Главный редактор Sports.ru:
«Я националист»
Юрий Дудь, глава лучшего спортивного
СМИ России, отвечает на вопросы W→O→S
Сайт Sports.ru — передовое СМИ. В своих текстах они сравнивают футболиста Санти Касорлу с актером Майклом Шенноном, а Михаил Идов может попасть в рубрику «Несостоявшиеся трансферы». Они просто пишут о спорте так, как о нем нужно писать. W→O→S встретился с главным редактором сайта, 26-летним Юрием Дудем, совмещающим работу на сайте с ведением футбольного шоу и комментированием английской Премьер-лиги на федеральном канале.
W→O→S Как вы стали главным редактором Sports.ru?
В начале 2011 года мне одновременно поступило два предложения: возглавить Sports.ru и войти в штат компании «НТВ-плюс» в качестве комментатора — и я, как ни странно, выбрал второе. Проработав три месяца на «Плюсе», понял, что в таких неповоротливых корпорациях я работать не готов, по крайней мере сейчас. К великому счастью, предложение Sports.ru осталось в силе, и в первый день лета я возглавил сайт.
W→O→S Что случилось с предыдущим главным редактором?
У Ивана Калашникова появилась возможность эмигрировать в Лондон, а оттуда управлять сайтом было невозможно. Сейчас он ведет у нас блог об английском футболе. Иван — один из моих любимых авторов, а еще он представитель того русского поколения, что во чтобы то ни стало хочет попробовать жить за границей. Я, когда вижу таких людей, всегда немного грущу. Потому что я — сейчас многие скривятся — националист. Только свои взгляды я идентифицирую как просвещенный национализм. Его принцип не в том, чтобы иноземцы валили из страны, а в том, чтобы толковые неиноземцы не валили из нее. Хотя я прекрасно понимаю мотивы тех, кто уезжает: жить в сегодняшней России тяжело.
W→O→S Почему тяжело?
Смешной вопрос. Потому что российское государство сейчас устроено не для того, чтобы помогать своим гражданам, а чтобы мешать. В образовании, в бизнесе, в правосудии, в быту.
Взять, допустим, миграционную политику. Когда я бываю на платформе кольцевой «Комсомольской», то понимаю, что Москве осталось не так много лет, чтобы стать условным Парижем — мегаполисом с национальными гетто, приезжая в которые ты гарантированно получаешь в бубен. Москва и сейчас не самый безопасный город, но я точно знаю, что даже в самых тревожных районах я не напорюсь на проблемы только потому, что я бледнолицый без ташкентской прописки.
W→O→S Не является ли сейчас таким гетто матчи «Анжи» на стадионе «Локомотива»?
Во-первых, «Анжи» после того, как вылетел из Лиги Европы, в Москве не играет. А во-вторых, это не гетто, а собрание диаспоры по праздничному поводу со всеми вытекающими последствиями.
W→O→S Туда безопасно ходить белым людям?
Кого вы называете белыми? Если тех, кто не болеет за «Анжи», — вполне безопасно. При вменяемом поведении, разумеется.
Дмитрий Губерниев — спортивный комментатор телеканала «Россия-2», славится своим патриотизмом, громогласностью и чувством юмора. В футбольный мир ворвался благодаря своим нелестным высказываниям в адрес вратаря «Зенита» и члена сборной России Вячеслава Малафеева, прозвучавшим во время перерыва матча «Спартак» — ЦСКА. Несмотря на широкий резонанс, вызванный случившимся, и волну общественного недовольства, Дмитрий продолжает комментировать различные спортивные состязания и периодически беседовать о футболе, совершенно в нем не разбираясь.
W→O→S А кто ваш читатель?
К сожалению, мы не журнал GQ, а я не Михаил Идов, поэтому в «Гэллап» мне иногда приходится заглядывать.
