Комикс-империя Артема Габрелянова
Создатели комиксов Bubble о бизнесе, путешествиях во времени и гомоэротизме
Два года назад все киоски заполонили русские супергеройские комиксы. Их выпускает в своем издательстве Bubble Артем Габрелянов, сын скандально известного создателя LifeNews. К историям Bubble все успели привыкнуть, но некоторые не совсем оригинальные сюжеты и образы героев, особенно православного путешественника во времени Инока и десантника Бесобоя, по-прежнему вызывают вопросы. В последнее время спорные комиксы пропали из киосков: теперь они продаются исключительно в комик-шопах, стали меньше по размеру, а денег за них просят больше. А совсем недавно у Bubble появились две новые линейки. Кирилл Савинов, озабоченный судьбой комикс-индустрии, решил выяснить у Артема и его команды, что происходит.
Авторы: Кирилл Савинов, Дарья Борисенко (фото)
Артем Габрелянов о бизнесе и идеологии
Что у вас получилось из первоначального замысла, а что не вышло?
Что получилось — понятно: запустить узнаваемые линейки, собрать постоянных читателей, закрепиться на рынке. Не получилась пока монетизация, но на этот срок я ее и не планировал. Под монетизацией я имею в виду продажу образов. Сейчас мы как раз вплотную к этому подобрались: общаемся с компаниями по изготовлению фигурок, нам пишут марки одежды, звонят кинокомпании и телеканалы. Поэтому следующий год, как говорят в «Героях меча и магии», астрологи объявили годом монетизации Bubble.
Если все не развалится, конечно?
Мы в любом случае никуда не денемся: если нас пошатнет кризис — будем выходить все равно, хоть в интернете. Потому что это дело всей нашей жизни, мы им горим настолько, насколько вообще возможно гореть каким-то делом. Мы все страшные трудоголики. Мы справляемся со всем объемом работы только за счет того, что отдаем себя работе полностью.
Ваши комиксы с какого-то момента стали меньше по формату — это не из-за кризиса?
Мы ушли из старой типографии, так как она не могла печатать малые тиражи. А новая могла печатать этот тираж, но при этом в уменьшенном формате. Мы уменьшили тираж специально, можно сказать себе во вред, для развития российской комикс индустрии в целом. Три тысячи – это столько, сколько могут продавать только комикс-магазины и книжные магазины, с которыми мы раньше сотрудничали, а все ларьки в метро, грубо говоря, пошли лесом. Это было сделано для того, чтобы основной поток денег с продаж шёл в магазины комиксов, и они развивались за счёт этой прибыли. Плюс мы сделали специальную программу для создания новых комикс-магазинов по все стране. Мы даём большой объём комиксов практически бесплатно, в новые магазины комиксов, для того чтобы они открывались и развивались, продавая комиксы. За прошедший год таким образом открылось около восьми магазинов.
Таким образом вы пытаетесь монополизировать российскую комикс-индустрию?
Я человек, который старается думать категориями не «хапнул деньги и потратил их в Сен-Тропе», а «заработал деньги, вложил их и создал что-то большее». Я стараюсь просчитывать на несколько лет вперед, и я вижу: если мы сейчас не будем поддерживать магазины комиксов, то останемся вообще ни с чем. А так получается взаимовыгодное сотрудничество.
Многие жалуются на сюжет и рисунок ваших комиксов. Считаете ли вы, что они нуждаются в улучшении?
Я не знаю. Комиксы Bubble ругают обычно те, кто прочитал два-три первых номера и после этого забил. Но мы-то сильно продвинулись вперед по сравнению с выпусками октября 2012 года. Поэтому я советую всем почитать новые номера, начиная с 25-х: на них мы ставим плашку «Рекомендовано для нового читателя». Особенно 27-й номер «Бесобоя» — это лучшее, что мы сделали за два года. Или следующий номер «Красной Фурии» — там прямо офигенная интрига, у меня аж мурашки по коже.
В первом выпуске «Майора Грома» история была о том, как белоленточное движение и условный Павел Дуров объединились, чтобы уничтожить Петербург...
Сразу скажу, что не могу согласиться с такой трактовкой сюжета. Не могу не согласиться, да: наш персонаж, Чумной Доктор, был частично вдохновлен Дуровым, и этот злодей использовал протестующих людей в собственных целях. Но на самом деле первые номера «Грома» были настолько разносторонними, что кремлевские аппаратчики обвиняли нас в либерализме, а вся либеральная пресса, включая Кашина, говорила о том, что мы очерняем белоленточное движение.
Но в основном-то вас считают кремлевской пропагандой.
Если знать, что мы находимся в холдинге, который поддерживает курс правительства, то да, может так показаться. А если от этого абстрагироваться, то на самом деле непонятно, какую сторону занимает автор, потому что и с той, и с другой стороны есть и хорошие люди, и плохие.
А почему вы в последнем номере «Майора Грома» взорвали Милонова?
