство из нас боялось чего-то. Что что-то может произойти в пути: машина упадет с обрыва, машина взорвется, машину украдут, Максима изнасилуют в Булонском лесу, машина сломается. А это что-то не произошло. Были ссоры, споры, санта-барбара, но в итоге все только больше сблизились. В общем, если у вас есть такие же классные друзья, транспорт и пара зарплат — смело собирайтесь. Если же нет друзей, подружитесь с нашим Сашей — он парень с большой буквы. Если бы не он, мы бы опять уехали в Евпаторию.
Советы
— Чем меньше ехать по Украине и Польше, тем лучше.
— Чем больше водителей, тем лучше.
— Чем больше остановок, тем лучше.
— В Италии самые дорогие дороги и бензин.
— В Швейцарии и Австрии для проезда на автомобиле требуются виньетки, что приводит к дополнительным расходам.
— На польской границе можно иметь не более двух пачек сигарет на человека.
— Перед поездкой лучше заранее решить, где парковать автомобиль. Для этого лучше всего использовать ru.parkopedia.com.
— Отели бронировать лучше на booking.com или www.budgetplaces.com.
— При большом количестве народа жить в хостеле приятно.
— При большом количестве народа можно снять дом на берегу океана.
— Не берите с собой много неадекватных людей.
Подпишитесь на нас в социальных сетях