Габрелянов: «Кому нужен комикс про милиционера-убийцу?»
Зачем сын создателя Life News издает журнал о комиксах, в котором не шутят про политику и религию
Вот уже девять месяцев младший сын скандально известного владельца ИД «Ньюс Медиа» Арама Габрелянова Артем выпускает единственный в России периодический журнал комиксов Bubble. Журнал вызывает неоднозначную реакцию у доморощенных комикс-гуру. Для одних он слишком пошл, для других недостаточно политизирован. Сам же Артем уверяет: негативных отзывов почти не бывает — и строит планы на будущее.
W→O→S Почему ты решил делать именно журнал комиксов?
— Просто очень люблю их, с детства. Как и большинство моих ровесников, я понял, что такое комикс, когда по телевизору шел мультик Spider Man. Сначала я просто тащился, потом узнал про других супергероев, начал интересоваться. В седьмом классе, когда появился интернет. И года полтора назад решил, что нужен журнал.
W→O→S До этого ты работал в Life News.
— Да, работал в отделе зарубежной журналистики, вообще курировал там три раздела. Потом пришла идея насчет комиксов: я подумал, что американские переводные у нас все покупают — чем мы хуже? Не собираюсь бороться с американцами на их территории, решили сделать что-то более социально ориентированное. У Marvel может быть пара страниц с намеком на движение Occupy, а все остальное — это выдумка уже. У нас есть про гастарбайтера комикс, про «Сколково», про полицейского.
W→O→S Удалось зацепить аудиторию? Что у вас по продажам?
— С этим все нормально. Я больше скажу: мы в начале каждого номера публикуем комментарии читателей, так вот, практически все негативные — с «Лепры». Делал там беззастенчивую рекламу, все кидались говном, но мне это было нужно только для того, чтобы получить хоть какой-то негативный отклик. Потому что в сам журнал приходят только позитивные. Тиражи растут, а возврат непроданных экземпляров все меньше.
W→O→S Почему ты решил сделать журнал комиксов именно таким, построить его на мемах и сиськах?
— Потому что комикс и пошел от комедийных картинок, надо же с чего-то начинать. Я когда был на мероприятии «Самый большой магазин комиксов» в Петербурге, меня все спрашивали: «Почему вы делаете юмористический журнал?» Я отвечал: «Ребят, а вы хотите сразу "Хранителей" российских?» Чтобы появился русский Алан Мур, нужен Супермен в 1939 году, потом нужна эволюция, а у нас сразу хотят с места в карьер. Не бывает так, должен быть юмористический этап, потом супергероика, деконструкция и так далее.
W→O→S В журнале и эротика есть.
— Ну мы не бездумно пихаем сиськи в журнал. Почему-то это считается прям вообще ужасно вульгарно. Чего плохого в женской груди? Что, лучше бы мы мужские задницы рисовали? Простите, мы натуралы, мы любим груди. Очень многие распространители отказываются продавать журнал, потому что у нас нарисованные картинки, но есть эротика. У них в мозгу до сих пор сидит, что если журнал комиксов, то это детская хрень. Я думаю, придется сменить стратегию и поменьше сисек рисовать, потому что у людей непрошибаемая психология. Нас хотели закрыть за одно лишь слово «секс» на обложке, а я: вы что, издеваетесь — у вас на том же прилавке лежат журналы Maxim и Men’s Health с обнаженными девушками и советами из разряда «научись оральному сексу у лесбиянок» на обложке.
Дмитрий Яковлев, издатель комиксов, организатор фестиваля «Бумфест»:
«У меня сформировалась очень негативное мнение. На мой взгляд, истории в журнале очень вульгарные. Попахивает телеканалом ТНТ. Это абсолютно не юмор и сатира, а скорее пошлятина. Что касается индустрии, в существовании этого журнала все же есть позитивные моменты. Например, то, что они стараются пробивать рынок, что они работают с русскими авторами. По словам главного редактора, они хотят отходить от пошлости, надеюсь, что это произойдет. Пока же с точки зрения читателя мне противно, с точки зрения специалиста — это очередная дискредитация культуры комикса»
W→O→S Над чем вы никогда не будете шутить?
— Я бы про религию не шутил, на самом деле. У нас в стране не принято. Дело не в том, что я боюсь каких-то санкций, но люди просто не поймут, я и сам не люблю такой юмор. Недавно смотрел серию South Park, где Кайл должен был убить Иисуса ударом ножа в горло, — ну я такое вообще не понимаю. Я бы над трупами не шутил еще. Вообще журнал эволюционировал, в первом номере постоянно гэги, шутки, теперь стали серьезней, драматические моменты появляются.
W→O→S Могла бы у вас в журнале появиться шутка про Путина?
— У нас в последнем номере есть шутка про Путина!
W→O→S Ну да, не поспоришь. Есть.
— Мы никогда в своих шутках, кто бы это ни был — Тимати, Стас Михайлов, Путин, Божена Рынска, — не опускаемся до издевки, гадостей. Это то, о чем мы не будем шутить, потому что есть границы. Не важно, нравится тебе или не нравится, что он делает, — он все равно человек, обижать не очень хочется.
