Видео ВОС из закрытого города, где царит культ космонавтики и рождается современное искусство
Космос как религия: зачем искать русское будущее в советском прошлом
авторы:
Дарья Борисенко,
Виктор Давыдов
Успехи советской космической программы ― самая романтичная часть мифа о «великой державе», которую мы потеряли. Юрий Гагарин, Герман Титов и другие первооткрыватели космоса стали иконами, а «Спутник-1» остается символом нашего могущества. Признать то, что мы утратили статус главных покорителей Вселенной, нелегко, поэтому советский космический миф упорно поддерживают. Именно этому посвящен проект арт-группы crocodilePOWER «Русский космос», который сейчас выставляет галерея «Триумф». ВОС погулял с художниками по закрытому Краснознаменску, где они живут: атмосфера города, полная ностальгии по первым орбительным полетам и фантазий о далеких планетах, и вдохновила их на создание проекта. Мы постарались запечатлеть ее в этом видео.
В видео использованы фрагменты «Космической философии» Константина Циолковского и голос Кирилла Савинова
В конце 1950-х вокруг спрятанных в лесу под Одинцово стратегических военных объектов стало развиваться поселение, которое вскоре получило официальное имя ― Голицыно-2. Это был городок молодых людей, военных, чья работа была непосредственно связана с прорывом в космос, и их детей. История советской космонавтики развивалась на их глазах и лишний раз напоминать о том, какую роль это играет для каждого советского человека, не требовалось. Романтика была в самой жизни посреди леса, где все объединены общим и очень важным делом.
Сегодня этот город, официально переименованный в Краснознаменск в 1994-м, словно разделен на две части. В одной по-прежнему ведется засекреченная деятельность, в другой ― растут новостройки, появляются торговые центры, напротив памятника Ленину экстренным порядком достраивают церковь. Здесь люди живут обычной жизнью: жарят у озера шашлыки, ходят в баню, разбивают в лесу грядки, гуляют с детьми, которых здесь по ощущениям просто невероятно много. Разве что в город попадают строго по пропуску, но, кажется, не очень озабочены тем, чем заняты там, за внутренним забором.
Только при всем этом Голицыно-2 не стало призраком, живущим лишь в воспоминаниях коренных жителей. Культ советской космонавтики силен здесь как никогда: если торговый центр, то обязательно «Звездный», если приглашают художников-граффитчиков расписать стены, то непременно сценами из жизни далеких галактик, если власти хотят чего-нибудь официально пожелать жителям, то желают не здоровья и успехов, а «счастливого полета к звездам». В честь Титова устроили целый мемориальный комплекс, а недавно воздвигли и памятник Гагарину ― только заказали его почему-то мастеру по надгробиям, так что вышел не памятник, а триптих из черных могильных плит. В лесу по-прежнему тут и там возвышаются потайные антенны, которые больше ничего не ловят, а на опушке стоит величественное заброшенное здание, увенчанное двумя радарами. Только внутри за центральной дверью в здании почему-то горит свет, словно его просто забыли выключить 25 лет назад, а лампа, которую питает память, никогда не перегорит. «Краснознаменск ― город будущего», ― гласит рекламная перетяжка на центральной улице. И будущим этим, по всей видимости, должно обернуться прекрасное прошлое.
CrocodilePOWER увидели в этом месте метафору расколотого русского сознания, где так сильна вера в утраченный «золотой век» (когда Россия еще не опустилась на свои колени, духовные скрепы были сильны и во всем на свете мы были первыми, главными, лучшими) и наивное убеждение, будто эта мощь обязательно вот-вот вернется и разрастется, стоит только поярче ее себе представить. Проект «Русский космос» ― это сцены из жизни похожих на детей космонавтов, которые чинят поломанные ракеты, гуляют среди обломков и гибнут смертью храбрых.
Фарфоровые фигурки с позолоченными скафандрами и расписные плитки, цветами напоминающие гжель и вмонтированные во «взрывающиеся» оклады из фибергласа: космические полеты здесь переплетаются с народными промыслами, эстетикой православных икон и образами фольклора. В культуре, где, наверное, каждый мужчина средних лет в детстве мечтал стать космонавтом, а потом многие из них обнаружили себя взрослыми, лежащими в трениках на диване с книжкой Стругацких на пузе, в этом соединении мира научного прогресса с пространством веры и суеверия нет ничего удивительного. Живи Емеля в современной России, он наверняка попросил бы у волшебной щуки слетать в космос прямо на печи. А вместо заклинания сказал бы попросту: «Поехали!» ― и взмахнул рукой.
Подпишитесь на нас в социальных сетях