Если верить ему, наш основной читатель — это мужчина 18–35 лет. Но с тем количеством сервисов, которые есть у нас на сайте, мы хотим притягивать совершенно разных людей. Когда я читаю интервью некоторых коллег, которые говорят, что борьба за шеры в социальных сетях — это от лукавого, я хватаюсь за голову. Как может человек работать редактором и не стремиться к тому, чтобы блестящее чтиво, которое появляется у него на сайте, разлеталось по самым разным каналам? Когда люди испытывают стеснение или напряжение от того, что их тексты может прочитать больше народу, что их сайт может стать популярнее, в глубине души — пусть это и неправильно — я радуюсь, что такие издания закрываются. Потому что журналистика в любом своем проявлении — это шоу-бизнес. Без той или иной популярности в шоу-бизнесе ты долго не протянешь. Если журналист этого не понимает, значит, он либо неправильно представляет себе правила пребывания в профессии, либо просто осваивает бабки инвестора. Мы же стремимся к тому, чтобы у нас была самая разная аудитория — например, среди спортивных СМИ мы лидируем в сегменте женской аудитории.
W→O→S Какую рубрику смотрят женщины?
Например, биатлон. Это их главный центр притяжения. Невозможно понять, почему биатлон нравится женщинам. Вот почему Стас Михайлов нравится женщинам?
W→O→S Он поет о любви.
А биатлон, мне кажется, тоже вид спорта о любви. Тем более, главный певец этого вида спорта чем-то на Стаса Михайлова похож — я Дмитрия Губерниева имею в виду. Мне кажется, он во вкусе женщин 35+, они ради него готовы на все. Но это все исключительно бонус к тому, что Губерниев невероятно яркий персонаж и один из лучших комментаторов и ведущих на Руси.
W→O→S Вы правда так считаете? Он же скорее трешовый персонаж…
Нет. Что вообще считать трешем? То, что он ведет мероприятия в «Лужниках» в поддержку Владимира Путина?
W→O→S Дело в манере его комментирования, поведении.
Он державный Арлекин, предводитель патриотического балагана, но все это я говорю во вполне позитивном тоне, потому что как комментатор он действительно крут. Вы знаете, как еще можно и нужно вести биатлон, чтобы это хотелось смотреть? Или, например, плавание? Я знаю как. Так, как это делает Губерниев.
W→O→S А рубрика «Девушка недели» на Sports.ru введена потому, что это вам интересно или чтобы расширить аудиторию?
Эта рубрика есть на сайте, потому что все мы любим смотреть на красивых девушек. Потому что самый популярный спорт на планете Земля — это секс, и человек, прочитавший сначала отличный ностальгический репортаж Калашникова о «Лидсе», потом — серьезное интервью опального биатлонного тренера Пихлера, хочет расслабиться и посмотреть подборку фотографий новой подруги Марио Балотелли. Мы достаточно жестко следим за тем, что читается, а что не читается, периодически отказываемся от каких-то вещей, которые принято делать просто потому, что принято.
W→O→S От чего вы отказались?
Мы отказались, например, от отчетов о матчах Премьер-лиги. Отчеты — давно умерший жанр, который тем не менее используется кучей СМИ. Эти деньги можно потратить на что-то более полезное. Еще, например, некоторые наши конкуренты по-прежнему несколько раз в неделю пишут механические тексты про волейбол. Это прекрасный вид спорта, я его очень люблю, но увы — люди читают про него ровно один раз в столетие: когда сборная России выигрывает Олимпийские игры.
W→O→S А как погоня за аудиторией сказывается на репутации? С девушками недели все понятно, но вот, допустим, рубрика «Слухи и возможные трансферы» — что это? Не вредит ли это репутации?
Если бы мы не кричали о том, что это именно слухи и возможные трансферы, то вредила бы, конечно. А так мы четко обрисовываем правила и говорим: пацаны и девчонки, это резервация новостей, в достоверности которых мы сильно сомневаемся. У этого блога даже цветовое выделение желтое.
W→O→S Тогда зачем это нужно? Это шутка?
