Свидание с Богом
Мистические откровения и ритуальные пляски
Очень просто заинтересовать людей лекцией о порнографии — гораздо сложнее увлечь их такой непопулярной в современном городе темой, как религия. На самом деле лекции по религии порой могут сравниться с хорошим порно, которое хочется досмотреть до конца. Именно о такой лекции пойдет речь в этот раз. О том, что значит загадочные слова «зикр» и «кандобле», что общего между сектантами-пятидесятниками и служителями афро-бразильских культов, а также о всевозможных способах встретиться с Богом при жизни рассказал религиовед и историк Константин Михайлов в своей лекции «Как выйти из себя? Мистический опыт в религиях мира».
Что это такое
При мысли о мистическом опыте или мистическом откровении (далее МО) в голову приходит героиня Лауры Бэтти из «Теоремы» Пазолини. Это канонический образ католической мученицы, которая, отрекшись от земных дел, уходит в аскезу, и с ней начинают происходить чудеса: сначала зеленеют волосы, потом она взлетает и в конце от греха подальше просит закопать себя на пустыре за городом.
Не стоит заблуждаться насчет того, что МО посещает только католических мучеников и мистиков. Такие дела случаются хоть и редко, но по всему миру, с представителями всех конфессий и культов, а иногда и с людьми совсем не религиозными. Будем готовы к тому, что однажды МО может приключиться и с нами. Но для начала все-таки стоит разобраться, что такое МО и как его распознать. Начнем с простой задачки.
Перед нами две кляксы:
Одну из них зовут Кики, а другую — Буба. Как, по-вашему зовут ту, что справа, и ту, что слева? 95% людей, уже ответивших на этот вопрос, считают, что круглую, похожую на облачко, кляксу зовут Буба, а ту, что острая и угловатая, — Кики. Никаких логических объяснений вы этому не найдете, перед нами пример инсайта в чистом виде: почему-то люди склонны думать, что буква «у» круглая, а буква «и» острая — вот и все. МО можно сравнить с инсайтом, только гораздо более масштабным: это переживание, находящееся абсолютно вне логики, рефлексия, не сопряженная с анализом.
Естественно, как и любой другой феномен, МО стало объектом пристального внимания ученых. Нейробиологи не раз пытались облепить датчиками медитирующего буддистского монаха, чтобы в момент сатори снять показатели. Стоит ли говорить, что у них ничего не получилось, ведь МО, во-первых, не прогнозируемо, а во-вторых, подумайте, сможете вы достичь МО, когда вас облепляют датчиками и сажают в лабораторию? Вряд ли. Но все же кое-что выяснить удалось. В 2006 году Монреальский университет провел исследование: об опыте МО расспросили монашек-кармелиток. Наибольшая активность во время рассказа о МО была зарегистрирована в областях мозга, ответственных за чувства радости, экстаза и эйфории.
Результаты этого исследования прежде всего доказали, что в мозге нет отдельной зоны, ответственной за общение с Богом (хотя такая теория в свое время выдвигалась), и то, что человек испытывает во время МО, является комплексным переживанием.
Наряду с учеными, которые верят в МО и пытаются исследовать его механизмы, существуют агностики, которые считают, что МО является не чем иным, как последствием разного рода физических расстройств и недомоганий. Так, например, некоторые исследования показали, что у людей, страдающих височной эпилепсией, есть большие шансы иметь религиозные видения и галлюцинации.
Знаменитый нейробиолог Оливер Сакс, автор бестселлера «Человек, который принял жену за шляпу», пришел к выводу, что средневековый мистик, первая женщина-композитор Хильдегарда фон Бинген
страдала галлюцинациями на почве мигреней. Такого рода видения являются многим людям, страдающим мигренями. Так она описывает свои первые МО: «Когда мне шел третий год, я увидела такой яркий свет, что моя душа задрожала, но из-за своих малых лет я не смогла это передать. И до 15 лет я видела многое, кое о чем я рассказывала, и те, кто это слышал, очень удивлялись, когда это пришло и от кого. Я и сама удивлялась, что, когда я глубоко смотрела в свою душу, все же сохраняла внешнее зрение. Многие внешние вещи я не знала из-за частых болезней, которыми я страдала с младенчества и до сих пор, которые ослабили мое тело. Я попыталась узнать у моей кормилицы, видела ли она что-либо кроме внешних вещей. И она возразила: "Ничего" — потому что она ничего подобного не видела. Так я была охвачена большим страхом и не осмеливалась это кому-либо открыть».
Как с этим быть
Предположим, с вами произошло нечто похожее на МО, хотя шанс стремится к нулю, но все же. По каким признакам мы поймем, что это было именно ОНО? МО не имеет четких критериев, потому что рефлексия вокруг этого явления всегда зависит от человека, страны, культуры и так далее, но все же есть какие-то общие свойства. Впервые их описал немецкий философ-феноменолог начала XX века Рудольф Отто в книге «Священное». Надо сказать, что Отто откровения не только описывал, но и испытывал. Итак, если верить Отто:
1 МО очень кратковременно, длится максимум два-четыре часа и всегда сопряжено с ощущением полной беспомощности перед лицом Творца, чувством тварности (того, что вы Божья тварь);
2 во время МО человек испытывает misterium tremendum — «таинственный трепет». Этот страх нельзя побороть, поскольку он необъясним.
