Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

дата:
рубрика:

Москва: пиратский остров

Что думает о жизни в столице психогеограф из Нью-Йорка?

Недавно в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел очередной показ выпускных работ. Внимание W→O→S привлек проект американки Адеолы Энгибокан «Город островов внутри островов». Вместо массивных листов бумаги с инфографикой, статистикой и планами он представляет собой канцелярскую папку самиздата и нарисованную от руки карту Москвы. Перед тем как вернуться в Нью-Йорк, Адеола рассказала нам, какое же исследование она провела в России.

Ландшафты психогеографии

В Нью-Йорке я изучала антропологию и одновременно визуальные искусства. То, чем я занимаюсь, скорее можно отнести к психогеографии. Это новая дисциплина, которая появилась в 1960-е годы. Ее истоки — в движении ситуационистов в Париже и хэппинингах в Нью-Йорке. Некоторые психогеографы верят, что занимаются наукой, других это вовсе не беспокоит. Лично мне нравится находиться между наукой и искусством.

В Москве я с октября 2011 года. За девять месяцев сделала проект о том, как люди живут в городе, как взаимодействуют с пространством и друг с другом. Я провела много разных экспериментов и записала результаты несколькими способами. Один из них — карта водных артерий и островов Москвы.

Психогеография — раздел географии, находящийся на пересечении урбанистики и авангардных теорий искусства. Глава французского Ситуационистского интернационала Ги Дебор определял психогеографию как учение об эффектах, которые оказывает географическое пространство на поведение и эмоции индивидов 

Башни Мордора

Когда я рисовала карту, поняла что и сама Москва похожа на остров, пиратский остров. В Москве трудно жить, люди все время работают и не так уж много получают взамен. Повсюду снуют пираты и пытаются взять свое. Действительно безумное место, где происходит столько диких историй. Поэтому я вспомнила «Остров сокровищ» Стивенсона. Он описывает ужас, который все сильнее охватывает главного героя по мере приближения корабля к мрачному острову. Я испытала похожее чувство, когда жила напротив одной из «семи сестер» — сталинских высоток. И я начала называть Москву Мордором, как во «Властелине колец».

Сокровища Москвы собраны на нескольких островах. Находиться на «Стрелке» — значит находиться в очень привилегированном месте. Этот остров — безопасное место, он отделен от других частей города. И я осознала, что, живя на нем, очень сложно вырваться за пределы привилегированного мира.

Secret Waterways

Я начала свой путь на «Стрелке», но большую часть исследования провела в микрорайоне Северный, в Строгино и Долгопрудном. У меня там появились друзья, я посещала брейкданс-мероприятия. Из-за трудностей с транспортом, из-за четкого разделения на тусовки людям очень трудно общаться и пересекаться. Это реальное препятствие для людей, которые хотят изменить город или сделать что-то вместе. Как можно рассуждать об изменениях, если курсируешь только между «Солянкой», «Стрелкой» и «Симачевым»?

 

Одним из самых сильных впечатлений для меня стали митинги, которые прошли перед последними выборами. Важно было не то, что горожане хотят изменить свое правительство или государственный строй, но то, что эта была реальная возможность для общения между совершенно разными людьми. На митингах я в первый раз почувствовала себя в настоящем космополитическом городе. Мой проект отталкивается от этих событий, он призывает людей покинуть свои острова и отправиться на поиски других.

 

Типология тусовок

Первый слой моей карты — о месте, где находятся сокровища, месте страшном, полном смертельных опасностей и пиратов. Второй слой — комикс, его можно увидеть, только если вы дотронетесь до карты, разгладите ее поверхность. История в комиксе — это обсуждение того, каким образом можно добраться до других островов. Часть текста я написала сама, часть взята из эссе Жиля Делёза «Пустынные острова». У него есть идея о том, что существует постоянное противостояние между сушей и морем и между разными островами. Эта идея подходит для описания московских тусовок.

Тусовки — это социальная манифестация реальных островов города. Как иностранцу, мне трудно понять концепцию тусовки, они похожи на наше понятие комьюнити, но не так привязаны к территории или району. По моему мнению, тусовки делятся на два типа. Первый — это когда люди общаются, чтобы продвинуться по социальной лестнице, встретиться с правильными людьми, получить доступ в закрытые места, улучшить свой образ жизни. Второй — когда люди самовыражаются, например брейкданс-вечеринки в Долгопрудном. Люди собираются не ради социального роста, а потому что им нравится заниматься каким-то делом. Для нормальной жизни в городе человеку нужны оба вида тусовок, и проблема Москвы в том, что они часто оказываются разделены.

Жиль Делёз — французский философ-постмодернист и критик. Более всего известен книгой «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения», написанной совместно с психоаналитиком Феликсом Гватари. Мишель Фуко писал: «Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза». Но пока этого не произошло

Пространство перевода

Мой проект включает не только карту, но и тексты, оформленные в стилистике самиздата, — я записывала разные истории. Это хорошая форма, так как большая часть моих историй про то, что люди знают, но не рассказывают посторонним, и что обычно не попадает в медиа. Большая часть текста переведена на русский. На «Стрелке» используется английский, и он помогает общаться со всем миром, но в самой Москве почти никто не говорит на нем, и я провела огромное количество времени, ничего не понимая.

 

Чтобы вступить в коммуникацию, я должна пройти через перевод. И мне пришла в голову мысль: так ли уж вообще необходимо использовать для коммуникации идеи из Нью-Йорка? Районы, сообщества, публичные пространства — для этих слов не только нет полноценных эквивалентов в русском, но и самих концептов здесь нет, потому что история России была совсем другой. Я хотела найти идеи, которые были здесь изначально, но, может быть, уже давно забылись. Было бы интересно их вернуть. Одна из причин, почему я приехала в Москву, — найти другие способы существования в городе.

Незаконченный проект. Адеола Энгибокан находится в поиске художника, который бы поучаствовал в создании комикса о Москве. Если вы хотите присоединиться к этому проекту, пишите на archivingthecity@gmail.com

 

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+