Медиатрибьют
идейным
вдохновителям
Swickd
Нет оснований полагать, что все модные сегодня вещи стали модными сами по себе: за каждой тенденцией в свое время стоял большой человек, а за большим человеком — большая идея. Swickd с теплом в сердце вспоминает самые чумовые проекты русской эстрады — исполнителей, подававших угрюмому постсоветскому обществу самые деструктивные и аморальные примеры. Кто эти люди, создавшие культурный контекст полной беспринципности, в котором так легко и свободно живется нам сегодня и которого так не хватало в то время? Их след давно простыл, но дело их живет в виде новых идей или даже целых движений. Кто эти люди сейчас и чем они так отличились тогда?
Мистер Малой. Детский бунт по безнадеге
Что делал: сломив песней «Буду пагибать малодым» праведный вектор развития молодежи, Миста Малой неожиданно для многих представлял собой глубоко духовного исполнителя. Следуя своему заявлению, сделанному в 1996 году, он действительно собирался погибнуть молодым, но не погиб, потому что автор текста культовой песни и близкий друг Малого Мераб Садыков Джалилович (Хоттабски) обещал отцу вытянуть друга и «заставить его получать витамины». Стараниями близких и вопреки обещаниям Малой выжил и продолжает делать музыку в стиле рэп, хотя крайне безуспешно. Редакция Swickd приняла капитуляцию артиста после того, как он выпустил на своем аккаунте два видеосборника «Обкуренные девушки».
Что наделал: собрал вокруг себя движение любителей сокса и периодически вдохновлял главу одной из первых московских сокс-школ Кирилла Лазарева. Участники этой школы собирались в группы и под песню «Буду пагибать...» играли у районных магазинов, которые потом заливались огромными тегами, подозрительно напоминающими работы популярного сегодня художника Kidult. Но вот только наши ребята делали это 15 лет назад.
DJ Тенгиз. Радикальный продакшен
Что делал: человек, который спродюсировал все треки Мистера Малого и еще кучи проектов. Основал группу «Пьянству Бойс», которая долгое время находилась в авангарде лингвистического разложения и девиаций, своими текстами легко ставя на место современных «СБПЧ» и прочую «Макулатуру». Также сопроектил с такими неустойчивыми артистами, как «Братья Улыбайте» (авторы фразы «Коля, я здесь, камон») и Bad Balance в полном составе. Известный в плохих кругах сайт rap.ru отписал Тенгизу тяжелый респект, ненадолго оставив ради него правило писать только о дурных русских продуктах, что, в общем-то, дорогого стоит. Сейчас отъехал в Майами, где открыл студию и присылает продакшен своим менее успешным друзьям.
Что наделал: был и, возможно, остается одним из талисманов движения «АнтиЛинда», которое всячески бойкотировало популяризацию проекта Макса Фадеева — Линды. Впрочем, сами антилиндовцы никогда Тенгиза в свои круги не посвящали, считая это лишним. Также, по слухам, знаком с Майклом Маккарти, в свое время работавшим в Troika Games, и, возможно, вдохновил его на создание рейв-персонажей в игре Vampire: The Masquerade — Bloodlines.
«Тупые». Богема для бедных
Что делал: любители разного рода тончилова, несмотря на все свое эстетство, играли по подвалам, бомбоубежищам и другим непривлекательным советским спотам для отбросов общества неуправляемый панк-рок-авангард, который слушали первые русские хиппи, торчки и другие продвинутые. С самого начала концертной деятельности выступления группы содержали элементы театра абсурда и неадекватного балета, пародии на эстрадные шоу и деликатные осмысления некоторых религиозных культов, за что музыкантов и слушателей не раз развозила по домам милиция. В состав коллектива в какой-то момент даже входила Авдотья Смирнова, что только усугубляло шальной интеллектуальный налет «Тупых». Из-за крайней степени лени, отсутствия практического мышления и чувства реальности вообще группа незаметно сошла на нет в аккурат перед перестройкой, чтобы не попасть под гусеницы танка. Амбициозные порывы юных лет разнесли ее участников в самых разных направлениях, но заставляют и по сей день сотрясаться в творческих конвульсиях, за которые не платили в конце 80-х, а сейчас тем более не будут.