3 Неотъемлемой частью МО является переживание абсолютной инаковости той силы, с которой ты контактируешь. Вот, например, вам в руки попадает деталь механизма адронного коллайдера: вы не имеете ни малейшего представления, что с ней делать, но хотя бы знаете, что есть люди, которые могут помочь. Но при МО у вас в руках оказывается нечто, что не попадает ни в одну из известных вам систем координат, словно деталь инопланетного корабля.
Таким образом, мы должны развенчать миф о том, что МО — это чрезвычайно приятно. Нет, совсем не приятно. Чаще всего мистики описывают свое первое МО как тяжелое и тревожное переживание. Но расстраиваться не стоит! Есть и плюсы:
• вы пообщаетесь с Богом;
• все, кто пережил МО, признаются, что, несмотря на ужас, в момент МО они также испытывали состояние неописуемого, переполняющего их счастья и радости. Что, кстати, подтверждают исследования с монашками-кармелитками.
Психея! Бедная моя!
Дыханье робко затая,
Внимать не смеет и не хочет:
Заслушаться так жутко ей
Тем, что безмолвие пророчит
В часы мучительных ночей:
Увы! за что, когда все спит
Ей вдохновение твердит
Свои пифийские глаголы?
Простой душе невыносим
Дар тайнослышанья тяжелый.
Психея падает под ним.
Владислав Ходасевич
Как это вызвать
Простой способ.
Для ленивых и пророков
Ждать вещего сна или самопроизвольного МО. Случается так, что МО само решает найти вас — тогда вам повезло, если это, конечно, не шизофрения. Также можно настраиваться на общение с Богом во сне — для этого желательно из комфортабельной квартиры в спальном районе временно перебраться в святое место.
Сон Иакова (Книга Бытия)
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся].
Несложный, но не всегда эффективный способ. Для любителей потанцевать
Считается, что верный способ достичь МО — выгнать душу из тела путем вхождения в транс. Выгнанная душа должна направиться в гости к Богу. Выгоняют ее, как правило, активным движением и психотропными веществами. Из воскресных передач про путешествия всем нам известны ритуальные танцы, во время которых шаман входит в транс при помощи специального набора повторяющихся ритмических движений и напевов, а также специальных снадобий, приготовленных на основе галлюциногенных растений. Примеры шаманизма и ритуального транса мы можем найти по всему миру:
в Азии
в Америке
у чукч
в Африке
ШОК ВИДЕО ШАМАН ЛЕВИТИРУЕТ
Также танцами и пением для вхождения в религиозный транс активно пользуются представители различных культов, таких как кандобле в Бразилии
и вуду в Бенине.
Для тех, кто решил, что только южные дикари увлекаются подобными занятиями, спешим сообщить, что это не так. Иногда попытки поймать Святой Дух заканчиваются очень-очень страшно и для жителей просвещенной Европы:
Помимо неконтролируемых плясок вы также можете, как протестанты-пятидесятники, начать говорить на одному Богу понятном языке. Члены некоторых сект утверждают, что глоссолалия является одним из даров Святого Духа.
До наших дней ритуальные пляски с последующим вхождением в транс добрались не только в виде неотъемлемой части многих религиозных культов. Нью-эйджерские теории также эксплуатируют тему танца и психотропных веществ как инструментов достижения единения с божественным началом. Стоит помнить лишь одно: хотя каждое МО является транcом, далеко не каждый транс является МО.
Максимально сложный способ.
Для тех, кто готов посвятить этому жизнь
Если вы не верите в моментальный результат и понимаете, что прежде чем к вам придет МО, могут пройти десятилетия, то путь монахов для вас. Так, например, православные монахи-исихасты (последние из которых сейчас живут только на Афоне) посвящали всю свою жизнь аскезе и беспрестанному сотворению Иисусовой молитвы. Все эти строгие меры должны были привести монаха к обожению (соединению с Богом), но если же мер этих не соблюдать или практиковать исихазм без подготовки или самовольно, то наказанием за это будет «прелесть» — заблуждение о способности встретить Бога.
Если вы не готовы к аскезе и строгости, стоит обратить свой взгляд на Восток. Там с VIII века живут мусульманские мистики — суфии, которые на пути к Аллаху не останавливаются ни перед чем: в некоторых тарикатах (орденах) помимо возлияния алкоголя и внебрачных связей с женщинами, также были разрешены курение опиума и гомосексуальные связи.
Всем известный Омар Хайям был суфием и однозначно призывал к активным действиям:
К черту пост и молитву, мечеть и муллу!
Воздадим полной чашей Аллаху хвалу.
Наша плоть в бесконечных своих превращеньях
То в кувшин превращается, то в пиалу.
Самым известным суфием, пожалуй, был поэт Джалаладдин Руми.
Он организовал собственный орден, ставший предком влиятельного тариката танцующих дервишей. Суфии также практикуют групповые танцы и зикр (пение религиозных текстов), во время которых они ждут, что божество войдет в их тело.
Становится ясно, что способов получить МО множество. Остается ответить только на один вопрос: оно вам надо?
А теперь давайте полюбуемся енотом и под звуки арфы подумаем о своем личном пути к мистическому откровению.
Подпишитесь на нас в социальных сетях