Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
дата:
рубрика:


Тигр и десять дождевых червей

Откуда и куда идут современные китайские художники

С 7 ноября по 2 декабря в ММСИ на Петровке проходит выставка «Новые направления: молодое искусство Китая» — проект о том, как сильно в последние годы изменилось китайское искусство. Что именно изменилось, понять не так просто: немногие хорошо представляют, каким искусство Китая было 30 и 50 лет назад. Соня Ступенькова вспоминает о времени, прожитом в КНР, и размышляет о ее культуре в форме свободных ассоциаций и визуальных рифм к экспонатам выставки.

 

«Википедия» приводит следующий пример употребления слова «ассимилировать»: «китайцы всегда успешно ассимилировали своих захватчиков». Жители Китая способны сохранять самобытность в любых условиях: при этом они не только адаптируются к окружающей действительности, но и устанавливают собственные правила.

Традиции, которые поддерживаются в КНР и сегодня, определили универсальный подход к самым разным вещам. Создана удобная строительная система с каноном декоративных элементов. Китайцы часто не видят смысла создавать что-то за пределами этого канона, ведь можно экспериментировать в заданных рамках.

Существует определенное количество традиционных сюжетов китайской оперы: каждый актер на протяжении жизни играет одного архетипического персонажа. Подробнее об этом можно узнать из фильма «Прощай, моя наложница».

Среди небоскребов в разгар экономического бума миллионы китайцев продолжают с детства заучивать Конфуция. Традиции формируют поэтичное отношение к повседневности: привычная картина — простой китаец с вязанкой хвороста на багажнике велосипеда едет и напевает незатейливую мелодию. Можно вспомнить фильм «Душ»: это энциклопедия жизни старого и нового Китая.

В большинстве статей, посвященных традиционной китайской живописи (а без нее нельзя понять и современную), читателя заваливают информацией о символах и тайных философских посланиях, которые передает художник. Однако такой подход применим скорее к западному искусству. Китайская философия — не собрание умозрительных догматов. В основе живописи Китая — абстрактная поэзия, любование ритмами природы, пятнами, движением форм, обширным воздушным пространством.

Пространство же передается почти без учета законов перспективы. Фигурка человека (если она вообще присутствует) незначительна и существует в огромном пространстве белого листа. Шитао уже в XVII веке создавал работы, посвященные огромному камню или паре травинок. Здесь все проникнуто и даосской философией, и восторгом созидания, но сами картины — ясное послание, любование простыми вещами, образ которых, в свою очередь, передан очень условно.


 

Фигуративная живопись существовала всегда, но занимались ей, как правило, ремесленники — впрочем, китайцы очень высоко ценят ремесло. Соотношение сил изменилось с приходом соцреализма, он долгое время преобладал в живописи. Однако в современном Пекине вы почти не увидите его следов. На смену соцреализму пришли картинки с пионами, рыбками, собачками и улыбающимися божествами. Включаешь телевизор и видишь, как члены партии пожимают друг другу руки на фоне огромного полотна с изображением туманных водопадов.

Это уже не традиционная живопись: все слишком пестро, пышно и дробно. Здесь больше нет места дао. Эти картины создаются, как на конвейере. Любовь современного китайца легче завоевать количеством картин, а не пластическими достижениями живописями. Важен набор узнаваемых образов в привычной технике. Все, что знакомо, — близко и греет душу.

Современные китайские художники находятся в странном положении: они якобы должны пройти весь путь развития западного искусства. Но при этом в них уже заложено сознание ценности абстрактных понятий, сформулированных в живописи Запада только в последние три столетия.

В тупике оказываются те, кто ищет новых форм ради самих новых форм и отрицания старых догматов, а не для решения пластических задач. В выигрыше остаются те, кто умело использует ходы, усвоенные одновременно с информацией об иностранных художественных школах, по-своему решавших те же проблемы. Пожалуй, современное искусство — единственная область, которую китайцы еще не смогли по-настоящему ассимилировать. Иногда лучше и проще нарисовать десять дождевых червей.

 



Ли Цзяжу. Белый лебедь, 35х102 см, китайская живопись с использованием чернил и воды, 2012

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+