Провал на экзаменах — можно ли его избежать?
Работа над ошибками вместе с экспертом по сессиям
Авторы: Кирилл Савинов, Дарья Борисенко
Зимняя сессия сулит больше всего трудностей: вокруг тьма и снег, а вам еще нужно находить силы на зубрежку и шпаргалки. Совместно с Московским молодежным многофункциональным молодежным центром и Школой молодого москвича ВОС приготовил-материал, который поможет избежать проблем студентам всех возрастов. Бывшие нерадивые студенты из редакции решили вспомнить свои лихие истории про экзамены и зачеты, а анонимный эксперт — обладатель красного диплома прокомментировал их и указал на ключевые ошибки авторов.
У всех гуманитариев есть самый страшный предмет — КСЕ («Концепции современного естествознания»). Это когда пары раз в две недели и за семестр тебе хотят рассказать ВСЕ о физике, химии, биологии и наверняка еще астрономии, космологии и экзорцизме. Я честно разобралась с физикой и полюбила кварки, но на большее меня не хватило. На зачете, как настоящая отличница, первая вытянула билет и кварки мне не достались. На раздумья мне хватило две минуты, никакими шпаргалками я никогда не пользовалась — ну я пошла, положила билет на стол преподавателя и сказала, что приду на пересдачу. Когда я закрывала за собой дверь, я услышала звонок телефона и нервный голос преподавателя со словами: «Да-да, сейчас буду». После чего он сказал сакральное: «Девочки, сдавайте зачетки». Все халявщики получили свой зачет вне зависимости от присутствия на парах и особенных отношений с кварками. Задержись я хотя бы на минуту, все было бы иначе. А я потом как дура ходила еще месяц, сидела в огромных очередях на кафедре (потому что остальным группам так не повезло), носила рефераты и сдала в итоге зачет с третьего раза.
Ответ эксперта: Каким бы ни был экзамен простым или сложным, не рекомендуется идти в первых рядах. Преподаватель может быть полон сил и осознания ответственности за интеллектуальный уровень нации и оценивать добровольцев чересчур строго. У него будут силы задавать дополнительные вопросы. Не стоит идти и последним, к этому времени рассудок экзаменатора может опасным образом помутиться — он будет слишком уставшим и расстроенным и может повести себя неадекватно. К тому же преподаватели все видят, в том числе и тех, кто раздражающе медлит, тратя их время. Лучше идти в середине, вызываясь тогда, когда правила и обстоятельства сдачи экзамена уже устоялись и можно надеяться на внезапную благосклонность препода.
Зимняя сессия сулит больше всего трудностей: вокруг тьма и снег, а вам еще нужно находить силы на зубрежку и шпаргалки. Совместно с Московским молодежным многофункциональным центром и Школой молодого москвича ВОС приготовил материал, который поможет избежать проблем студентам всех возрастов. Бывшие нерадивые студенты из редакции решили вспомнить свои лихие истории про экзамены и зачеты, а анонимный эксперт — обладатель красного диплома —прокомментировал их и указал на ключевые ошибки авторов.
отличник
Меня как-то поймали на экзамене по высшей математике с шпорами старшего курса, пришлось идти на пересдачу. Она проходила на кафедре один на один с преподом — списать вообще не вариант. Я в течение семестра делал для препа расчет по его статье для научного журнала, и мне был обещан +1 балл, преп предлагал 2 + 1 = 3 и я свободен, но у меня зачетка отличника — портить нельзя. Прихожу на кафедру, там преп и ассистентка. Математические выкладки меня мало интересовали — еще помогая ему с расчетами, научился делать их сразу в двух программах математического моделирования и забил делать вручную... А тут вариантов нет: дает предел — не беру, дает ряд — не беру. Спрашивает, сколько я вообще хочу, отвечаю: 5. Задает самую сложную задачу из дискретной математики (нашел кого спрашивать — я ж программист), отвечаю сразу, правильно, без запинки и своими словами (видно что не зазубрено), ставит 5.
