
«Где-то учат играть, а мы учим не играть»
Какие актеры нужны современному кино?


ВОС и Московская школа нового кино продолжают готовить вас к спасению российского кино. Выбор актеров — один из самых ответственных моментов в процессе создания фильма, поскольку неправильный кастинг может разрушить даже потенциально сильную картину. Мы попросили руководителя актерской лаборатории МШНК Юрия Муравицкого рассказать, что не так в современном актерском образовании и как с этим бороться.
Юрий Муравицкий
режиссер, драматург, актер
Какими качествами должен
обладать актер кино?
Смотря о каком кино мы говорим. Если вообще, то актер кино должен уметь хорошо играть в кино — быть органичным, естественным в любом жанре. А если мы говорим о кино, в котором есть хоть какой-то смысл, то актер должен уметь быть максимально нейтральным — не персонажем и не актером, а скорее тем, что Анатолий Васильев называет «персоной», если я правильно понимаю его систему координат. Ну и уметь понимать, чего хочет режиссер — от него и вообще. С этим проблема. У большинства актеров абсолютно эгоцентрическое сознание, и, когда режиссер объясняет, чего он хочет, актер, как правило, думает либо о том, как он будет выглядеть, либо о том, как бы увеличить объем роли.

Юрий Муравицкий
режиссер, драматург, актер
Какими качествами должен обладать актер кино?
Смотря о каком кино мы говорим. Если вообще, то актер кино должен уметь хорошо играть в кино — быть органичным, естественным в любом жанре. А если мы говорим о кино, в котором есть хоть какой-то смысл, то актер должен уметь быть максимально нейтральным — не персонажем и не актером, а скорее тем, что Анатолий Васильев называет «персоной», если я правильно понимаю его систему координат. Ну и уметь понимать, чего хочет режиссер — от него и вообще. С этим проблема. У большинства актеров абсолютно эгоцентрическое сознание, и, когда режиссер объясняет, чего он хочет, актер, как правило, думает либо о том, как он будет выглядеть, либо о том, как бы увеличить объем роли.



Бакур Бакурадзе, режиссер:
Приходит актер и пытается показать, что он крутой. Режиссер сидит и показывает всем своим видом, что виды уже видал и мало чем можно его удивить. Актер тем не менее продолжает демонстрировать свою крутизну. Затем режиссер говорит: «Спасибо, мы вам позвоним». Актер уходит с ощущением, что режиссер полный М. Примерно то же думает и режиссер. Это им очень помогает в дальнейшей работе.
Бакур Бакурадзе, режиссер:
Приходит актер и пытается показать, что он крутой. Режиссер сидит и показывает всем своим видом, что виды уже видал и мало чем можно его удивить. Актер тем не менее продолжает демонстрировать свою крутизну. Затем режиссер говорит: «Спасибо, мы вам позвоним». Актер уходит с ощущением, что режиссер полный М. Примерно то же думает и режиссер. Это им очень помогает в дальнейшей работе.
Почему в России сложился стереотип, что наши актеры не умеют играть?
Потому что большинство наших актеров действительно плохо играют — наигрывают, чрезмерно эмоциональны. Потому что старая школа уже не совсем подходит современному человеку. Посмотрите наши старые фильмы — сегодня многие актеры на сцене и в кино пытаются существовать так же. Но это невозможно. Мы уже другие. Поэтому все это выглядит глупо, наивно. Еще потому, что мало хороших мастеров — реальных шаманов, метафизиков. Но главная проблема все-таки — низкий уровень осознанности.
Почему в России сложился стереотип, что наши актеры не умеют играть?
Потому что большинство наших актеров действительно плохо играют — наигрывают, чрезмерно эмоциональны. Потому что старая школа уже не совсем подходит современному человеку. Посмотрите наши старые фильмы — сегодня многие актеры на сцене и в кино пытаются существовать так же. Но это невозможно. Мы уже другие. Поэтому все это выглядит глупо, наивно. Еще потому, что мало хороших мастеров — реальных шаманов, метафизиков. Но главная проблема все-таки — низкий уровень осознанности.


