Женщины против видеоигр
Как геймеры-сексисты гнобят
девочек, а их отцы меняют
игровые коды
акануне Международного женского дня канадская феминистка Анита Саркисян опубликовала документальный ролик о нелегкой доле женских персонажей в видеоиграх. Еще до публикации клипа в адрес Саркисян поступали угрозы от обычных геймеров, а многие игровые форумы стали усиленно критиковать ее работу. Анита не единственная жертва сексизма геймеров, в компьютерной индустрии женщин унижают и оскорбляют часто. Как именно это происходит и чем это заканчивается для мужчин?
Предыстория
Анита Саркисян — автор блога Feminist Frequency, посвященного положению женщин в массовой культуре и их борьбе с существующими стереотипами.
Первое видео Аниты появилось на YouTube в 2009 году: речь в нем шла о продлении сериала «Кукольный дом» на фоне отмены «Терминатора: Хроники Сары Коннор». В этом видео Саркисян возмущается тем, что телепродюсеры предпочитают сильным женским персонажам девушек, которым в «Кукольном доме» буквально промывают мозги. Серия видеоклипов Аниты называется Tropes vs. Women («Клише против женщин»). В частности, Саркисян применяла тест Бехдель к оскаровским лауреатам.
17 мая 2012 года она начала собирать деньги на серию роликов Tropes vs. Women in Videogames («Клише против женщин в видеоиграх») на Kickstarter. $6000, необходимых для полноценного старта, было собрано за 24 часа. В итоге же проект Саркисян накопил больше $150 000.
Саркисян по-настоящему прославилась: разработчики игр теперь спрашивают ее совета, а среди феминисток она стала иконой.
Одновременно в адрес Аниты стали поступать угрозы от геймеров. Ее страницу в «Википедии» заполнили порнографические изображения, ее почту и твиттер пытались взломать, а сайт Feminist Frequency подвергся многочисленным DDoS-атакам. Пользователь Bendilin Spurr даже выпустил игру, где блогера-феминистку можно бить по лицу. Beat Up Anita Sarkeesian была удалена на следующий же день.
Как притесняют женщин
Поведение игроков по отношению к Саркисян можно объяснить — примерно эти же школьники обычно сидят в командных стрелялках и угрожают сделать что-нибудь непотребное с вашей матерью.
Если девушка увлекается видеоиграми, то она либо «жирная», либо «уродина», либо «шлюха». По крайней мере именно так считают создатели сайта Fat, Ugly or Slutty, где собираются все случаи оскорбления женщин-геймеров. И хотя создатели, равно как и пользователи, относятся к этому с иронией, выглядит это как настоящая доска позора.
Однако иногда оскорбления заходят слишком далеко.
Положительная сторона процесса
Попытка найти хорошее 1
За последние месяцы появилось две игры с сильными женскими персонажами — это Tomb Raider и Bioshock: Infinite, однако там все плохо. В обеих играх женские персонажи попадают в беду (именно этой теме посвящено первое видео Аниты Саркисян — Damsels in Distress, «Женщины в беде»).
Tomb Raider
Беда: в одной из сцен главную героиню пытаются изнасиловать
Bioshock: Infinite
Беда: главная женская героиня, 12-летняя Элизабет, попадает в заточение. Да и вообще ее персонажа пришлось приукрасить для финальной версии игры.
Попытка найти хорошее 2
Доля женщин-геймеров растет: в 2010-м соотношение мужчин и женщин составляло 40% к 60%, в 2011-м доля женщин выросла до 42%, ну а в 2012-м — до 47%. Проблема лишь в том, что рост числа женщин-геймеров непосредственно связан с развитием игровой индустрии на мобильных платформах, где женщины любят играть в Angry Birds и другие простые игры.
Попытка найти хорошее 3
В последнее время активизировались отцы-разработчики, чьим дочерям было неинтересно играть в классические игры по причине отсутствия там женских главных героев.
Так было с Legend of Zelda:
И так было с Donkey Kong:
Мы поговорили с Майком Хоем, одним из отцов-основателей, который сделал девочкой главного персонажа Legend of Zelda: Wind Waker.
W→O→S Привет, Майк! Расскажи, пожалуйста, о том, зачем ты сделал это и как тебе это удалось?
— Привет! Моя дочь Майя обожает эту игру, но она всегда очень хотела играть за девочку. Все, что я сделал, это залез в код игры при помощи эмулятора и исправил все мужские обращения на женские. Ничего особенного. Линк ведь и так похож на девочку в старых играх.
W→O→S А слышал ли ты о том, как другие отцы полностью меняют персонажей?
— Да, я видел ссылки, которые мне присылали друзья. Это гораздо более кропотливая работа. Я всего лишь поменял текст, а эти ребята полностью перепрограммировали игру.
W→O→S Видел ли ты протестные переделки от других пользователей? Например, как главную героиню игры Metroid сделали мальчиком?
— Честно говоря, впервые вижу. Жалко, что они делают это в качестве протеста, а не ради своих близких. Хотя в их защиту могу сказать, что я сам долго не осознавал, что Самус (главная героиня Metroid) — женщина.
W→O→S И последнее: как ты относишься ко всей этой шумихе с проектом Аниты Саркисян?
— Я видел ее Damsels in Distress и не согласен с некоторыми моментами, но она большой молодец. Я знаю о том, как ее унижали, как издевались над ней. Я надеюсь, что она будет продолжать этим заниматься.
Ну а нам остается лишь дождаться второй части Tropes vs. Women in Videogames.
Подпишитесь на нас в социальных сетях