Какого Милонова? Я ничего об этом не знаю. Там просто рыжий человек с бородкой в очках. Мало ли людей. Может, он и картавит, но это в комиксе нельзя передать.
«Майор Гром» стал самым популярным комиксом Bubble и получил известность на Западе благодаря художнице Анастасии Ким, которая в прошлом рисовала слэш-комиксы: ее рисунок проникнут гомоэротикой. По крайней мере редко в комиксе встретишь такое количество мужского тела, как в последних выпусках «Грома». Это сделано специально для привлечения аудитории?
Мне кажется, эту всю гомоэротичность можно усмотреть в чем угодно. Я специально интересовался этой темой, когда впервые увидел фанфики, в которых Сергей Разумовский (Чумной Доктор) и Майор Гром что-то такое вместе делают. Я начал жутко нервничать, потому что ни я, ни Костя Тарасов, который рисовал первую историю (а Настя Ким тогда еще даже не начинала), не закладывали в эту историю ничего подобного. А потом я стал интересоваться и понял, что эти фанфики пишутся по любому произведению, в котором есть два главных героя-мужчины. Сериал «Шерлок» на BBC, Тор и Локи из Marvel — абсолютно везде есть главный герой и его помощник или главный герой и злодей, и им обязательно приплетут гомоэротическую связь, потому что это веселее.
В последних выпусках «Грома» гомоэротизма стала в десять раз больше.
Недавно я прочитал на diary.ru, где пишут девочки-фанатки, что автор «Майора Грома» — женоненавистник и латентный гей. Я много нового тогда узнал о себе, а у меня жена и двое детей. Кто это решил? Парень снимает майку и обнажает свое тело: в какой момент становится понятно, что в этом есть гомоэротический подтекст? Я теперь уже сам задурился и иногда думаю: а не слишком ли по-гейски Гром ударил кого-то в лицо. Но я эти мысли гоню прочь. Мне кажется, этим девочкам на форуме просто во всем мерещится гей-тематика.
Еще немного о твоем женоненавистничестве. В новых двух сериях — «Метеоре» и «Экслибриуме» — в главных ролях выступают женщины. Почему?
Girl power, на самом деле. Так мне захотелось. Комикс «Экслибриум» мы придумали больше полутора лет назад. Чем-то он напоминает «Гарри Поттера», смешанного с «Зеленым Фонарем»: там тоже школа волшебников, магия, сила воображения. В «Экслибриуме» главная героиня — девочка, потому она неопытная, маленькая, а неопытный маленький мальчик вызывает не умиление, а надменность. Девочка может ошибаться, женщинам мы обычно многое прощаем. «Метеора» — история о сильной женщине. Этот персонаж родился прежде всего из чувства противоречия. Когда я предложил идею комикса на редакционном собрании, мне сказали: «Тема, мы тебя знаем, опять твой женский персонаж — это ходячие сиськи». Тогда я сказал: «Да пошли вы!» Взял и сделал героиню, которая совсем не похожа на моих стандартных женских персонажей. Вроде получилось.
Евгений Федотов и Анастасия Ким о процессе создания комиксов
Как сейчас у вас организован процесс работы над комиксом?
Евгений Федотов, сценарист: Мы примерно за месяц делаем тетрадку комиксов. Я стараюсь в начале месяца выдавать сценарий, который можно прочитать, и также обычно я сам делаю раскадровку с помощью художника, помогаю референсами: чем заполнить задние планы и т. д. Раскадровку я делаю в основном по той причине, что на этом этапе нагляднее виден объем текста: где он лежит, много — мало и получается ли в страницах реализовать то действие, которое мне необходимо. Потому что, скажем так, режиссура полосы комикса — это немножко не то же самое, что умение рисовать. Если человек одновременно и режиссирует полосу, и должен качественно ее отрисовывать, то это требует большого количества креатива. Креатив — это величина достаточно конкретная, она заканчивается. Это не фонтан, который бьет бесконечно, — это то, что заставляет тебя уставать.
Где ты учился сочинять сценарии комиксов?
Евгений Федотов, сценарист: Скажем так, в первую очередь я фанат комиксов, и поэтому я пришел в комиксы, в принципе, из того, что делал комиксы для себя, самостоятельно пробовал свои силы. И когда у меня появились работы, которые не стыдно было выложить в Сеть, я начал работать, тогда еще на фрилансе, как комиксист. Делал какие-то вещи для журналов, сайтов, что-то для рекламы. Постепенно втягивался в профессию. Для меня сценарий комикса — это сочетание именно умения режиссировать в формате комикса и умение рассказать интересную историю. Историями я вдохновляюсь из совершенно разных источников: это и компьютерные игры, фильмы, книги, в первую очередь и комиксы тоже. Но комиксы я внимательно изучаю. Вот сейчас ищу хорошие примеры — даже если мне история не интересна, я ищу примеры того, как западные или, наоборот, восточные художники находят графические воплощения истории в теле комикса. Это тот очень тонкий момент, который на самом деле нельзя, например, получить из каких-то сценарных книг по кино и еще чему-то, просто потому что у них формат выражения истории другой.