Что наделал: создали тусовку фактурных тунеядцев, мнящих себя элитой, но отрицающих любые человеческие ценности и стремления и из-за общего декаданс-настроения и чрезмерной авангардности помещенных в антураж серых советских будней. Группа распалась, а тусовка, даже не заметив ее распада, продолжила существовать и разрастаться уже как автономный организм. В пятницу вечером вы отправитесь на полузакрытый концерт малопопулярной группы и встретите там юношей и девушек с чуть уставшими горделивыми глазами, густо затягивающихся сигаретой и откровенно скучающих, — знайте, это они!
Mr. Credo. Арабский кайф
Что делал: аравийская гутра и черные очки — так пишет про Кредо «Википедия», нарочно опуская третий столб имиджа артиста — кокаин. Непонятно, почему обычный украинский парень начал двигать тему ближневосточного наркотического угара, но получалось у него это с азартом: он выпустил несметное количество треков про гашиш и «белый снег», при этом ловко соблюдая тонкую грань «осуждаю / пропагандирую» («Ты просила кокаина, лучше б родила мне сына»). Сегодня артист лежит на творческом дне в Лос-Анджелесе, откуда выпускает средней руки поп-музыку, что, конечно, никоим образом не отменяет его заслуженного звания лучшего духовного евроденсера нулевых.
Что наделал: в один момент создал прослойку в обществе, которая всячески пыталась вообразить из себя золотого арабского баччу: от таксистов-баргузинов до белых, как снег, нижегородских студентов — все хотели выглядеть загадочно, темнокоже, богато, и у многих это получалось. Несломленные единицы из этой тусовки сегодня делают продакшен в клипах M.I.A. и, кажется, полностью ассимилировались в телах воображаемых шейхов.
«Патология». Манифест беспризорника
Что делал: группа, образованная подростками из неблагополучных семей и школ-интернатов, изначально обратила свое творчество к таким же чумазым физиономиям непутевых детей, быстро завоевав их любовь песней «Протест». Песня в полной мере раскрывала суть уверенного мировоззрения коллектива, например, этими строками, слетающими с уст школьников: «Рано утром вернется моя крыша на место, а похмельный синдром ее гвоздями прибьет. Я бы рад был не пить, но трезвым здесь тесно — в этом гребаном мире лишь ленивый не пьет». Выпустившись из школ и техникумов, музыканты «Патологии» перестали записывать песни, зато начали успешно гастролировать по актовым залам технических вузов и городских домов творчества, отмечаясь там крайне экспрессивными шоу, приводившими публику в экстаз. Музыканты не скрывали, в чем секрет такого фурора, напротив, пропагандировали его: «Перед концертом пей дешевый портвейн в больших количествах!» Где ребята сейчас, мы не знаем, но надеемся, им хватает вдохновения и портвейна.
Что наделал: легендарный дворовый шлягер «Протест» до сих пор звучит в динамиках мобильных телефонов юношей и девушек по всему СНГ, сталкивая бытовую безысходность с силой молодого пох#$зма. Настроение тотальной безнадеги, которая своим отчаянным настроением готова сломить любую другую безнадегу, сегодня как никогда отчетливо витает над головами русской молодежи, и вряд ли оно когда-либо смогло бы выкристаллизоваться в такую лихую энергию, если бы не группа «Патология».