Ответ эксперта: В истории создается ощущение легкости и бахвальства: мол, я почти ничего не делал и получил 5. В действительности в ней отчетливо виден результат кропотливой работы, помощи преподавателю в свободное время, знания большинства сложных вопросов на экзамене. Если вы будете полагаться исключительно на удачу, такого же результата у вас не будет.
Го Га, отличник Меня как-то поймали на экзамене по высшей математике с шпорами старшего курса, пришлось идти на пересдачу. Она проходила на кафедре один на один с преподом — списать вообще не вариант. Я в течение семестра делал для препа расчет по его статье для научного журнала, и мне был обещан +1 балл, преп предлагал 2 + 1 = 3 и я свободен, но у меня зачетка отличника — портить нельзя. Прихожу на кафедру, там преп и ассистентка. Математические выкладки меня мало интересовали — еще помогая ему с расчетами, научился делать их сразу в двух программах математического моделирования и забил делать вручную... А тут вариантов нет: дает предел — не беру, дает ряд — не беру. Спрашивает, сколько я вообще хочу, отвечаю: 5. Задает самую сложную задачу из дискретной математики (нашел кого спрашивать — я ж программист), отвечаю сразу, правильно, без запинки и своими словами (видно что не зазубрено), ставит 5 .
Ответ эксперта В истории создается ощущение легкости и бахвальства: мол, я почти ничего не делал и получил 5. В действительности в ней отчетливо виден результат кропотливой работы, помощи преподавателю в свободное время, знания большинства сложных вопросов на экзамене. Если вы будете полагаться исключительно на удачу, такого же результата у вас не будет.
Маша Долгополова, гуманитарий У всех гуманитариев есть самый страшный предмет — КСЕ («Концепции современного естествознания»). Это когда пары раз в две недели и за семестр тебе хотят рассказать ВСЕ о физике, химии, биологии и наверняка еще астрономии, космологии и экзорцизме. Я честно разобралась с физикой и полюбила кварки, но на большее меня не хватило. На зачете, как настоящая отличница, первая вытянула билет и кварки мне не достались. На раздумья мне хватило две минуты, никакими шпаргалками я никогда не пользовалась — ну я пошла, положила билет на стол преподавателя и сказала, что приду на пересдачу. Когда я закрывала за собой дверь, я услышала звонок телефона и нервный голос преподавателя со словами: «Да-да, сейчас буду». После чего он сказал сакральное: «Девочки, сдавайте зачетки». Все халявщики получили свой зачет вне зависимости от присутствия на парах и особенных отношений с кварками. Задержись я хотя бы на минуту, все было бы иначе. А я потом как дура ходила еще месяц, сидела в огромных очередях на кафедре (потому что остальным группам так не повезло), носила рефераты и сдала в итоге зачет с третьего раза.
Ответ эксперта Каким бы ни был экзамен простым или сложным, не рекомендуется идти в первых рядах. Преподаватель может быть полон сил и осознания ответственности за интеллектуальный уровень нации и оценивать добровольцев чересчур строго. У него будут силы задавать дополнительные вопросы. Не стоит идти и последним, к этому времени рассудок экзаменатора может опасным образом помутиться — он будет слишком уставшим и расстроенным и может повести себя неадекватно. К тому же преподаватели все видят, в том числе и тех, кто раздражающе медлит, тратя их время. Лучше идти в середине, вызываясь тогда, когда правила и обстоятельства сдачи экзамена уже устоялись и можно надеяться на внезапную благосклонность препода.
Ответ эксперта История Востока на гуманитарных факультетах (если это не Институт стран Азии и Африки) — это предмет-аномалия: на несколько месяцев нам предлагают запомнить заново всю историю мира, из которой Восток до этого исключался. Теперь же на нужно пройти всю историю Китая или Японии. К сожалению, при таком подходе выучить сотни имен правителей и деятелей разных народов и даты почти невозможно. При таком раскладе на лучший результат надеяться трудно.
