Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Медведь периода полураспада

авторы:
Роман Федосеев, Кирилл Савинов
дата:
24 мая
рубрика:
медиа

Как мем про деградировавшего Винни-Пуха Вонни стал метафорой остросоциальных проблем страны

В ситуации, когда мемы рождаются и умирают каждый день, интернет-комикс «Вонни», посвященный деградировавшим героям советских мультфильмов, дает отличную возможность проследить, как развиваются подобные явления. При этом, в отличие от большинства похожих мемов, родившихся в школьной среде, Вонни стал популярным и у взрослой образованной аудитории, которая увидела в нем социальную проблематику.

Как и большинство успешных русских мемов, история Вонни началась за рубежом. В 2010 году в Финляндии появился комикс Aku Ankka, пародирующий приключения Дональда Дака.

Уже здесь были все необходимые элементы: мрачный юмор, намеренно низкое качество исполнения и чудовищный язык персонажей, который появился из сочетания сленга и неправильно написанных слов. Интересно, что Aku Ankka сам был пародией на Spurdo Sparde, еще один финский мем про медведя, так что это еще и история превращения одного медведя в другого.

Финский комикс Долан

 

Финская история про утку стала популярной, получила название Долан и через имиджборды  распространилась в англоязычный интернет, а в 2011 году — и в русский.

Комикс Долан — русская версия

 

 

 

 

Прорыв произошел 9 апреля 2012 года, когда пользователь социальной сети «ВКонтакте» Кира Фролова решила создать пародию на Долана, чтобы «иронично показать деградацию на примере старых мультгероев». Элементы предшествующего комикса — оружие, таблетки и алкоголь — были отброшены. Российские реалии, связанные с наркотиком «крокодил», оказались гораздо живописнее.

 

Школьник Костя о Вонни: «Не понимаю, зачем они стали делать комиксы про политику, про ветеранов, это вообще не тема. Вот про наркотики — это тема»

 

 

 

Типичные проблемы героев комикса

 

Художница так охарактеризовала атмосферу своего комикса в беседе с W→O→S: «Раньше было все круто, светлое будущее, развитие, все было весело и жизнерадостно, а сейчас только стабильность, деградация, грусть и отчаяние». При этом любимый комикс девушки посвящен кошкам, а интернет-комиксам она предпочитает мангу.

 

 

 

Чиновник госкорпорации «Росатом» Максим о Вонни: «На работе в ″ВКонтакте″ не посидишь, стоит блокировка, приходится целый день смотреть сериалы на айпаде, а так — да, дома практически все стрипы смотрю»

По настоящему известным (более 50 000 подписчиков в официальной группе http://vk.com/vonny) Вонни стал благодаря симбиозу с другим мемом, построенном на фразе «У нас здесь своя атмосфера». Его оригинал затерялся в недрах Сети, но вариации выглядят примерно так: 

 

 

Несмотря на радужные перспективы и неиссякаемый запас российских инфоповодов, Кира уже сейчас чувствует некоторую усталость от своего детища. Мотивы жизни российского «крокодилового» сообщества сменились политикой.

 

Сотрудник книжного магазина интеллектуальной литературы «Фаланстер» Иван Аксенов считает, что тематической рамкой комиксов про Вонни стала «деградация социальной сферы, спровоцированная экспериментами неолиберальных экономистов в начале 90-х: уничтожение производства, инфраструктуры, всеобщего образования и медицины, маргинализация большей части населения России в угоду призрачным законам рынка, тотальная деполитизация населения».

 

«Пресловутая ″свяо атмсфреа″ изображается на контрасте с советским прошлым, в котором Пятачок еще был Пятачком, а Винни — Винни, однако никакой ностальгии по великому советскому прошлому, на котором любят спекулировать консерваторы, в этих комиксах нет, есть только точный диагноз, вынесенный неолиберальному настоящему, в котором государство способствует увеличению наркотрафика, а единственным эффективным борцом с ним оказывается частный предприниматель, приковывающий сограждан наручниками к батареям», — уверен Иван.

Он напоминает, что в одном из комиксов Вонни и Потачок идут на оппозиционный митинг, чтобы выступить против переназначения мэра Корлика, но по дороге их перекупает Своа — за 1000 руб. они отправляются на лоялистский митинг. «Есть все основания полагать, что автор этого комикса, в отличие от Вонни, близок к пониманию того, что политика — это не бизнес, политика — это социальная борьба», — резюмирует Иван.

От редакции 

 

В редакцию W→O→S пришло несколько писем от пользователей одного из имиджбордов (так называют сетевые форумы с возможностью прикреплять графические файлы). Его авторы оспорили тот факт, что автором популярных комиксов о Вонни является пользователь «ВКонтакте» Kira Frolova. 

В качестве доказательства пожелавшие остаться неизвестными (анонимусы) представили ряд скриншотов и фрагменты логов имиджбордов, где виден процесс коллективного создания мема. Из одного скриншота следует, что первый комикс с Вонни в социальной сети «ВКонтакте» появился как минимум на 23 часа позже, чем аналогичный комикс на имиджбордах.

Наибольшее возмущение читателей вызвала неточность в формулировках: сообщив, что история с предтечей Вонни, уткой Доланом, «распространилась через имиджборды», авторы статьи затем сообщали, что «Кира Фролова решила создать пародию на Долана». При этом сама Кира Фролова (возможно, это вымышленное имя) не отрицает, что Вонни был придуман на имиджбордах.

«Появился он 9 или 10 апреля, на ″Дваче″, я придумала Вонни и создала там тред, — пояснила она W→O→S. — Во втором треде, который я создала, написала ссылку на группу и сказала типа "Смотрите, кто-то уже группу создал", хотя на самом деле я сделала это, чтобы привлечь народ, и люди пошли. Вот так и началась история группы».

В юридической практике подобная патовая ситуация называется «слово против слова». Так как нас нет технической возможности установить, кто стоит за аккаунтом Kira Frolova и принимал ли этот человек (или группа людей) в процессе создания мема на имиджбордах или же они просто перенесли родившуюся там шутку в свою группу «ВКонтакте», мы оставляем это на суд читателей.

{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+