W→O→S Значит, у вас такая «сатира в улыбательном», как при Екатерине II в журнале «Всякая всячина». Есть проблемы нелегальной иммиграции — вы делаете «Гастарбаниме». Есть проблема полицейского произвола — вы делаете про суперполицейского. Скорее сглаживаете проблему, чем обостряете.
— Я считаю, что не надо показывать, что прям все плохо. Ну вот кому будет интересно читать комикс про милиционера, который грабит-убивает?
W→O→S Не знаю, я такого не видел, было бы интересно.
— Но такое не очень приятно. Даже если ты какой-нибудь эмо или гот, тебе все равно хочется верить во что-то хорошее. Человек этим и славится, что он всегда стремится найти выход из ситуации, выжить, превозмочь проблемы. И комикс — то же самое, герой превозмогает что-то. У нас хороший полицейский превозмогает плохих бандитов. Мы не стали делать очередной сериал «Глухарь». Мы хотим делать позитивные вещи в первую очередь. Я за хорошее настроение.
Алексей Серебренников
шеф-редактор журнала о графическом дизайне [кАк):
W→O→S Это значит уход от реальности.
«С точки зрения графического дизайна это такой же скучный и высасывающий глаза продукт, как, скажем, журнал "Флирт". И то, что это комиксы и вообще как бы подвижнический проект, совсем не искупает блевотных тенюшечек под надписями и колонтитулов в пузырях»
— Да нет, реальность-то есть. Просто мы подаем ее под другим углом, что не все бывает так плохо. Ты же не говоришь, что все полицейские взяточники и кого-то убивают. Есть куча хороших полицейских, просто про таких не говорят, потому что про это не интересно читать.
W→O→S Но про них же пишут, про хороших омоновцев, например. Есть всякие вестники правительства, «Российская газета». Там, если пишут о запрете кодеина, называют статью «Будет больно» — мол, смиритесь и терпите.
— Но они запретили кодеин из-за наркомании. Как решать такую проблему, совершенно непонятно, в Мексике их президент заявил, что они проиграли борьбу с наркомафией. У нас же вообще невозможно уследить за всем этим. Это хорошо, когда говорят о благополучных странах вроде Финляндии, Швеции — это маленькие страны, в которых легко управлять. У нас же за одно возьмешься, немедленно в другом месте что-то случится. Даже если бы Гитлер захватил Россию, то немцы со своей педантичностью и щепетильностью все равно не смогли бы в нашей стране управлять — слишком большая территория. Вот почему, говорят, в Грузии все хорошо — там нет взяток, нет коррупции? Потому что маленькая страна.
W→O→S Каково тебе вообще вести дела, если ты пытаешься рассказать всем про комиксы, а тебя спрашивают про отца и Life News?
— Я сам с 11 класса работал журналистом, прекрасно понимаю, что если есть возможность взять интервью, то ты возьмешь, и очень некрасиво отказывать.
W→O→S Я все же пару вопросов задам на эту тему. Ты ведь сознательно выбрал комиксы, хотя мог бы заниматься Life. Ты выбрал комиксы, чтобы отстраниться от этого?
— Да нет, просто не цепляет. Неинтересно, новости — просто пережевываешь жвачку. Ты должен уж совсем как-то выкрутиться, взять интервью у человека, который упал из сгоревшего самолета и выжил, — тогда ты что-то сделал. Делать очередную кальку с информагентств? Мне это не интересно. Мне интересно самому творить. У нас есть пара номеров, они были написаны мной от корки до корки.
Василий Шевченко совладелец магазина комиксов «Чук и Гик», редактор в комикс-издательстве Panini:
«Суть проста — это довольно смелая попытка сделать русский вариант MAD в традициях "Крокодила". Но вот в чем проблема: несмотря на всю постулированную Габреляновым-старшим либеральность сына, все равно получается с каким-то странным политическим душком. Вроде бы и не комиксы из агитационной газеты "Не дай Бог" ("если сегодня надел белую ленту, то завтра тебя в***л здоровый негр"), но что-то такое неуловимое. Это даже не журнал "Фитиль" с его борьбой с перегибами, а просто какая-то полупозиция. Но каждый комикс в отдельности вполне может быть талантливым и интересным, хотя конкретных художников выделять не хочу. В общем, Bubble застревает между собственно комиксом и карикатурой»
W→O→S Заголовки в Life — они сами по себе как комикс.
— Да там есть люди специальные, которые это придумывают, у них нюх, талант. Потому что если тебя даже заголовок не привлек, то на фига тебе читать статью? Вот, собственно, у нас на этом и названия комиксов построены. У нас есть «Дик Адекват», «Барри Полюбасов», «Гастарбаниме». Стараемся все обыгрывать.
W→O→S Как будет развиваться журнал?
— Да, мы уже переросли формат альманахов, восьмистраничных историй. Будем делать уже что-то более серьезное. Как в плане наполнения, так и в объеме. Дальше мы будем развиваться в сторону полноценных комиксов-выпусков, с настоящими героями, персонажами для подражания, увлекательными историями, которые могут лечь в основу чего угодно.
Подпишитесь на нас в социальных сетях