Мистер Юный Детектив
Как написать сценарий детективного сериала и срубить бабла
В детстве мы успели побывать юными детективами: нам покупали книги из серии «Черный котенок» и пособия юного сыщика, и, конечно, мы смотрели «Улицу разбитых фонарей». Волна всепоглощающей любви к детективному жанру захлестнула Россию в криминальные 90-е, когда сюжеты для сценариев сериалов можно было найти, просто выйдя на улицу. Впрочем, волна так и не схлынула: сегодня любой уважающий себя кабельный канал показывает как минимум три детективных сериала.
Если вы сидите без работы и денег и вас мучают амбиции литератора, то этот материал для вас: достаточно топорные и примитивные схемы, по которым можно написать сценарий детективного сериала, со временем смогут открыть для вас дверь в мир приличных гонораров и кабельного телевидения — просто напишите сценарий пилота и отправляйтесь в какую-нибудь региональную телекомпанию. Выдав себя за богемного сценариста, попытайтесь продать свой сценарий неопытным продюсерам, мечтающим запустить собственный сериал на последние деньги микроканала. «Все не так просто», — скажете вы. «А вот и нет», — ответит драматург Александр Молчанов, прочитавший лекцию «Как написать сценарий детективного сериала», на которой успела побывать Почемучка.
Завязка
Изначально детективные рассказы были развлечением образованных джентльменов, которые занимались их написанием в перерывах между посещением загородных клубов и выступлениями в парламенте. То были литературные детективы со сложносочиненными главными героями и хитроумными перипетиями. Параллельно стали появляться полицейские мемуары, которые более сухо и технично описывали детали расследования. И если до Второй мировой войны детективы можно было формально разделить на литературные опусы европейской аристократии и бульварное чтиво американских работяг, то в конце 40-х эти два жанра встретились и объединились, получив страшное название «полицейский процедурал», или «процедурная драма».
Улики
Основным отличием процедурала от классического детектива в том, что сыщик выступал здесь не в роли скучающего умника, который отправляется в опиумный притон за приключениями. Герой процедурала — профессиональный полицейский. Он прежде всего выполняет свою работу и получает за это деньги. К тому же из процедурала исчезло то обилие недостоверных деталей, которым славился литературный детектив: здесь персонаж не мог просто так упасть со скалы, а потом мистическим образом воскреснуть. На первый план вышли технические тонкости полицейского расследования, основным критерием стала достоверность происходящего.
К началу 50-х на экранах всего мира появились свои процедурные драмы:
В Америке
«Улица без названия», 1948
В Японии
«Бездомный пес», 1949
Во Франции
«Набережная Орфевр», 1947
Детали расследования
За фильмами последовали детективные сериалы, которые и по сей день собирают больше всего просмотров на телевидении.
Выбор Почемучки: старомодный, но беспроигрышный вариант «Коломбо». За приключениями Питера Фалька можно следить бесконечно, несмотря на то что все серии следуют одной схеме:
Автор статьи в «Википедии» очень верно подмечает повторяющиеся сюжетные ходы. И тут главное понять одно: все без исключения детективные сериалы устроены так. Освоив схемы, вы сможете ворваться в мир больших сценариев и прайм-тайма. Главное, придумайте обаятельного главного персонажа и не отступайте от советов гуру сценарного мастерства.
Кто?
Прежде всего у вашего персонажа должна быть цель, и чем она неосуществимей, тем лучше — например, «победить зло во всем мире». Иначе может получиться так, что ваш герой, как Джессика Флэтчер, расследует убийства в пределах одного провинциального городка, и через пару сезонов очередное убийство в деревне с населением 700 человек будет казаться абсурдным.
С кем?
Далее нужно определить, с кем ваш герой будет бороться.
Есть ряд моментов, которые следует учесть:
чаще всего враг находится где-торядом с детективом;
преступником, скорее всего, окажется один из свидетелей / потерпевших;
преступник появляется в конце первого / начале второго акта;
делать детектива преступником — дурной тон. Это уловка, недостойная настоящего члена детективного клуба.
Когда?
Стандартный процедурал строится по четырехактной структуре:
Примечания к схеме
Перед первым актом идет тизер: все серии начинаются либо с преступления, либо с результата преступления (труп / ограбленный магазин). За тизером следуют четыре акта, каждый из которых соответствует формуле:
Акт = действие + противодействие
Постоянно поддерживайте динамику: верх берет преступник — верх берет детектив. Если два положительных действия будут идти друг за другом, зритель попросту заскучает или пропустит одно из действий. Поэтому в идеале на ликующего детектива с решающей уликой в руках нужно сбросить кирпич.
В конце первого и второго актов детектив должен выдвигать предположения о том, кто является преступником. Как правило, к концу третьего акта уже точно известно, кто же он на самом деле. Весь четвертый акт длится преследование и арест виновного.
Как?
Если вы не примитивист, вас уже должен мучать вопрос: как сделать предложенную схему интересней? Очень просто: вводите дополнительные сюжетные линии.
Чтобы не переборщить, введите еще две линии: если линия A — это само расследование, то линия B чаще всего связана с личной жизнью главного героя, а линия C — мистическая или юмористическая, самая короткая и длится максимум два акта.
Главное правило: не завершайте все линии одновременно. Это будет самый большой сценарный провал на свете. Обязательно заканчивайте их в разной последовательности, лучше сначала закончить расследование, а потом уже романтический сюжет, тогда у зрителя будет тепло на душе.
Дополнительное правило: сюжетные линии можно расширять до двух серий — это вам пригодится в том случае, если серия выходит перед выходными или каникулами.
Эпилог
Прежде чем приступить к написанию собственного сценария, нужно обязательно посидеть перед телевизором и изучить то, что было до вас. Скорее всего, до вас было все. Но если вы не отчаялись сочинить нечто оригинальное, просто отталкивайтесь от жизни вокруг вас: присмотритесь к коллегам и соседям, пройдитесь вечером по собственному району, наконец, позвоните бабушке и послушайте сплетни.
А пока что сериалы, рекомендованные лектором Александром Молчановым, с комментариями нашего телевизионного эксперта Ильи Иноземцева:
«Крах» / The Fall
2013
1 сезон, 6 эпизодов
Североирландская следовательница пытается раскрыть серийного убийцу, орудующего в Белфасте. Куда важнее, впрочем, что это первая большая роль Даны Скалли, то есть Джиллиан Андерсон.
«Вершина озера» / Top of the Lake
2013
1 сезон, 7 эпизодов
Мини-сериал с Пегги из «Безумцев» и Фарамиром из «Властелина колец» рассказывает, как женщина-детектив пытается найти малолетнюю беременную дочку местного наркобарона. Большая роль в сериале отведена житейским трудностям женщины в правоохранительных органах, что неудивительно, ведь автором сериала значится популярная женщина-режиссер Джейн Кэмпион.
«Прослушка» / The Wire
2002–2008
4 сезона, 60 эпизодов
Драматический сериал о буднях балтиморских копов и драгдилеров. Несмотря на небольшое количество эпизодов, в каждом из них умещается огромное количество событий, и потому его нескучно смотреть. Создателей сериала консультировали как криминальные авторитеты, так и балтиморская полиция.
Подпишитесь на нас в социальных сетях