Почему Масленица — лучшая вечеринка февраля
Почему Масленица — лучшая вечеринка февраля
«Бакшевская Масляница» как Burning Man под Звенигородом
«Бакшевская Масляница» как Burning Man под Звенигородом
Куда исчез тот странный праздник детства, где после речи завуча лучшая ученица класса читала стишок и наконец-то загоралось чучело, набитое старыми футболками с покемонами, принесенными родителями. Дмитрий Окрест посетил Бакшевскую Масляницу, которая кочует по подмосковным лесам, воскрешая традиции народного гулянья, и выяснил, как могут развлечься в масленичные выходные взрослые русские люди — детям на зависть. Учтите на будущий год!
Текст: Дмитрий Окрест
Рубрика: настоящее
1.
Встретиться с посконными традициями
1.
Встретиться с посконными традициями
Традиционная русская Масленица отчасти напоминает европейский карнавал — та же гульба, маски и веселье как в последний раз. В частности, она сродни французскому Жирному вторнику или чешскому Мясопусту. В дореволюционной России праздник продолжался целую неделю. По четвергам был разгул, в пятницу — тещины вечерки, затем — золовкины посиделки и, наконец, в воскресенье — проводы. В этот день чучело — символ плодородия — отправлялось на долгожданный костер.
«Ритуалы проводов, по замыслу крестьян, сообщали кормилице-земле, что пора просыпаться к посевной кампании — после сжигания пепел от растерзанного чучела раскидывали по полям», — занудно вещает соратникам похожий на вечного студента юноша. В переполненной и душной электричке вопреки просьбам организаторов слушатели-всезнайки уже разогреваются горячительным. Как и сто лет назад, их главная задача на сегодня — вдоволь накутиться в последний раз. В прежнее время соблазн был особенно велик — на следующий день с началом Великого поста все кабаки закрывались.
2.
Узнать, что руками можно не только тыкать в монитор
2.
Узнать, что руками можно не только тыкать в монитор
Сейчас Бакшевская Масляница — дань памяти Михаила Бакшевского, который реконструировал деревянные храмы Севера. Праздник планировался им как место встречи реставраторов. Сейчас сюда приезжает около 8000 человек, большая часть из которых вряд ли держала топор в руках.
На площадке размером с несколько футбольных полей расположился снежный городок — вылепленные десятком рук пингвины и акулы, деревянные качели и ледяные горки, иглу и лабиринты, сквозь которые нужно пробираться, лежа на животе. «Проводы зимы проходят без ведомственных дотаций и рекламы пива, а любая коммерция и политика под запретом. Финансирование за счет продажи блинов и шевронов, — говорит блинодел с бубенчиками во время образовавшейся паузы. — Поэтому возведение всей инфраструктуры ложится на плечи добровольцев, которые за несколько недель до начала приезжают сюда, например, заливать горки или кромсать кирпичи для крепости».
3.
Узнать вкус опен-эйра без допинга
3.
Узнать вкус опен-эйра без допинга
«Ты вправду не знаешь частушек? Ну хоть одну! — требовательным голосом спрашивает на входе мужчина в ярком кафтане с блестками. — Ты точно сюда пришел? Точно на праздник?» Сзади напирает разукрашенная толпа. После мокрой прогулки по сосновому лесу народ хочет наконец-то проводить надоевшую зиму. За неудовлетворительное знание фольклора несчастные отправляются в конец очереди. Теперь у них есть дополнительное время подготовиться к бойкому декларированию хлестких скороговорок. «Повторяйте за мной: "А мы Масленицу дожидаем, дожидаем, душе, дожидаем"», — шепчет дама со свекольными щеками, услышав мое предложение друзьям обойти скоморошный фейс-контроль через бурелом.
«Дожидаем-дожидаем», — кричу петухом и стараюсь громким хлопаньем ладош компенсировать незнание остальных куплетов. На танцполе сегодня только живой звук — зажигает дед на баяне, вместо коктейлей — самовары и термосы, а в тренде — ручейки и хороводы. Танцовщицы в сарафанах кричат нараспев: «Ой ты, Масленица, обманщица! Обманула, провела, нагуляться не дала!» На поляне сотни людей, почти у всех руки заняты блинами — символом Масленицы и главным допингом на сегодня. «Боже, сколько российских семей готовило сегодня именно блины», — замечает девушка в расшитом кокошнике и отправляет свой экземпляр с вареньем в рот.
4.
Покружиться раздетым на шесте
4.
Покружиться раздетым на шесте
Самые смелые взбираются на отполированное бревно за подарками. Большая часть одета в семейные трусы. Несмотря на громкую поддержку снизу, лишь единицы спускаются не с пустыми руками. Уже наверху от ветра становится невыносимо холодно, а силы мышц хватает лишь на то, чтобы не распустить объятия на высоте 10 м. Вероятно, что стриптизерша — хозяйка шеста — смогла бы одолеть играющих мускулами мужчин в армрестлинге. Но в реальности из девушек только одна осмелилась раздеться до нижнего белья — одолеть она смогла лишь пару метров.
5.