Артур Аристакисян, режиссер:
Кастинг — это пытка. Что-то страшное для всех сторон. Не то что пойти, купить краски, начать писать красками. Скорее находишь исполнителя случайно, на улице. Кастинг — самое неэффективное времяпрепровождение.
Артур Аристакисян, режиссер:
Кастинг — это пытка. Что-то страшное для всех сторон. Не то что пойти, купить краски, начать писать красками. Скорее находишь исполнителя случайно, на улице. Кастинг — самое неэффективное времяпрепровождение.
Есть ли разница между
профессиями актера кино и театра?
Вообще есть, но это все достаточно формально. Сейчас и в кино, и в театре нужна максимальная достоверность. К тому же актер не может себе позволить быть только театральным или только киношным. Это единичные случаи. Просто нужно понимать какие-то вещи про законы театра и законы кино.
Есть ли разница между профессиями актера кино и театра?
Вообще есть, но это все достаточно формально. Сейчас и в кино, и в театре нужна максимальная достоверность. К тому же актер не может себе позволить быть только театральным или только киношным. Это единичные случаи. Просто нужно понимать какие-то вещи про законы театра и законы кино.


Фред Келемен, режиссер:
Я встречаюсь с актерами в камерной атмосфере. Я смотрю актеру или актрисе в глаза. Я говорю с актерами, наблюдаю за ними и слушаю их. Важнее всего — личность актера или актрисы, их существование как отдельных человеческих существ, его или ее излучение, та реальность, которую он или она привносят в фильм и которая является выражением правды.
Фред Келемен, режиссер:
Я встречаюсь с актерами в камерной атмосфере. Я смотрю актеру или актрисе в глаза. Я говорю с актерами, наблюдаю за ними и слушаю их. Важнее всего — личность актера или актрисы, их существование как отдельных человеческих существ, его или ее излучение, та реальность, которую он или она привносят в фильм и которая является выражением правды.
Как преподают актерское мастерство в МШНК?
У нас учатся два года, а не четыре, и это во многом определяет подход. Студенты сразу начинают практиковать — участвовать в разных проектах, фестивалях, спектаклях, перформансах, сниматься в учебных работах студентов режиссерского факультета школы и не только. Где-то актеров учат играть, а мы учим не играть. Это самое сложное, как оказывается.
Как преподают актерское мастерство в МШНК?
У нас учатся два года, а не четыре, и это во многом определяет подход. Студенты сразу начинают практиковать — участвовать в разных проектах, фестивалях, спектаклях, перформансах, сниматься в учебных работах студентов режиссерского факультета школы и не только. Где-то актеров учат играть, а мы учим не играть. Это самое сложное, как оказывается.

Дмитрий Мамулия, режиссер:
Считается, что в сценарии есть роль (герой, образ), и на эту роль ищутся актеры. Но прежде чем думать о психологическом, внешнем или каком-то ином соответствии актера и роли, нужно соотнести актера с чем-то более важным — с материей кино. Есть лица и осанки, в которые втиснуто Время. Наличие этого самого Времени — и есть основа для кастинга.
Дмитрий Мамулия, режиссер:
Считается, что в сценарии есть роль (герой, образ), и на эту роль ищутся актеры. Но прежде чем думать о психологическом, внешнем или каком-то ином соответствии актера и роли, нужно соотнести актера с чем-то более важным — с материей кино. Есть лица и осанки, в которые втиснуто Время. Наличие этого самого Времени — и есть основа для кастинга.
Мы не говорим, что школа русского психологического театра — единственно верное учение, как это до сих пор делают во многих других учебных заведениях. Понятно, что ни за два, ни за четыре года все актерские школы и техники изучить невозможно. Но важно поселить в голове студента мысль, что может быть по-разному, не сводить все к общему знаменателю, давать максимально объемное представление о профессии.
У нас есть система мастер-классов, которые проводят разные мастера: Клим, Михаил Юрьевич Угаров. Актер должен привыкнуть к тому, что каждый мастер, режиссер — это другая система координат.
Мы не говорим, что школа русского психологического театра — единственно верное учение, как это до сих пор делают во многих других учебных заведениях. Понятно, что ни за два, ни за четыре года все актерские школы и техники изучить невозможно. Но важно поселить в голове студента мысль, что может быть по-разному, не сводить все к общему знаменателю, давать максимально объемное представление о профессии.
У нас есть система мастер-классов, которые проводят разные мастера: Клим, Михаил Юрьевич Угаров. Актер должен привыкнуть к тому, что каждый мастер, режиссер — это другая система координат.

Подпишитесь на нас в социальных сетях