Новгородские против ордынских
История одного города ничему нас не учит
Еще со школы мы привыкли думать, что «собирание земель русских» (Москвой) — это что-то такое хорошее и самоочевидное. Как земля, которая вращается вокруг Солнца, или паровая машина, способствующая прогрессу.
О чем здесь, казалось бы, говорить? Ну, например, о лжи, которой, как маской, много веков прикрываются оккупационные московские власти.
«Дым, пламя, кровавые реки, стон и вопль от востока и запада неслися к берегам Ильменя. Московитяне изъявляли остервенение неописанное» — это Карамзин пишет про первый карательный поход Ивана III на Новгород. И продолжает: разбив передовой отряд противника, дед Ивана Грозного приказал отрезать всем пленным носы и губы, а затем отпустить по домам. Практика была перенята у татар, которые, кстати, сопровождали Иваново войско. В решающей битве, где новгородцы вчетверо превосходили числом московитов, именно ордынская конница нанесла по ним сокрушительный удар. И это, на секундочку, Иван III, государь, который, по официальной версии, всего через девять лет освободит Русь от ига.
Московская власть изначально была карателем.
Представьте современную Россию, полностью лишившуюся административного хребта. Хаос, пожары и грабежи, представители южных бандформирований на бронированных джипах. Убивают, насилуют, продают в рабство. И тут появляются предприимчивые гауляйтеры из местных, которые готовы в полной мере удовлетворять своих хозяев «дотациями», да еще и яростно подавлять любые бунты. Так вот: это московские князья.
Средневековую историю России проще описывать блатным языком. В какой-то момент московские пацаны, почувствовав силу, кинули ордынскую крышу и подмяли ее шестерок. А затем добили конкурентов. Потому что (как вы, может быть, знаете по ментовским сериалам) крыша на территории может быть только одна.
За три года до якобы окончания ига, в 1477 году, московско-татарское войско выдвинулось в последний поход на Новгород, взяв его в плотную осаду. Факт проживания на территории республики считался достаточным основанием для убийства. В итоге измученные горожане приняли ультиматум: «Вечевому колоколу в Новгороде не быть!»
Почему колокол?
В московских землях никогда не было вече. Как объясняет Ключевский, еще накануне монгольского нашествия эти «залесские» земли стали этаким постапокалиптическим отшибом усыхавшей Киевской Руси, а после Батыя — так и вовсе зоной тотального фоллаута. Одичавшие колонисты подчинялись воле князя, который из наемного шефа военной полиции (в Новгороде как раз он оставался таким) превратился в местного пахана, отваливающего процент ордынским.
В Новгороде общественная жизнь была другой.
Высшие должности были выборными и часто сменяемыми, гарантировалось право равенства перед судом. Для московской же власти сама мысль о прямом диалоге со свободными гражданами представлялась кошмаром. Да и сегодня представляется.
Посмотрите на митинги за честные выборы со стороны. Это же попытка возродить вече из исторического вакуума, собрание свободных граждан, которые решили прямым голосованием изгнать «князя» и самостоятельно принять решения по важным вопросам. Что такое рефрен Навального «Да или нет?», как не всплывшая из подсознания постановка вопроса на вече?
Впервые фразу-вопрос «Да или нет?» Алексей Навальный произнес во время своего выступления на митинге за честные выборы на проспекте Академика Сахарова 24 декабря
Сегодня, спустя 500 лет, московиты возвращаются к той точке, где трагически оборвалась история свободной России, интуитивно нащупывая то, что когда-то было растоптано под улюлюканье наемников. Это, естественно, ставит в тупик московскую власть; она прекрасно научилась строить симулякры «Новгорода» — от Петербурга до «Сколкова», но не знает, как быть с подлинно новгородскими настроениями. Собранные наспех «вече» вроде Поклонной или Лужников предсказуемо выглядели смотринами согнанных к барину холопов. Так что остается лишь резать губы и носы.
Больше они ничего не умеют.
Подпишитесь на нас в социальных сетях