Ощутить превосходство над Западом
5.
Ощутить превосходство над Западом
Burning Man — это ежегодный фестиваль «радикального самовыражения при полной автономии» в штате Невада. 70 000 человек съезжаются в месте, где нет ничего, с целью построить постмодернистские инсталляции — адские карусели, пятиногие скульптуры и амбары для рейвов. Апогеем вечеринки становится сжигание многометровой скульптуры человека, символа встречи. В Неваде каждый пришедший намеревается выразить себя посредством внешности: в ход идут все возможные бодимодификации и образцы известных субкультур. Самые ленивые благодаря августовском солнцу ограничиваются костюмом Адама. И хотя конец февраля в Подмосковье накладывает ограничения, каждый пытается одеться так, чтобы и российские бабушки при встрече перекрестились.
6.
Удовлетворить страсть к ролевым играм
6.
Удовлетворить страсть к ролевым играм
Парный костюм Змея Горыныча, коровы с торчащим выменем и горлопанящие русоволосые цыгане, казацкие папахи на одежде цвета хаки под стать донецким ополченцам, гусарские цилиндры словно из видеохроник Гражданской войны, выпирающие из-под павловопосадского платка дредлоксы и льняные рубашки с вышитыми коловратами. У кого победнее фантазия — тигровые пижамы и ростовые куклы зверей. У остальных — вязанки сушек и баранок. Хочешь подкатить к тому парню, вынесшему в бое стенка на стенку всех оппонентов, — просто попроси продегустировать хлебобулочное изделие. «Каждый год мероприятие меняет место дислокации, а вместе с ним и логотип, — говорит секьюрити в косоворотке с рацией на плече. — Шевроны с эмблемами старых лет — здесь главный повод для зависти. По коллекциям прошлых лет можно распознать ветеранов движения». Одежду староходов украшают улыбающиеся бобры, музицирующие щуки и раздающие выпечку лягушки.
7.
Безбоязненно набить морду
7.
Безбоязненно набить морду
Сквозь толпу продирается всадник на деревянном коне. Остановившись, наездник раздевается, бьет себя мокрым веником и достает плакат «Вперед! На штурм!». Толпа ликует — вдали усилено звучат барабаны и трубы. Сотни мужчин — единицы в строительных касках и боксерских шлемах — устремляются на штурм пятиметровой снежной крепости. «Главная цель — подняться наверх, выбить основу и овладеть чучелом весны, — инструктирует мужчина в зарешеченной хоккейной маске. — Идем "черепахой", поверх которой лезут те, кто полегче». Почти моментально первый нападающий оказывается между ледяных зубцов, после пары толчков падает вниз. Атакующие идут в буквальном смысле по головам. Снизу недовольные начинают материть, обладатели шлемов пока молчат. Передвижник Василий Суриков наверняка бы нашел новые сюжеты для своих полотен.
Первый штурм отбит — барабанный гул усиливается. Несмотря на обилие «нью-бэлансов» и зауженных спортштанов, приступ больше напоминает осаду Казани войсками Ивана Грозного, чем бытовые записки из жизни героев фильма «Хулиганы зеленой улицы». Сверху сыплется поток снежков — нескольких человек отправляют в нокаут. Их успевают поймать задние ряды, а атака вновь захлебывается. После двух неудачных подъемов — с ледышками за пазухой, любезно напиханными обороняющимися, — устало спускаюсь вниз. Решаюсь поддержать пирамиду, по которой опять взбираются десятки тел. На следующий день это отзовется синяками и болью во всем теле. «Мужик, потерпи еще, ну мужик, минутку еще», — кричит мне сосед с синим фингалом под глазом, от которого здорово разит перегаром. В ответ пытаюсь спрятаться в чьей-то подмышке. Ощущение, что по тебе топчутся слонопотамы. Колени уже уткнулись в землю, чей-то берец с разбегу въезжает в висок. В конце концов слышна труба — крепость взята. На мотив футбольных кричалок сверху орут нараспев: «Вес-на, вес-на!»
8.
Поиграть с огнем
8.
Поиграть с огнем
И наконец-то чучело несут в сторону костра. Вокруг него, как на хардкор-концертах, кругами вновь снуют взявшиеся за руки люди. Спустя несколько десятков куплетов пламя подносится к набитой свежей соломой фигуре. Ее начинают кусать языки огня, обгоревший силуэт напоминает приговоренную к казни ведьму. Слышен восторженный рев, в это же время выходит прятавшееся до этой поры солнце. Спустя несколько минут остаются лишь угольки, у которых греются заледеневшие штурмовики. «К моему стыду, мне это напоминает сцену из "Сибирского цирюльника" нашего развеликого Никиты Михалкова. В фильме народ кутит, а на следующее утро просыпается в благоверной мгле по случаю поста, — говорит сидящий у костра благообразный парень своей не менее благообразной девушке с шалью на плечах, — Великого поста, когда нужно только молиться и трудиться. По окончании ждут крашеные яйца, куличи и песнопения с зарядами "Христос воскресе". Но я совсем не готов к такой постной жизни».
Подпишитесь на нас в социальных сетях