Нет, просто люди хотят и такого рода информацию. Мы — огромный сайт, который стремится предложить аудитории самые разные развлечения. Если человеку не хватает ума, усидчивости, каких-то других добродетелей для того, чтобы прочитать текст Василия Уткина, мы все равно ему рады. Просто у него должен быть выбор: блог о спортивных фотожабах, или видеоподборка самых бессовестных симуляций в истории футбола, или «Девушка недели» — в общем, какие-то простые жанры. Я уже не говорю про то, что иногда такими жанрами — простыми, лаконичными, шутливыми — можно рассказывать о действительности гораздо точнее и уместнее, чем большими твердолобыми материалами.
Объединенный чемпионат — идея, витавшая в воздухе со времен распада СССР, выросла из многовековой мечты объединить русских и украинцев. Обсуждать всерьез (не самое подходящее слово, учитывая, кто собирался обсуждать) возможность проведения совместного чемпионата России и Украины начали после наказания в адрес «Зенита» — руководство петербургского клуба не собиралось мириться с техническим поражением, присужденным за брошенную петарду во вратаря столичной команды Антона Шунина, получившего впоследствии ожог роговицы, и заявило о своем желании покинуть Премьер-лигу. Именно под «Зенит» и задумывается Объединенный чемпионат.
W→O→S На что вы готовы пойти ради популярности? Есть ли у вас какой-то внутренний рубильник, то, на что вы не пойдете никогда?
Мой внутренний рубильник касается джинсы и подлога. Мне всего 26 лет, и помимо спермотоксикоза у меня часто случаются обострения юношеского максимализма. Понятно, что многие наши конкуренты зарабатывают, торгуя собственной влиятельностью. Механизм такой же, как и везде: ты выходишь на рынок, накапливаешь мощь и авторитет, а в один прекрасный день заключаешь информационный контракт с каким-нибудь футбольным клубом или федерацией и в обмен на это закрываешь глаза на какой-нибудь их косяк. Или еженедельно публикуешь на целую полосу отчет о матче магаданской команды по лапте, которая в чемпионате России по этой самой лапте идет на 9-м месте.
W→O→S Откуда у вас такая информация? Это тоже уровень слухов?
Нет. Во-первых, я преданный поклонник материалов о лапте — не пропускаю ни одного. Во-вторых, и к нам приезжали люди с довольно прозрачными предложениями. Ну и вообще и я, и мой коллега Дмитрий Навоша периодически слышим в своих телефонах вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы эта новость пропала с сайта?
W→O→S Поступали ли вам когда-нибудь жалобы со стороны ваших героев?
Разумеется. Многие наши герои — сложные люди. Допустим, около года назад легенда биатлона Александр Тихонов был очень зол из-за того, что мы назвали его «Аль Капоне от биатлона». Мы бы не обратили на это особого внимания, если бы на следующее утро не было запланировано интервью с Тихоновым. Оно было сделано задолго до того, оставалось только заверить, но, прочитав про Капоне, он звонил и требовал это интервью не публиковать. Увы, формально он имел на это право, а в телефонном фехтовании я ему проиграл — интервью так и не вышло. Жаль — было жгучим.
W→O→S Самая острая тема последнего времени — объединенный чемпионат по футболу. Что это такое?
Это давняя мечта Алексея Миллера, одного из самых богатых людей и одного из самых страстных болельщиков русского футбола. Он задумывался об этом проекте еще несколько лет назад, интересовался у журналистов, что они об этом думают. Насколько я знаю, у идеи Объединенного чемпионата есть поддержка в Кремле. Это очередной сеанс собирания советского пазла. В спорте такие уже устраивались: другую наднациональную спортивную лигу — КХЛ (Континентальная хоккейная лига) придумал лично Владимир Путин.
Самое возмутительное в Объединенном чемпионате — его бюджет. €1 млрд для клубов, которые уже давно сидят на жирных инвестициях, но так и не научились извлекать из них прибыль, — это просто жуть. А если учесть, что это миллиард вполне себе государственных денег, то хочется крепко сжать кулаки, чтобы этот Объединенный чемпионат так никогда и не был запущен.
