Голодные игры
Сексизм и объективизация женщин на «Игромире 2014»
В минувшие выходные в Москве прошла крупнейшая выставка интерактивных развлечений «Игромир 2014», в рамках которой состоялся первый русский Comic-Con — событие, важность которого для гик-культуры сложно переоценить. По такому случаю даже отечественный рупор цифрового феминизма сделал очаровательный материал про культуру косплея и ее героев. Однако на самой выставке, как я обнаружил, отношение к женщинам настолько далеко от идеалов феминизма, насколько это вообще возможно по эту сторону возрастной категории «только для совершеннолетних».
Участники разнообразных профильных выставок исторически используют женщин и женское тело для привлечения внимания мужской аудитории к своей продукции. Для этого рода деятельности существует даже устоявшийся термин booth babes («будкобабы» или «стендотелки», если по-русски). Сочетание этой и без того сомнительной традиции с демографией любителей компьютерных игр дает по-настоящему тревожный результат. В отличие от косплейщиц, для которых наряжаться в костюм и красоваться в нем среди гиков — хобби и развлечение, работающие на выставках девушки не могут сами выбирать степень откровенности своего наряда или покинуть мероприятие, устав от внимания.
Описание рубрики: В рубрике «Нас не спрашивали» могут высказаться все приятные люди. Опостылевшие медиа, возмутительные стартапы, потерявшие стыд политики — всем рано или поздно воздастся. Коротко. Субъективно. Жестко.
А внимания и тем и другим достается с лихвой. Если попробовать мысленно поставить себя на место одной из «работающих телом» на выставке женщин, впечатление получается откровенно пугающее — под предлогом совместной фотографии тебя без конца трогают зачастую не очень привлекательные люди с плохой личной гигиеной под непрерывным присмотром многочисленных объективов. У многих девушек к концу дня был уже откровенно затравленный вид. Некоторые из них все еще стоически улыбались каждой новой камере, другие из раза в раз брезгливо отгибали от своих талий и бедер непрошеные объятия очередного кавалера, желающего сфотографироваться.
Все вышеописанное происходило на «Игромире» в бизнес-день, на который допускаются только пресса и обладатели VIP-билетов. В оставшиеся три дня на выставку, которая, кстати, имеет маркировку 0+, хлынули по большей части совсем юные посетители, которым их любимые игровые компании наглядно демонстрировали, что роль женщины в жизни — развлекать их видом своей голой задницы, за которую ее еще можно и потрогать безнаказанно и не спросив разрешения. И эта ситуация вызывает у меня смесь отвращения и откровенного ужаса. Совсем не хочется ассоциироваться культурой, в которой подобное отношение к женщинам считается нормой: в частности, именно из-за него в приличной компании бывает неловко признаваться в любви к компьютерным играм.
Обозреватель сайта VG24/7 Патрик Гаррэт призывает выставки E3 и Gamescom последовать примеру PAX и EGX: «Сексистский маркетинг задевает огромное количество людей. На дворе не 1990-й год, права женщин — современное жестокое поле боя, и победу должны одержать сторонники полного сексуального равенства».
Многие западные журналисты поддерживают смелое решение организаторов PAX и EGX. Один из авторов блога Kotaku Кейт Кокс пишет про крупнейшую выставку для профессионалов игровой индустрии E3: «Многое из того, что я вижу здесь, на E3, направлено на древнюю, рептильную часть мозга 13-летнего мальчика. Но тебе должно быть 18, для того чтобы попасть на выставку, и формально она предназначена только для профессионалов отрасли. Возможно, однажды ко всем нам, мужчинам и женщинам, будут относиться как к взрослым людям, которыми мы теоретически являемся, и доверять нам судить об играх по их содержанию, а не по обложке с пятым размером груди».
Подпишитесь на нас в социальных сетях