Бэтмен на каждый день
Кристофер Нолан и Элай Рот как худшие учителя для супергероя
Пришло время признаться: долгое время я томился в башне из слоновой кости и запрещал себе писать о популярных комиксах. Хотя очевидно: как бы ни был крут Джим Вудринг, комиксы я полюбил благодаря Бэтмену.
опасности. В последнем выпуске комикса о Бэтмене можно было увидеть следующее:
Для тех, кто не верит своим глазам, поясню. Это развязка истории, в которой Джокер захватывает всех членов семьи Бэтмена (бесконечных «робинов» и «бэтгерл»), срезает их лица и заставляет их на эти же лица посмотреть!
Мне стало ужасно дурно от этой картинки и от сознания того, что еще через несколько страниц сценаристу придется выкручиваться, чтобы Бэтмен вышел с площадки этого «сербского фильма» победителем и никто из его подопечных не пострадал.
Так быть не должно. Страшно подумать, что кто-то начнет знакомство с самым лучшим супергероем с банального ультранасилия в стиле Элая Рота. Мы впервые увидели его в экранизации Тима Бертона — безумной сказке, где одеваться в костюм летучей мыши было единственным способом справиться с тьмой вокруг и внутри себя.
Бэтмен, которого я люблю, тяготится жизнью миллиардера, более того, выглядит в этом образе неуклюже и неправдоподобно. Так, во многих комиксах он никогда не пьет алкоголь, а вместо шампанского наливает себе имбирный эль. Он очарован летучими мышами, и мне кажется, что фильмы Бертона — причина массового увлечения этими созданиями сразу для нескольких поколений. Я не пропускал ни одной научно-популярной передачи о нетопырях.
Отношения между Джокером и Бэтменом в современных комиксах являются предметом бесконечных обсуждений на форумах и в блогах. Обычно история с участием этого злодея выглядит так: Джокер совершает чудовищное преступление, и никто не может его остановить, Бэтмен сажает Джокера в тюрьму, он по-быстрому из нее выбирается, и все повторяется снова. Убить клоуна Бэтмен не может, ведь Бэтмен вообще никого не убивает! В этом идиотизме многие видят глубокий смысл или незримую связь двух героев. В действительности речь идет скорее о бесконечной эксплуатации одного и того же сюжета. Сценаристы 40-х годов это прекрасно понимали.
Чтобы не выставлять Бэтмена бессильным идиотом, они изменили образ Джокера — долгое время он был не безжалостным убийцей, а вором и мелким мошенником, которого можно было постоянно использовать без вреда для остальных персонажей.
Бэтмен отбил летучих мышей у вампиров! И вообще его отношения со сверхъестественными силами преступным образом не раскрыты в экранизации Нолана и современных комиксах. Хотя эти отношения были важной темой рисованных историй 70-х. Многие в детстве, когда боялись засыпать, пытались подружиться с Фредди. Я не шел на сделку с террористами — моим лучшим другом был Бэтмен.
С самого первого выпуска — с момента своего рождения — Бэтмен воплощал сразу два образа: праздного миллиардера, который забавлялся распутыванием загадочных историй, и жутковатого порождения ночи, которому под силу справиться со страшными суперзлодеями. Злодеи в «Бэтмене» и сами напоминают обломки кошмаров ребенка, перечитавшего сказок и книжек о приключениях: Шляпник из «Алисы», Пугало из «Страны Оз», Человек, который смеется из романа Гюго, персонажи загадок, скороговорок и детских песенок.
Есть огромное количество комиксов о Бэтмене, которые эксплуатируют его светлую ипостась, — бесконечная бондиана в экзотических пейзажах, где мрачный костюм супергероя кажется чем-то совершенно неуместным. Героя пытаются вписать в классическую историю о противостоянии героя и злодея. Но мотивация Бэтмена слишком туманна для этой биполярной вселенной: герой не стремится победить конкретного суперзлодея — он борется с абстрактной идеей преступности и мстит тем самым за гибель родителей.
Тем временем лучшие истории о Бэтмене посвящены саморазрушению.
Первая из них — комикс «Возвращение темного рыцаря»: стареющий Брюс Уэйн не выдерживает и, как герой «Гран Торино», пытается восстановить справедливость, когда уже слишком поздно. Вторая — Batman: Year 100, где почти утративший индивидуальность герой, истекая потом и кровью, борется против тоталитарной системы.
На самом деле я уже дважды писал о Человеке — летучей мыши. В первый раз мы делали ретроспективу этого персонажа, а в одном из последних выпусков блога я мимоходом упомянул, какие комиксы о Бэтмене лучше не читать, потому как нет ничего более грустного, чем списки лучших историй о Бэтмене — такое ощущение, что туда включают все подряд.
Проблема всех нолановских Бэтменов в том, что они — со своей рациональностью и перекосом в дневную сторону жизни — отсылают к самой скучной стороне Бэтмена. Я очень любил «Темного рыцаря», пока не осознал, что в этой версии Бэтмена действительно занимает битва за «души жителей Готэма». А в душе настоящего Бэтмена зреет тяжелое безумие, в сравнении с которым кровожадные шутки Джокера — верх здравомыслия. Если Бэтмен, которого я люблю, за что-то и борется, так это за собственное право считаться вменяемым.
Подпишитесь на нас в социальных сетях