Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Медианочь в Никола-Ленивце: Восторженные vs. скептики

Двухактная реконструкция «Ночи новых медиа — 2014» сатирического толка

дата:
11 июля

На фестивале «Ночь новых медиа» в Никола-Ленивце
5–6 июля в очередной раз собрались любители арт-объектов, облагороженных современными технологиями.

Взявшись за руки, посетители всю ночь ходили
по медиатропе, а потом на ней же, как водится, обессиленные, лежали. Мы увидели это своими глазами
и рассказываем, как все было на самом деле. Публика, собравшаяся в Калужской области, разделилась на два лагеря — восторженных и скептиков. Мы, повинуясь главному правилу журналистики, приводим обе точки зрения.

 

Никола-Ленивец — резиденция для художников и природный парк, расположившийся на берегу реки Угра в Калужской области, в 200 км
от Москвы. Первооткрывателями Никола-Ленивца как арт-площадки в 80-х стали художник Николай Полисский и архитектор Василий Щетинин, постепенно к ним стали подтягиваться друзья и соратники. Архитектурные символы Никола-Ленивца, известные всем, кто там когда-либо бывал, начали появляться здесь в 2000-х. Новыми красками Никола-Ленивец заиграл, когда территорию купил бизнесмен Максим Ноготков — здесь появился Wi-Fi, дизайнерские, прости господи, домики и чуть ли не велодорожки. 

1. Плот: музыкальная сцена
на воде

Восторженный: Да, как и обещали, это абсолютный выход за пределы реальности, симбиоз визуального и неосязаемого. Конечно, главное здесь — это площадка. На плоту, который будто парил в воздушном тумане, музыканты были отпущены в свободное плавание. Им удалось продемонстрировать две ипостаси бытия, сосуществование природы и культуры: творческая задумка человеческого существа, выраженная в музыкальной форме, входила в резонанс с естественными звуками. Вроде бы ничего особенного, но так тонко, возвышенно, чувственно. Не нужно быть особым ценителем искусства, чтобы прочувствовать все то, что вложили в идею авторы. Вот оно — искусство, доступное каждому. Шикарно!

Скептик: Эмбиент и есть эмбиент. Сцена на воде, да. Интересно, как они это все туда доставляли? Не, не очень интересно. Занятно, что, когда пошел второй час выступления, дети все еще бегали вокруг своих родителей с вопросами, когда же все начнется. Артист делал вид, что что-то делает с музыкой прямо сейчас. Как будто если он уйдет, что-то изменится. Ага, щас. Дети не прекращали удивляться. Их можно понять. 

2. Ландшафтная световая инсталляция: огромные лампы на всей территории фестиваля

Восторженный: Тот самый счастливый момент, когда автор работы — дирижер всего фестиваля. Закарик, конечно, большой молодец, вырос на наших глазах. Хоть так и не кажется на первый взгляд, на самом деле все довольно просто: шарообразные одинаковые арт-объекты сменяют свои роли по мере продвижения зрителя по территории — от визуальных доминант до неприхотливых природных деталей, — и в обоих случаях они безукоризненно вписываются в архитектуру всего фестиваля. Кроме неоспоримой эстетической функции в них есть и практический смысл: они помогают зрителю ориентироваться во времени и пространстве. А вот это уже настоящее искусство. Талантище, Зак, талантище!

Скептик: Шары — вообще самое четкое, что есть на фестивале. Они сделали вечер — помогли пережить эту ночь с минимальными потерями. Правда, единственный толковый источник света почему-то постоянно менял цвета, хотя и попу известно, что белый свет вне конкуренции. Да еще и назвали арт-объектом и сказали всем, что он поможет ориентироваться во времени и пространстве. Идиоты пришедшие стараний, конечно, не оценили и один шар сломали. Что за люди! 

