Комиксы из параллельной вселенной
Что было бы, если бы Супермена изобрели сюрреалисты
Вместо того чтобы в третий раз сетовать на беды российской комикс-индустрии, я лучше расскажу о том, как я нашел рисованную историю своей мечты.
Все началось со знакомства с серией коллажей франко- германского художника-дадаиста Макса Эрнста. До того знал их лишь как картинки с обложек книг Бориса Акунина. Но однажды наткнулся на большую выставку, где были представлены все 182 изображения.
Эти изображения собраны из иллюстраций популярных романов XVIII и XIX века, при этом так, чтобы монтаж не бросался в глаза. На первый взгляд они ничем не отличаются от обычных старомодных гравюр, да и сама серия носит иронично добродушное название — «Неделя нежности».
Если приглядеться, то можно увидеть результат монтажа Эрнста. Иррациональные пугающие изображения с жестокими человекольвами и загадочными человекоптицами. Люди с крыльями летучих мышей. Тут и там в неожиданных местах развешаны античные маски, в окна и двери заглядывают призраки и скелеты.
Макс Эрнст
Хотя «Неделя нежности» в 1934 году и выходила в виде отдельных тетрадей-глав, составляющие ее рисунки намеренно лишены сюжета. Их объединяет один или два повторяющихся образа.
Канонической интерпретации этой работы не существует. Дадаистская техника коллажа заключается в намеренной бессмысленности и служит надежной защитой от любых интерпретаций.
Гораздо интереснее рассмотреть базовый материал, который использовал Эрнст. Популярные романы по большей части полны историй о шокирующих преступлениях, зловещих тайнах, спиритических сеансах и экзотических путешествиях. Как раз эта тематика составила основу американской бульварной литературы и в еще более утрированном виде проникла в самые первые комиксы.
За четыре года до появления Супермена Макс Эрнст вплотную приблизился к созданию комикса.
Однако работы Эрнста все же не были комиксами, и я всегда хотел найти то, что могло бы произвести столь же сильное впечатление. Год назад я наконец наткнулся на историю, о которой мечтал.
Серия «Неделя нежности» включает в себя пять тетрадей. Каждая посвящена одному дню недели, с воскресенья по понедельник, и одному элементу природы. Последняя тетрадь объединяет сразу три дня.
Комикс Monstermen, придуманный и нарисованный иллюстратором Гарри Джианни, выходил в середине 90-х в качестве дополнения к серии о приключения Хэллбоя. Судя по всему, это единственный опыт Джианни как самостоятельного автора. Большую часть своей карьеры он работал иллюстратором приключенческой литературы и на каком-то этапе был соавтором в британском газетном комиксе «Принц Вэлиант».
Старомодный рисунок, фантасмагории с первой же страницы. Пираты-осьминоги (аллюзия на произведения Лавкрафта), мстительные призраки, вызывающие демонов, орда живых отрезанных рук, летающие твари, сошедшие с гравюр Густава Доре. Стандартное обрамление — тема борцов с оккультной угрозой связывает воедино истории, которые при беглом просмотре кажутся такими же абсурдными, как коллажи Макса Эрнста.
Дополнительные истории обычно используют для того, чтобы заполнить оставшееся место в книге комиксов и заодно познакомить читателей с новыми персонажами.
С первого раза втянуться в сюжет непросто. Читатель погружается в реальность готических романов и фантастической литературы XIX века. Йети оказывается чудовищем профессора Франкенштейна, пережившим столетия изгнания. Фантасмагорические создания с глазами на туловище — подручными Санта-Клауса. Привычные образы ужасного доведены до гротеска — после прочтения остается ощущение, что ты пробудился от удивительного приключенческого сна, в котором собрано все, что только можно.
Главные герои Monstermen органично вписаны в эту странную реальность:
Сент-Джордж — кинорежиссер-миллионер, который отвечает в команде за экипировку и постоянно попадает в неприятности, связанные с магией.
Это загадочный персонаж во фраке и рыцарском шлеме Бенедикт, посвятивший себя борьбе с потусторонними силами.
Долгое время достать Monstermen было практически невозможно. Несмотря на то что это совершенно уникальное произведение, о нем мало пишут комиксовые блогеры и журналисты, а полное переиздание вышло только в этом году. До того единственной возможностью их прочитать была медленная пиратская раздача на торрентах. Для меня же это не только остроумный и красивый комикс, но и возможность вообразить параллельный мир, где комиксы были изобретены не американскими издателями массовой литературы, а родились из экспериментов дадаистов и сюрреалистов.
Подпишитесь на нас в социальных сетях