Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Туроператоры массово обанкротились: что это значит?

Какое вам дело до туристического коллапса

дата:
06 августа

Один за другим обанкротились пять крупных туроператоров. Десятки тысяч человек застряли за границей или рискуют потерять кучу денег, заплаченных за путевки.

Что случилось?

16 июля обанкротился один из крупнейших в России туроператоров — «Нева». Фирма работала с 1990 года и отправляла туристов в 50 стран. Спустя десять дней, 26 июля, приостановила деятельность другая заметная компания — «Роза ветров Мир». 30 июля то же самое произошло с «Экспо-туром». Следующим на очереди был еще один мощнейший оператор — «Лабиринт». Наконец, 5 августа стало известно, что прогорела пятая по счету компания — «Интаэр». 

Когда компания становится банкротом? 

Объявить себя банкротом не значит стать им. Официально банкротом компанию признает только суд. Такой статус может получить фирма, которая задерживает выплаты своим кредиторам больше чем на три месяца, и денег, чтобы наконец-то расплатиться, у нее нет. Кредиторами, в зависимости от ситуации, могут быть сотрудники, которым не выплачивают зарплату или, в нашем случае, туристы. Если суд признает компанию банкротом, все ее имущество будет продано, чтобы вырученные средства покрыли хотя бы часть долгов. 

Почему это произошло?

Фактически, разорившиеся туроператоры работали по принципу финансовой пирамиды. Допустим, человек в мае платит за путешествие в августе — его деньги должны пойти на оплату его билетов, гостиницы, страховки и других вещей. На самом деле эти деньги уходят на оплату отдыха туристов, которые едут в отпуск прямо сейчас, в мае, а услуги туриста в августе должны оплачиваться из денег людей, которые, допустим, заплатили их в июле, чтобы поехать в октябре. Эта система успешно существует, только если приток клиентов постоянно растет — в случае оттока компания банкротится. Компании с подобными системами успешно работали на протяжении многих лет, однако нестабильная экономическая ситуация по разным причинам оказалась для них фатальной. 

 Одна из главных причин оттока клиентов — подорожание путевок на 20% за последние месяцы. Это произошло из-за падения курса рубля к доллару и евро. Кроме того, силовикам и их семьям запретили выезжать за границу. А они, по словам туроператоров, составляли 10% туристического потока. Из-за всего этого на европейских направлениях количество туристов уменьшилось на 40%, а самолеты летали полупустыми. 

 Отсюда еще одна причина краха этих фирм — попытка остановить бегство туристов. Компании отчаянно и необоснованно снижают цены на туры в надежде потом отбить потерянные деньги. Так делали и раньше: в низкий сезон брали кредит у западных банков (у российских занимать намного дороже), а после высокого — возвращали. Но теперь одни зарубежные банки вообще отказываются сотрудничать с нашими компаниями, другие заламывают цены.

 Наконец, сказалось отсутствие государственного регулирования. Нынешний закон фактически допускает подобные финансовые пирамиды. Впрочем, в будущем ситуация может измениться — после массового банкротства туроператов, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил провести проверки и исключать туроператоров из единого реестра, если у компании недостаточно финансового обеспечения.

Связано ли это с санкциями?

Да, связано. Во-первых, курс рубля колбасит именно из-за санкций. Во-вторых, некоторые туроператоры прогорели из-за невыполненных обязательств со стороны зарубежных компаний. Например, компании «Экспо-тур» отказали судовладельцы островного государства Сент-Китса и Невиса, которые не захотели в порты Сочи, Новороссийска и Ялты в рамках черноморского круиза. Из-за этого рейс сократился, клиенты потребовали компенсации, а туроператор свернул свою деятельность и-за невозможности их выплаты». 

Что будет с туристами?

Пострадавшие клиенты могут рассчитывать на страховые выплаты, однако на всех их может не хватить. Дело в том, что уже за полгода до коллапса крупные страховые компании поняли, что дело плохо, и стали отказываться сотрудничать с туроператорами. У тех и раньше история со страховкой была весьма мутная, теперь же они стали в открытую обращаться к крошечным фирмам-однодневкам.

 

Тех же, кто застрял за рубежом, постепенно вывозят домой. Обещают справиться с этим за неделю. Все рейсы будут оплачивать из фонда, который создала ассоциация туроператоров. Но вот жить до вылета туристы должны на свои средства. 

Что делать, если вы на курорте
а ваш туроператор разорился?

a) Сообщите о себе в организацию «Турпомощь», а также посетите их сайт. У них есть горячая линия, кроме того, на сайте можно найти сведения об эвакуационных рейсах — это самая важная информация, которая пригодится вам в такой ситуации.

b) Свяжитесь с представителями туроператора. Возможно, они знают, что делать. 

c) Если отель потребует с вас плату, у вас есть несколько вариантов. Во-первых, вы можете обратиться в посольство — скорее всего, там разберутся. Во-вторых, «Турпомощь» может оплатить ваше пребывание или договориться с другим туроператором. В-третьих, вы можете заплатить сами, а потом пойти за компенсацией в страховую компанию. 

Что нам всем до этого?

Из-за этой истории в общей сложности пострадало 83 000 человек. Около 20 000 находились за границей, когда произошел коллапс. Чтобы было проще оценить масштаб, представьте, что небольшой подмосковный город целиком вывезли в Анталию, а теперь его надо каким-то образом вернуть на место. Вполне возможно, что эта ситуация уже коснулась вас самих или кого-то из ваших близких. Кроме того, нет гарантий, что в воронку не затянет и другие компании. Даже если вы планируете отдых сами и не связываетесь с туроператорами, есть чего опасаться: пятого августа прекратил работу лоукостер «Добролет». Причина — все те же санкции. Компании не продлили договор об аренде и техобслуживании американских «Боингов», на которых «Добролет» возил туристов в Крым. А ведь парк «Трансаэро» и «Аэрофлота» тоже состоит не из отечественных самолетов. 

Федеральное агентство по туризму советует отдыхать в России.

Подумайте об этом. 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+