Виктор Давыдов, человек с Запада Один раз я получил зачет по истории Востока только после обещания, что никогда не буду заниматься историей и делать исторические передачи на телевидении, которое я дал самому себе. В другой раз я даже уже не помню, как получил зачет по истории Востока, потому что вообще-то провалил пересдачу с комиссией. Более того, на той пересдаче преподаватели надо мной смеялись. Наверное, бывали пересдачи и похуже, но память моя — как чистый лист.
человек с Запада
Один раз я получил зачет по истории Востока только после обещания, что никогда не буду заниматься историей и делать исторические передачи на телевидении, которое я дал самому себе. В другой раз я даже уже не помню, как получил зачет по истории Востока, потому что вообще-то провалил пересдачу с комиссией. Более того, на той пересдаче преподаватели надо мной смеялись. Наверное, бывали пересдачи и похуже, но память моя — как чистый лист.
Ответ эксперта: История Востока на гуманитарных факультетах (если это не Институт стран Азии и Африки) — это предмет-аномалия: на несколько месяцев нам предлагают запомнить заново всю историю мира, из которой Восток до этого исключался. Теперь же на нужно пройти всю историю Китая или Японии. К сожалению, при таком подходе выучить сотни имен правителей и деятелей разных народов и даты почти невозможно. При таком раскладе на лучший результат надеяться трудно.
королева драмы
Меня выгнали с первого же зачета в моей жизни. Ужасная была драма. Это был какой-то странный предмет вроде теории СМИ или что-то такое, не помню. Я готовилась долго и упорно, пришла, взяла билет, села писать ответ, даже что-то вспомнила. Но на всякий случай решила проверить. Полезла доставать шпоры, и тут преподавательница поймала меня с поличным и отправила на пересдачу. Потом выяснилось, что, во-первых, зачеты она поставила абсолютно всем, а во-вторых, в кабинете лежали справочники и конституция (а вопрос был про закон о СМИ, да), откуда можно было списывать легально. Ну а в-третьих, я и без шпор знала все, что нужно было ответить. Это меня так шокировало, что я несколько лет вообще не пользовалась шпорами, даже по самым дурацким предметам.
Ответ эксперта: Всегда делайте шпаргалки — они стимулируют вас к тому, чтобы кратко записать и систематизировать знания, к тому же, лишний раз переписав даже собственные конспекты, вы сможете больше запомнить. Само же списывание на экзамене чревато последствиями, так что лучше даже и не пытаться. А готовые шпоры из интернета — это не только неуважение к преподавателю, но и неуважение к искусству составления шпаргалок.
Евгений Берг, Гамлет нашего времени Вот у всех был такой препод — все люди как люди, а этот душу из тебя вынет. Нашего звали Хахалин, он был похож на полуспившегося богатыря, круглый год ходил в одном свитере, а себя скромно звал гением. Ему даже паблик посвящен.
Если остальные преподы принимали зачет два-три часа, ну максимум день, этот мучил нас всю зачетку. Хахалин набивал самую большую лекционку всеми своими студентами с разных курсов и четыре дня подряд заставлял нас решать дурацкие задачи по матану или теорверу, попутно шпыняя, подкалывая и добродушно унижая. При этом он помнил в лицо каждого. Особенно студактивистов.
Я, конечно, был активистом. При этом с математикой у меня было более-менее нормально, но при виде Хахи я всегда терялся. И вот очередная зачетка, последний день. Полный зал. Я в десятый раз несу Хахе свое идеально написанное (списанное) решение. Хахалин устало смотрит на меня, не глядя убирает бумажку под стол и задает какой-то доп не в тему.
Я, естественно, молчу.
«Берг, вы настоящий двоечник», — вздыхает Хаха. А потом добавляет: «Хотя, нет...». И тут он встает и громогласно объявляет на всю аудиторию: «Вот посмотрите на Берга! Это самый отпетый двоечник, которого я видел в своей жизни!» В общем, я испытал очень амбивалентные чувства в тот день.
