Среднерусский Ройзман
Десант наблюдателей на выборах мэра Ярославля: Россия оживает
Туманный бизнес в 90-е, трехлетнее членство в «Единой России», брутальная внешность, «Владимирский централ» в качестве звонка на мобильном и даже говорящая фамилия Урлашов — не очень удачный набор признаков, чтобы называться символом перезапуска демократии. Но именно в таких терминах поспешили описать убедительную победу на выборах мэра Ярославля кандидата от оппозиции наиболее восторженные публицисты.
Тот факт, что вокруг такой небесспорной фигуры сплотились почти все возможные оппозиционные силы региона, конечно, говорит об уровне российской политической культуры. Здесь народный кандидат — это не самоотверженный юродивый, который бьется за ваши права, а очередной вариант «нормального пацана», который способен «решать вопросы». Среднерусский Ройзман. В этом смысле высокопарный оборот «перезапуск демократии» внезапно приобретает новый смысл — если понимать демократию как хождение во власть братков в 90-е.
Еще одна проблема в том, что после десятилетия зачистки политической системы других кандидатов «у нас для вас нет».
У кандидата Урлашова — продвинутый сайт, с горизонтальной прокруткой. На сайте можно почитать блог избранного губернатора и задать ему вопросы через специальную форму
Любой, кто подает признаки жизни в этом унылом болоте отрицательного отбора, может снискать народную любовь. Урлашов в сентябре прошлого года жестко раскритиковал официальную версию гибели местной хоккейной команды «Локомотив», не забрал своих слов назад после нажима партийного руководства и демонстративно вышел из «ЕР», чем и заложил основу своей будущей победы. Похоже, выбор меньшего из двух зол — настоящая метафора нынешнего перезапуска демократии, а не только, например, прошедших думских выборов. Никаких безгрешных агнцев с безупречной репутацией не будет — только те, кто способен быть хоть чуточку честнее и эффективнее предыдущих.
Но без Урлашова выборы мэра Ярославля — крайне важная и показательная история. В город приехал десант из наблюдателей и журналистов в основном из Москвы и других крупных городов.
Большинство из этих людей впервые пошли на избирательные участки в декабре, а потом участвовали в митингах за честные выборы.
Партии, подающие документы в Минюст на регистрацию, продолжают удивлять уровнем безумия. Особенно почему-то отличаются представители казачества. Два самых длинных названия — «Народная консолидация непартийных общественных организаций и политических партий, которым отказано в регистрации "Мы, русский народ"» и партия «Народная казачья консолидация противодействия чиновникам, нарушающим законы, Конституцию и природные права казаков на самоорганизацию и самоуправление "Союз казачьих формирований Российской Федерации"».
Но (как признавали эксперты) реальное влияние «моды на наблюдение» было невелико, потому что у нас, черт побери, огромная страна. И если городах-миллионниках еще можно было закрыть многие участки, то тысячи удаленных населенных пунктов остались черными дырами. Граждански сознательный хипстер уже готов идти наблюдать за участком в школе, где он учился, но пока не готов ехать за тем же в тундру.
Выход для несколько обескураженных после марта наблюдателей нашелся сам собой. Если пока не получается охватить большинство участков на федеральных выборах, то нужно ехать всем миром на конкретные региональные и покрывать там все 100% — что фактически и произошло в Ярославле. Конечно, там все равно были и подкуп избирателей, и угрюмые недоброжелатели спортивного вида, и попустительство полиции. Но на этот раз численный перевес оказался явно не на стороне фальсификаторов; специально подобранные избиратели, не разобравшись, даже обращались к наблюдателям, что получить свои 200 руб. Теперь власти придется придумать по-настоящему веские причины, чтобы отменить итоги выборов, на которых Урлашов набрал 70% голосов.
Надежда только на Российскую партию ученых
Возвращение выборов губернаторов и упрощение регистрации партий сделают избирательные процессы в России более активными.
По теме
Пора взглянуть внутрь страны и вспомнить, что у нас есть немало интересных мест. Может быть, хотя бы «мода на наблюдение» вдохнет жизнь в многострадальную сферу регионального туризма.
Подпишитесь на нас в социальных сетях