Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Культурное преступление Мультимедиа Арт Музея

Как Дэмиен Херст нас объедками накормил

дата:
09 января

Ругать выставки в Мультимедиа Арт Музее, вероятно, так же пошло, как ругать Президента. Это откровенно развлекательное заведение, которое даже названием ориентировано не на искусство, а на «арт», — что с такого музея взять? Тем более, что гламурные фотографии, игрушки ЕлиКука и хиты Марка Куинна экспонируют здесь вполне сносно, «широкой публике» нравится. Но выставка коллекции Дэмиена Херста «Свобода не гениальность», расхваленная даже «Первым каналом», — настоящее культурное преступление.

Напихали

В коллекции Херста нет серьезной логики. Он покупает все, что сойдет за гламур с налетом интеллекта: небольшие (то есть недорогие) работы знаменитостей (Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона), произведения своих предшественников по нео-поп-арту (Джеффа Кунса, Хаима Стейнбаха) и коллег из числа Young British Artists (Сары Лукас, Ангуса Фэйерхерста), а также поделки второстепенных художников младшего поколения. Хорошей выставки из этого сделать нельзя, но куратору Елене Джеуне надо было сделать хоть какую-нибудь.

 

Джеуна выделила две основные темы: Memento mori (черепа и изображения черепов) и «Царство животных» (чучела, скелеты и изображения животных) — и отвела каждой по половине третьего этажа. Куратора совершенно не смутило, что большая (и самая ценная) часть коллекции в эти категории не влезает. Четвертый этаж разделен на три маленьких секции: классика поп-арта, Альберто Джакометти с Фрэнсисом Бэконом, другая негламурная живопись. Джакометти и Бэкона в глазах Херста объединяет то, что оба изображают людей, в глазах Джеуны — что они виделись в Париже в 60-е. Все остальное («Разное») оказалось на втором этаже. Здесь оставили больше свободного места: чтобы фотографироваться было удобнее.

 

Размещение объектов зачастую продиктовано не логикой экспозиции, а желанием впихнуть все, что привезли, в пространство музея. Так, сценка с погоней двух скелетов не подходит для комнаты черепов, потому что все прочие останки здесь человеческие. Вероятно, в «Царстве животных» этой скульптуре не хватило места, а остальные скелеты животных не попали в Memento mori потому, что у них череп не похож на человеческий или вовсе отсутствует и напоминать о смерти они никак не могут. А вот стальные игрушки Кунса и его картину с полуголой женщиной на надувном дельфине можно связать с животными только в шутку — им место на втором этаже.

При таком экспонировании теряется смысл значительной части работ. Что значат эти абстрактные картины? Зачем Кунс опустил в воду баскетбольные мячи, а Стейнбах выставил на отполированную полку чайники и мусорные контейнеры? Почему на колонну прилеплена маленькая картинка с разрисованным черепом (фотография работы Габриэля Ороско Black Kites)? А выставить вырванные из серий шелкографии Уорхола — все равно, что вместо фильма показать скриншоты случайных моментов. Уж лучше никакого Уорхола, чем такой.

Причудливая экспозиция сопровождается фотографиями еще одной выставки тех же (и некоторых других) работ. Видимо, в подтверждение того, что эта коллекция кому-то нужна.

Наврали

«Свобода не гениальность» — популярная выставка разных течений современного искусства, поэтому можно ожидать от нее образовательной ценности. Но сопроводительные тексты оказались чудовищнее самой подборки работ.

В названии выставки отражена замечательная демократичная мысль о том, что свобода важнее мастерства. Это общее место в западном современном искусстве, но для России — идея почти революционная. Впрочем, в экспозиции она никак не проиллюстрирована. Тщательно огороженные Пикассо и Уорхолы намекают, что гениальность сегодня еще в цене, а работы наших современников явно предназначены для украшения богатых галерей, офисов и домов. Свобода делать что угодно, коль скоро у тебя есть на это деньги.

В своих высказываниях о работах Херст затрагивает и другие серьезные проблемы искусства XX века: соотношение между абстракцией и реальностью, живописью и скульптурой, традиционными материалами и их доступными аналогами. Упомянуты также гравитация, которая заставляет краску стекать по холсту (или — в нашем случае — по стене), и феминизм, который побуждает Херста покупать работы Трэйси Эмин.

Херст поражается тем, как Джим Лэмби, повесив облитый краской матрас на стену, создал нечто среднее между объектом и живописью. Разумеется, этот прием отработан американским минимализмом 60-х годов, но обычные посетители Мультимедиа Арт Музея этого не знают.

Рабочие, выставлявшие Rock Me, Move Me Джима Лэмби, заигрались в Джексона Поллока. 

Сару Лукас, раз она не использует бриллиантов, Херст относит к «бедному искусству», арте повера. На самом деле арте повера, итальянское неоавангардное течение конца 60-х годов, отличалось не дешевизной материалов, а скромностью выразительных средств, однако своей челяди капиталист может объяснять искусство только в понятиях цены.

Херст, конечно, прекрасно знает историю искусства, но как художник он волен говорить, что хочет. А публика будет потреблять, что скажут, ведь она херстовской свободой не обладает.

Черепа

И посетителей, и рецензентов поражает «странное» увлечение Херста — коллекционирование черепов. Вряд ли человеку, который сделал инсталляцию с личинками мух, копошащимися в гниющей коровьей голове, действительно интересны безобидные кости. Он и не для себя их собирает — для публики.

Когда Херст выставляет проткнутое кинжалом бычье сердце с голубиными крыльями, пластмассовая романтика многих его зрителей, которые могли бы сделать себе подобную татуировку (или хотя бы аватарку), разбивается о грубую, прямолинейную материальность. Такое может оскорбить. Черепа — компромиссный вариант: они не вызывают неприятных телесных ассоциаций, зато сходят за символ тленности существования. Символ, впрочем, замыленный и беспомощный. Возможно, несколько веков назад второстепенные голландские живописцы были искренне потрясены идеей разбавить стыдную буржуазность натюрморта зловещим черепом. Сегодня гораздо более эпатажно было бы коллекционировать марки.

Объедки

Да, в России не хватает выставок Уорхола и Бэкона. Но «Свобода не гениальность» не решает эту проблему. «Свобода не гениальность» — это набор подачек. Работы известных художников, вырванные из контекста и перемешанные с плохим глянцевым искусством и экспонатами провинциального музея, размещены в полуслучайном порядке в сопровождении безобразных комментариев. Так при переезде рядом с мусорными контейнерами выставляют не поместившиеся в машину вещи, чтобы их расхватали небрезгливые прохожие.

Существенная часть бюджета муниципального музея была потрачена на то, чтобы накормить неискушенных посетителей объедками. Это и есть культурное преступление. Дэмиен Херст, Елена Джеуна и Мультимедиа Арт Музей не просто держат зрителей за дураков — они дураков культивируют.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+