3. Ротонда Бродского: павильон, наполненный музыкой, светом и запахами

Скептик: Немного принаряженная для медианочи круглая бочка с дверьми, которая стоит здесь, видимо, уже черт знает сколько времени. Включили неоновые лампочки, ненапряжную музыку поставили, запустили людей. Этим что ни покажи, они будут ходить раскрыв рот и радоваться. Ну что сказать? Россия. Обещали, значит, аромамедиатерапию, и что? И ничего. Нет, может, что-то и было —
по крайней мере молодой человек недовольной наружности ходил по кругу
и закрывал одну дверь за другой, но их эти
же идиоты сразу же и открывали. Мало тогочто надули с запахами и всей этой синестетической лабудой, так еще третий этаж с крышей закрыли. И вот что, спрашивается, стоило
сюда ехать пять часов?

Восторженный: А вот мы и дошли до одного из главных блюд. Этот объект играет на территории душевной нестабильности — синестезии. А скорее даже заигрывает с ней. Заключенные в полость помещения звуки, запахи и цвета здесь образуют густой коктейль и все вместе производят неизгладимое впечатление на присутствующих, передвигающихся горизонтально (по каждому из трех этажей)
и вертикально (по винтовой лестнице). Ротонда, помимо прочего — это «бутерброд» культурных пластов: автор замыкает пространство старыми дверьми, собранными
в разных местах. Очень интересное решение, до понимания которого многим, к сожалению, придется дорасти.

«Ночь новых медиа» — ежегодный фестиваль, который проводится с 2012 года. Созданные здесь же арт-объекты выставляются на всеобщее обозрение только на одну ночь — любители технологий будущего следуют по предложенному организаторами маршруту и пробуют на себе все виды новых медиа.

4. Сцена «Волны»: закоулок музыкального фестиваля
с простыми развлечениями
и едой

 

Восторженный: Собравшиеся в одной точке пространства и времени видные деятели музыкальной передовой — да, это дорогого стоит. Пионеры электроники и авторы новых музыкальных языков — они всю ночь размывали границы музыкального искусства. Одно из самых приятных впечатлений вечера. Слушатели могли наконец понять то состояние звука, когда он — идеальная субстанция и пластичный архитектурный материал. Конечно, сюда стоило приехать хотя бы из-за этого.

Скептик: Музыкальный шум, на котором было тяжело сконцентрироваться — путь к нему преграждали многочисленные развлечения
в виде кровати из сена, шатра из воздушного шара и многочисленных палаток с едой. Очереди были длинные, музыкальное сопровождение скорее раздражало, так как мешало сосредоточиться на своих пищевых предпочтениях и вкусовых ощущениях. Из музыки ничего не понятно, но хоть пончики есть.

5. Арка: здание
в форме арки
со световой инсталляцией внутри

Восторженный: Бессменный страж и портал, соединяющий лес и поле, триумфальная арка и башня со смотровой площадкой этой ночью исполняла совершенно особенную роль. Помещенная в сердце объекта визуальная инсталляция, вокруг которой вьется винтовая лестница, как будто вырывалась на свободу, дарила зрителям неосязамое волшебство и скрывалась там, где начинался космос. Вот это я понимаю, вот это вау-эффект, а не то шарлатанство, что сейчас пытались выдать за архитектуру на Венецианской биеннале.

Скептик: Выглядывающая из-за деревьев черная арка, как сейчас помню, изрыгала страшные звуки. Такое ощущение, что она перемалывала всех входящих в нее людей. Пончики обжигали руки, и на сотой ступеньке можно было задавать себе только один вопрос: «Как мы вообще в это вляпались?» Поднялись? Прекрасно. Почему здесь столько детей? Я ничего не вижу. Ну и хрен с ним. Идем обратно. Все, как идиоты, пытаются сделать селфи, захватив луч от инсталляции в кадр. Я их ненавижу. Еще и пончик упал. Да-да, у меня нет ни одной мысли по поводу современного искусства. И мне не стыдно. 

6. Зеркальная будка от «Нам
не нужно название, нам нужно внимание»: отдельно
стоящий арт-объект

Восторженный: А ребята из Школы Родченко не так просты, как кажутся. Молодцы, времени не теряют. Они-то первые поняли, что все это прекрасный экспериментальный плацдарм. Их творения как грибы прячутся по всей территории фестиваля. Важный признак того, что большинство из учеников школы состоятся как художники, — смелая и мощная интеграция в природную среду. Яркие и концептуальные инсталляции смело обыгрывают существующие расхожие дискурсы — невидимый спор природы и технологий. Существующие вне контекста работы успешно раскрывают темы симуляционизма, энвайронментализма и экотехнофетишизма. Аж мурашки по коже, ведь правда?