«Амнистия». Антикоммунизм и анархия
в тяжелых метафорах
Что делал: группа, выступавшая в стиле «горячая плазма» и исполнявшая, по их словам, правое диско. «Если ты желтый — уходи в пески», — ключевая мысль «Амнистии», с помощью которой они призывали примкнуть к рыночной экономике, предупредить любой коллаборационизм с советским государством и выходить на войну с «сайдстиками». Все, что мешало ребятам (опять же по их словам), — обеспокоенность проблемами амортизации аппаратуры, из-за которой они не смогли записать альбом на территории СССР и, как следствие, не добились популярности, хотя были этого достойны, потому что уже тогда звучали не хуже, чем группа Interpol. Есть информация, что барабанщик, также работающий пилотом малой авиации (2-й пилот Ан-2, Авиалесоохрана), не стал менять любимый кокпит и был переведен на другой квартал, где потерял контакт с остальными участниками группы. На этом история группы обрывается.
Что наделал: известно, что за группой долгое время следил Эдуард Лимонов и, используя личные связи в кругах подпольных артистов и других людей творчества, всячески мешал попаданию записей «Амнистии» за границу, в частности во Францию. После выступления на одной сцене с группой «Вежливый отказ» ребята обрели фан-базу, которая бойкотировала распространение текстов Лимонова на территории Союза: меточники, как их позже прозвали, анонимно брали экземпляры подпольной печати текстов Лимонова и ставили на них метку «Амнистии» — круг с буквой «А» внутри. Это, по нашему мнению, было первым упоминанием символа анархии в правильном контексте на территории СССР.
Игорек. Музыкальный рекет
Что делал: моральный и физический мордоворот, оказавшийся в нужное время в нужном месте — в начале 90-х Игорек, он же уроженец поселка Кировский Талды-Курганской области Игорь Сорокин, работал виджеем на новосибирском радио, устраивал рейвы в детских лагерях и иногда перегонял в страну иномарки, а в начале нулевых записал крайне неприятную и прилипчивую песню про «твою мать», насильно взорвавшую эфир «MTV Россия», которые, по их словам, работали по системе «краше в гроб кладут». Не упуская эйфорической тряски, Игорек записал целых шесть альбомов (последний вышел в 2008 году), но сложно себе представить, кому они могли быть нужны. В 2012-м артист, по собственным заявлениям, вернулся и продолжил обижать мам.
Что наделал: большего влияния, чем паразит «Подождем твою мать», Игорек на социум оказать не смог. Но, с другой стороны, артист отличился в большой любовной сумятице: фраза «Я живу для тебя и для тебя умру» из хитового трека красивого проекта Макса Фадеева группы Total была сказана именно Игорьку, который, работая с Максимом, тесно познакомился с Мариной Черкуновой — солисткой группы. Ничего более об этой истории неизвестно, но если сложить все образы — получается та еще магия.
«Чугунный скороход». Бессмысленно
и беспощадно
Что делал: умудрились протолкнуть в прайм-тайм музыкальных телеканалов лозунг «Прячь таблетки, шухер, милиция!» и видеоклип «Быстрая походка» с бюджетом в $10, потраченных на красивый нож, который в итоге так и не попал в кадр. Несли в массы абсолютный деструкт, открыто пропагандируя тяжелые наркотики под прикрытием наносной тупости, заворачивая все это в дикий микс из оголтелого русского рэпа и самого передового европейского рейва. После того как «MTV Россия» отвернулись от подобных чумаходов, обратившись к вполне вменяемым музыкантам, один из участников дуэта решил остаться в эфире и создал группу «Гости из будущего», а второй — Антон Дмитренко переключил все силы на сольный проект и стал играть техно под именем Anton Neumark. Группа, впрочем, никуда не делась — до сих пор у «Чугунного скорохода» появляются новые удивительные песни, которые, как ни старайся, невозможно вписать в контекст наших дней.
Что наделал: показали другим исполнителям, сидящим на запрещенных веществах, что, если тебя транслируют в телике, то можно и признаться: милиция тебя не тронет, более того — над ней можно шутить именно таким способом.
Мнение редакции W→O→S может
не совпадать (и довольно редко совпадает)
с мнением заграничных авторов.
Подпишитесь на нас в социальных сетях