Чем опыт художника комиксов отличается от той же иллюстрации?
Анастасия Ким: Сроки сдачи. Раз в месяц все очень строго. Я по сценарию раньше не работала, пока не пришла в Bubble. Но сценарий сценарию рознь. Те, с которыми я работаю, дают простор для интерпретации. Никакой особой конкретики, поэтому можно пофантазировать что-то — с согласия автора, естественно.
Кто у вас цвет делает? Ты сама?
Нет, сама бы я не успела рисовать 24 страницы, еще и красить их. Это Лада Арлимова — мой колорист. Я очень рада, что она пришла к нам работать.
Главная проблема комиксов России — неумение все делать в срок?
Да, это правда. Обычно происходит так: те, кто хочет издавать комикс, выпускают первую тетрадку в 20 страниц, потом говорят: мы выпустим еще одну через месяц, потом откладывают еще на месяц, а потом говорят: мы выпустим через полгода — и так и продолжается до бесконечности. Поэтому плачевная ситуация.
Ты бы хотела делать свои авторские серии?
Да, конечно, хотела бы. Как и любой художник. У меня они теоретически есть, но нет времени их делать. Потому что я постоянно сижу на работе. И мне нужно успевать делать страницы, поэтому приостановилось все, что я делала для себя. Сейчас только «Гром».
Смысл «Красной Фурии», «Инока» и «Бесобоя»
Кто вообще покупает вашу «Красную Фурию»? У меня такое впечатление, что она никому не нравится.
Выпускающий редактор Роман Котков: Ну, судя по продажам, это не так, потому что все наши серии продаются одинаково хорошо — только Майор Гром чуть лучше остальных. Что касается восприятия читателей: после того как за «Красную Фурию» взялся Артем и Костя Тарасов и создал несколько новых персонажей, серия, мне кажется, выправилась, стала интереснее. Сейчас она служит у нас таким очень важным звеном, которое в какой-то степени объединяет все наши комиксы в единую вселенную Bubble. Кроме того, это комикс, в котором возможно все: любые безумные идеи и любое их воплощение. Любого динозавра, любого зомби, любых нацистов — все что угодно, то есть это такой простор для авторской фантазии.
Комикс «Инок» про путешествующего во времени монаха вызвал, кажется, наиболее негативную реакцию читателей, да и у вас художники на этой серии постоянно менялись.
Роман Котков, выпускающий редактор: Ну да, Инок у нас получается таким сложным ребенком, который сменил множество родителей, идей и, так скажем, продолжает благодаря Евгению идти в нужном направлении, которое, надеюсь, понравится людям. Но у него были проблем с тем, что люди воспринимали его очень однобоко: если они увидели, что человек с крестом ходит в такой одежде, то все — сразу пропаганда, РПЦ проплатила, и такой герой ужасный. Нет, вообще-то изначально мы рассказывали историю о человеке, который путешествует во времени. И сейчас — концепция путешествия между мирами, которую продолжает и Евгений Федотов, при этом выкручивая ее просто по полной, со всеми интересными сюжетами, в которые можно закинуть героя. Сейчас Инок один из самых интересных комиксов, к которому все еще остается странное отношение со стороны читателей. То есть они для себя в сознании закрепили, что это тот мужик, который бегал с крестом и рипидой. Поэтому мне нравится, что на него в последнее время лучше реагируют: смотрят на обложки, превью и говорят о том, что что-то интересное происходит, вообще другое и непонятное, и комикс очень сильно изменился. Сейчас серия движется в другом направлении, хотя опять же многие говорят, что старое направление Инока им тоже нравилось. Я вообще считаю Андрея Радова квинтэссенцией души русского человека.
В «Бесобое» и отчасти в «Иноке» выстраивается своеобразный метасюжет о том, что с распадом СССР наша страна превратилась в ад на земле. Учитывая общую ностальгию по Советскому Союзу, по временам застоя, вы вписались в общий тренд. Это намеренно?
Евгений Федотов, автор «Бесобоя» и «Инока»:
Мы просто взяли нашу Вселенную и представили гипотетически, что в ней существуют демоны и нечистая сила. Людям от них пришлось бы защищаться? Пришлось бы. Ну вот, а недавние события в нашей стране на эту нашу альтернативную вселенную органично легли. Сюжет — это зеркало, которое отражает то, что мы видим за окном. Мы даже не перевирали события. Просто сказали, что все разваливается после распада СССР и поэтому надеяться, что у нас магическая защита останется, если вся страна развалилась, не приходится — вот и все. У нас даже прописано, что в первую очередь от магических интервенций у нас защищаются нефтяные месторождения.
Подпишитесь на нас в социальных сетях