Скептик: Тут и там прятались небольшие и не самые приятные сюрпризы от начинающих. Точно все прошли через зеркальную капсулу — круговую кабинку из зеркальных жалюзи с предваряющей удовольствие очередью. Вроде бы идеальное помещение для селфи, в котором можно было остаться в одиночестве и насладиться происходящим. Но нет! Только я решился сделать селфи «я-активно-интересуюсь-современным-искусством-и-тащусь-от-себя-и-окружающих», баба в красном шарфе просунула ко мне дуло своей мыльницы и с довольной рожей начала че-то там щелкать. Да что ж такое!

7. «Вселенский разум»: шоу с музыкой от модного диджея и мэппингом на
арт-объекте

Восторженный: А вот и гвоздь программы! Аудиовизуальное шоу, с помощью мэппинга переосмысляющее уникальный и сложнейший архитектурный объект Коли Полисского. Подвергнутая лазерному сканированию конструкция стала холстом для генеративной графики. Но (надо отдать должное Коле, он делает очень мощные вещи), даже подвергшись такому вмешательству, оригинальная скульптура Вселенского разума не прекращала диктовать свои условия. Параллельные процессы визуального и музыкального составляли неповторимый симбиоз и качественно изменяли материю окружающего пространства. Собственно, что и требовалось доказать.

Скептик: Округлое нечто, о котором весь сегодняшний вечер все только и трепались, выстругано то ли из рельс-шпал, то ли из шлангов-шин. Очень остроумно. В принципе, все было не так уж и плохо — на пару минут показалось, что современное искусство поглотило полностью даже мое внимание.
Если бы не два но. Первое: резво мигающие лампочки под ногами, зарытые в землю,
не вызывали никаких чувств, кроме суицидальных. Второе: стоило только первый
раз за весь вечер подумать, что, может быть,
эти пять часов в автобусе были не зря — на тебе, «Вселенский разум» сломался. Идем дальше.

8. «Притащи свой проектор в лес»: лужайка, вобравшая в себя максимальное количество проекторов

Восторженный: Эта галерея, расположившаяся на просторной поляне, — настоящий подарок для любителей искусства. Это словно террариум для российских медиахудожников и ярчайший пример визуального плюрализма — группа независимых творцов по-разному трактует феномен мультивидения. И, в отличие, от других точек притяжения фестиваля, здесь нашлось место и социалочке. Это ли не прекрасно? Молодые, думающие художники — именно то, в чем сейчас нуждаемся все мы. Никто не станет спорить, что представленные здесь объекты можно считать культурным срезом современности и что они позволяют дать объективную оценку состоянию современного цифрового искусства. Что ж, совсем неплохо.

Скептик: Хаотично разбросанные проекторы на поляне с какой-то чушью на каждом. Бессюжетно-бессмысленная глупость, расположенная максимально неудобным способом — так и боишься споткнуться обо что-то, отвлеченный очередным эпилептичным всплеском света, исходящим из ближайшего натянутого полотна. Наверняка композиция призвана показать что-то глубокомысленное про свободных художников, которые вроде бы и все вместе, и все по одному. ОК.

9. Маяк: башня из дерева, расположившаяся в отдалении и темноте

Восторженный: Искушенные кураторы, конечно же, припасли самое сладенькое на конец. Такой родной и знакомый, одновременно величественный и хрупкий символ Никола-Ленивца увенчан ненавязчивой и нежной световой инсталляцией. Маяк не только выполняет свои прямые функции как арт-объект, но и помогает ориентироваться на берегу реки, что позволяет маяку наконец стать маяком. Это катарсис, друзья.

Скептик: Так, куда делись мои шары? Все такое расфуфыренное, и вот под занавес всего этого праздника надо еще и подсвечивать себе телефончиком. Детский сад. Еще и наверх подниматься. По бревнам. Что еще? О, наконец-то, можно постоять в толпе с предельно умным видом. Когда бы еще представилась такая возможность! Господи, что со мной не так?

 

Что думает по этому поводу W→O→S? Мы не скажем.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+