W→O→S Почему Объединенный чемпионат — это только Россия и Украина?
Во-первых, потому что только в этих странах можно найти больше одной интересной команды. Во-вторых, чисто теоретически УЕФА готов обсуждать такие истории только в формате объединения двух чемпионатов, а не выдергивания отдельных клубов из многих-многих национальных лиг.
W→O→S Почему эту идею лоббирует Газзаев, который туда ни при каких раскладах не попадет?
Валерий Газзаев давно дружит с большой политикой: все помнят, как он агитировал за Ельцина в 1996-м и за Путина — в 2012-м. Из такой дружбы всегда можно извлечь пользу, какое бы место твоя команда ни занимала в таблице — первое или 16-е.
W→O→S У вас есть любимые команды?
В детстве я был за «Спартак», но в 14 лет меня заколебало болеть за тех, кто постоянно выигрывает. Но это скорее второстепенная причина. Основная — я в профессии с ранних лет (Юрий Дудь пришел работать в отдел спорта газеты «Известия», еще будучи старшеклассником. — W→O→S), а тут как с колбасой: если хоть раз видел, как ее готовят, есть уже не захочется, хоть это десять раз итальянское салями.
Сейчас я симпатизирую идеологиям, отдельным футболистам. Когда-то я был без ума от «Зенита» Властимила Петржелы. В этом году я хочу, чтобы чемпионом стал ЦСКА, потому что ЦСКА вызывает у меня уважение. Из всех русских топ-клубов они тратят меньше всего денег, но всегда наверху. Потому что ведут разумную трансферную политику, держат потолок зарплат на вменяемой отметке, ну и просто не эпатируют. То есть я, циник и негодяй, только рад эпатажу, но только когда он не заключается в том, чтобы за один вечер потратить 95 газпромовских миллионов на двух крутых, но не великих футболистов.
W→O→S Вы верите в то, что ЦСКА уходит в ноль?
Не очень. Разве что в те сезоны, когда они продают в Европу подорожавшую звезду вроде Красича, играют в Лиге чемпионов и выбираются там в плей-офф.
W→O→S А в Европе вы кому симпатизируете?
В Европе я не то чтобы болею — скорее страдаю за «Арсенал». У клуба очень симпатичная философия, я дико уважаю Арсена Венгера, несмотря на все его нынешние проблемы — и с командой, и с верхней одеждой. «Арсенал» сезона 2003/04 — одна из лучших команд в новейшей истории футбола, я не забуду ее никогда.
W→O→S Симпатии к «Арсеналу» пришли во время периода плохой игры или чуть позже?
Этого «чуть позже» еще не было. Так что «во время».
W→O→S Почему в основном симпатию вызывают команды, которые проигрывают?
Это мы своим узким интеллигентским кругом можем говорить о том, что мы симпатизируем слабым, но широкие массы все равно любят победителей. Не верите — посмотрите, сколько футболок «Барселоны» и «МЮ» покупают в Азии. Для кого-то главный страх в жизни — быть банальным. Все те люди, которые хотят выделиться, безусловно, болеют за лузеров. Ну а еще тут тот же эффект непредсказуемости, что и с девушками. С той, которая тебя боготворит, не пикает и на все готова, ты проводишь вместе много месяцев. А с той, которая заставляет тебя пылесосить по субботам и выгоняет качать тело в спортзал, — много лет.
Символом крушений идеалов Арсена Венгера стал его пуховик. Фирменный атрибут тренера по прозвищу Профессор отказывается подчиняться ему на протяжении всего последнего сезона, сопряженного с достаточно унылой для «Арсенала» игрой. Безрезультатные попытки разобраться с заедающей молнией, как ничто другое, иллюстрируют модель развития «Арсенала» и сумасшедшую, уже, кажется, лишенную смысла веру Венгера в свои принципы.
Подпишитесь на нас в социальных сетях