Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Мистер Юный Детектив

Как написать сценарий детективного сериала и срубить бабла

В детстве мы успели побывать юными детективами: нам покупали книги из серии «Черный котенок» и пособия юного сыщика, и, конечно, мы смотрели «Улицу разбитых фонарей». Волна всепоглощающей любви к детективному жанру захлестнула Россию в криминальные 90-е, когда сюжеты для сценариев сериалов можно было найти, просто выйдя на улицу. Впрочем, волна так и не схлынула: сегодня любой уважающий себя кабельный канал показывает как минимум три детективных сериала. 

Если вы сидите без работы и денег и вас мучают амбиции литератора, то этот материал для вас: достаточно топорные и примитивные схемы, по которым можно написать сценарий детективного сериала, со временем смогут открыть для вас дверь в мир приличных гонораров и кабельного телевидения — просто напишите сценарий пилота и отправляйтесь в какую-нибудь региональную телекомпанию. Выдав себя за богемного сценариста, попытайтесь продать свой сценарий неопытным продюсерам, мечтающим запустить собственный сериал на последние деньги микроканала. «Все не так просто», — скажете вы. «А вот и нет», — ответит драматург Александр Молчанов, прочитавший лекцию «Как написать сценарий детективного сериала», на которой успела побывать Почемучка. 

Завязка

Изначально детективные рассказы были развлечением образованных джентльменов, которые занимались их написанием в перерывах между посещением загородных клубов и выступлениями в парламенте. То были литературные детективы со сложносочиненными главными героями и хитроумными перипетиями. Параллельно стали появляться полицейские мемуары, которые более сухо и технично описывали детали расследования. И если до Второй мировой войны детективы можно было формально разделить на литературные опусы европейской аристократии и бульварное чтиво американских работяг, то в конце 40-х эти два жанра встретились и объединились, получив страшное название «полицейский процедурал», или «процедурная драма». 

Улики

Основным отличием процедурала от классического детектива в том, что сыщик выступал здесь не в роли скучающего умника, который отправляется в опиумный притон за приключениями. Герой процедурала — профессиональный полицейский. Он прежде всего выполняет свою работу и получает за это деньги. К тому же из процедурала исчезло то обилие недостоверных деталей, которым славился литературный детектив: здесь персонаж не мог просто так упасть со скалы, а потом мистическим образом воскреснуть. На первый план вышли технические тонкости полицейского расследования, основным критерием стала достоверность происходящего. 

К началу 50-х на экранах всего мира появились свои процедурные драмы:

В Америке 
«Улица без названия», 1948

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В Японии
«Бездомный пес», 1949

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во Франции 
«Набережная Орфевр», 1947

<iframe width="480" height="300" src="//www.youtube.com/embed/MonudAuDQGM?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
<iframe width="480" height="300" src="//www.youtube.com/embed/kw0Uv_ri0V8?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Детали расследования

За фильмами последовали детективные сериалы, которые и по сей день собирают больше всего просмотров на телевидении. 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор Почемучки: старомодный, но беспроигрышный вариант «Коломбо». За приключениями Питера Фалька можно следить бесконечно, несмотря на то что все серии следуют одной схеме:

<iframe width="300" height="215" src="//www.youtube.com/embed/biW9BbWJtQU?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
<iframe width="480" height="300" src="//www.youtube.com/embed/lGQzY62SlqA?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Автор статьи в «Википедии» очень верно подмечает повторяющиеся сюжетные ходы. И тут главное понять одно: все без исключения детективные сериалы устроены так. Освоив схемы, вы сможете ворваться в мир больших сценариев и прайм-тайма. Главное, придумайте обаятельного главного персонажа и не отступайте от советов гуру сценарного мастерства.

Кто? 

Прежде всего у вашего персонажа должна быть цель, и чем она неосуществимей, тем лучше — например, «победить зло во всем мире». Иначе может получиться так, что ваш герой, как Джессика Флэтчер, расследует убийства в пределах одного провинциального городка, и через пару сезонов очередное убийство в деревне с населением 700 человек будет казаться абсурдным. 

С кем?

Далее нужно определить, с кем ваш герой будет бороться.
Есть ряд моментов, которые следует учесть: 

         чаще всего враг находится где-торядом с детективом;
         преступником, скорее всего,  окажется один из свидетелей / потерпевших;
         преступник появляется в конце первого / начале второго акта;
         делать детектива преступником — дурной тон. Это уловка, недостойная настоящего члена детективного клуба. 

Когда?

Стандартный процедурал строится по четырехактной структуре:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания к схеме

Перед первым актом идет тизер: все серии начинаются либо с преступления, либо с результата преступления (труп / ограбленный магазин). За тизером следуют четыре акта, каждый из которых соответствует формуле: 

 

Акт = действие + противодействие

 

Постоянно поддерживайте динамику: верх берет преступник — верх берет детектив. Если два положительных действия будут идти друг за другом, зритель попросту заскучает или пропустит одно из действий. Поэтому в идеале на ликующего детектива с решающей уликой в руках нужно сбросить кирпич. 

В конце первого и второго актов детектив должен выдвигать предположения о том, кто является преступником. Как правило, к концу третьего акта уже точно известно, кто же он на самом деле. Весь четвертый акт длится преследование и арест виновного. 

 

Как?

Если вы не примитивист, вас уже должен мучать вопрос: как сделать предложенную схему интересней? Очень просто: вводите дополнительные сюжетные линии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы не переборщить, введите еще две линии: если линия A — это само расследование, то линия B чаще всего связана с личной жизнью главного героя, а линия C — мистическая или юмористическая, самая короткая и длится максимум два акта.

Главное правило: не завершайте все линии одновременно. Это будет самый большой сценарный провал на свете. Обязательно заканчивайте их в разной последовательности, лучше сначала закончить расследование, а потом уже романтический сюжет, тогда у зрителя будет тепло на душе. 

Дополнительное правило: сюжетные линии можно расширять до двух серий — это вам пригодится в том случае, если серия выходит перед выходными или каникулами.

Эпилог

Прежде чем приступить к написанию собственного сценария, нужно обязательно посидеть перед телевизором и изучить то, что было до вас. Скорее всего, до вас было все. Но если вы не отчаялись сочинить нечто оригинальное, просто отталкивайтесь от жизни вокруг вас: присмотритесь к коллегам и соседям, пройдитесь вечером по собственному району, наконец, позвоните бабушке и послушайте сплетни. 

А пока что сериалы, рекомендованные лектором Александром Молчановым, с комментариями нашего телевизионного эксперта Ильи Иноземцева: 

«Крах» / The Fall

2013
1 сезон, 6 эпизодов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Североирландская следовательница пытается раскрыть серийного убийцу, орудующего в Белфасте. Куда важнее, впрочем, что это первая большая роль Даны Скалли, то есть Джиллиан Андерсон.

 

«Вершина озера» / Top of the Lake

2013
1 сезон, 7 эпизодов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-сериал с Пегги из «Безумцев» и Фарамиром из «Властелина колец» рассказывает, как женщина-детектив пытается найти малолетнюю беременную дочку местного наркобарона. Большая роль в сериале отведена житейским трудностям женщины в правоохранительных органах, что неудивительно, ведь автором сериала значится популярная женщина-режиссер Джейн Кэмпион.

 

«Прослушка» / The Wire

2002–2008
4 сезона, 60 эпизодов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драматический сериал о буднях балтиморских копов и драгдилеров. Несмотря на небольшое количество эпизодов, в каждом из них умещается огромное количество событий, и потому его нескучно смотреть. Создателей сериала консультировали как криминальные авторитеты, так и балтиморская полиция

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+