Однако справедливости ради добавлю, что, компенсируя свой тяжелый характер, Хахалин, будучи заядлым театралом, постоянно делился со студентами вписками на московские спектакли. Так мы и жили — в постоянном конфликте между драматургией и высшей математикой.
Настя Стогней, королева драмы Меня выгнали с первого же зачета в моей жизни. Ужасная была драма. Это был какой-то странный предмет вроде теории СМИ или что-то такое, не помню. Я готовилась долго и упорно, пришла, взяла билет, села писать ответ, даже что-то вспомнила. Но на всякий случай решила проверить. Полезла доставать шпоры, и тут преподавательница поймала меня с поличным и отправила на пересдачу. Потом выяснилось, что, во-первых, зачеты она поставила абсолютно всем, а во-вторых, в кабинете лежали справочники и конституция (а вопрос был про закон о СМИ, да), откуда можно было списывать легально. Ну а в-третьих, я и без шпор знала все, что нужно было ответить. Это меня так шокировало, что я несколько лет вообще не пользовалась шпорами, даже по самым дурацким предметам.
Ответ эксперта Всегда делайте шпаргалки — они стимулируют вас к тому, чтобы кратко записать и систематизировать знания, к тому же, лишний раз переписав даже собственные конспекты, вы сможете больше запомнить. Само же списывание на экзамене чревато последствиями, так что лучше даже и не пытаться. А готовые шпоры из интернета — это не только неуважение к преподавателю, но и неуважение к искусству составления шпаргалок.
Ответ эксперта В общении с любым преподавателем, но особенно с такой экстраординарной личностью, любимцем студентов и светилом образования следует отказаться от высокомерия. В истории помимо эмоций ясно читается одно: студент предмет не знал, в чем и был уличен. Единственное, что можно сказать: если вы не знаете ответа на задачу или вопрос, которые вам задают дополнительно, лучше не молчать, а попытаться продемонстрировать хоть какую-то работу мысли.
Гамлет нашего времени
Вот у всех был такой препод — все люди как люди, а этот душу из тебя вынет. Нашего звали Хахалин, он был похож на полуспившегося богатыря, круглый год ходил в одном свитере, а себя скромно звал гением. Ему даже паблик посвящен.
Если остальные преподы принимали зачет два-три часа, ну максимум день, этот мучил нас всю зачетку. Хахалин набивал самую большую лекционку всеми своими студентами с разных курсов и четыре дня подряд заставлял нас решать дурацкие задачи по матану или теорверу, попутно шпыняя, подкалывая и добродушно унижая. При этом он помнил в лицо каждого. Особенно студактивистов.
Я, конечно, был активистом. При этом с математикой у меня было более-менее нормально, но при виде Хахи я всегда терялся. И вот очередная зачетка, последний день. Полный зал. Я в десятый раз несу Хахе свое идеально написанное (списанное) решение. Хахалин устало смотрит на меня, не глядя убирает бумажку под стол и задает какой-то доп не в тему.
Я, естественно, молчу.
«Берг, вы настоящий двоечник», — вздыхает Хаха. А потом добавляет: «Хотя, нет...». И тут он встает и громогласно объявляет на всю аудиторию: «Вот посмотрите на Берга! Это самый отпетый двоечник, которого я видел в своей жизни!» В общем, я испытал очень амбивалентные чувства в тот день.
Однако справедливости ради добавлю, что, компенсируя свой тяжелый характер, Хахалин, будучи заядлым театралом, постоянно делился со студентами вписками на московские спектакли. Так мы и жили — в постоянном конфликте между драматургией и высшей математикой.
Ответ эксперта: В общении с любым преподавателем, но особенно с такой экстраординарной личностью, любимцем студентов и светилом образования следует отказаться от высокомерия. В истории помимо эмоций ясно читается одно: студент предмет не знал, в чем и был уличен. Единственное, что можно сказать: если вы не знаете ответа на задачу или вопрос, которые вам задают дополнительно, лучше не молчать, а попытаться продемонстрировать хоть какую-то работу мысли.
Подпишитесь на нас в социальных сетях