Владивосток-2013: В экстазе биеннале
Современное искусство там, где все хотели побывать, но почти никто не был
暴
Ровно год назад W→O→S побывал на Уральской биеннале и выяснил, чем современное искусство отличается от мусора. Мы расширяем горизонты:
в этот раз наш корреспондент отправилась на 8-ю биеннале визуальных искусств во Владивосток. С искусством там, конечно, все очень плохо, так что мы придумали семь экспонатов, достойных столицы Приморья.
Но сначала о том, как это было.
ラーメン
悲しみ
痛
Местные чиновники годами размышляют, как остановить отток молодежи и повысить культурный уровень оставшегося населения. Так из театрального фестиваля родилась Биеннале визуальных искусств. Организаторы интерпретировали понятие «визуальное искусство» по-своему — как «все, что можно видеть». И если уличный спектакль Liquid Theatre из Москвы можно простить как дань памяти театральному прошлому биеннале, то конкурс брейк-данса точно притянут за уши.
Что касается современного искусства в привычном понимании, в программе в основном азиаты. «Я думаю, что это настоящий кокаин», — слышу я от двух дам, пришедших на фотовыставку «Хрупкая сила» китаянки-авангардистки Чэнь Мань. Помимо фотографий, в программе концептуальные видеоинсталляции и неновые размышления молодых азиаток о красоте, японка, вышивающая нитками летопись «Фукусимы», мастер-класс по надеванию 12-слойного кимоно. Выставка приморских художников на биеннале всего одна — в полутемном зале Дома офицеров флота. Хороша, но и та про путешествие в Азию. Дополнительные вопросы вызывает группа «Пикник», которой доверили закрыть биеннале своим видеоперформансом «Королевство кривых». Конфуз от случившегося заключается в двух словах моей знакомой, которая, к слову, «Пикник» любит. «Было тупо», — сказала она.
Чэнь Мань «Хрупкая сила»
Спасибо организаторам можно сказать за И Чжоу, китайскую художницу, которая с детства живет в Европе и создает сюрреалистичную анимацию на философские темы. На биеннале она впервые показала работу «Новые берега», музыку к которой написал Брайан Ферри. Художник-каллиграфист Ямамото Резди на городской набережной экспромтом писал стихи о том, что творится в душах прохожих. А на выставке «Азия: Объективно» можно было рассматривать фотографии Тибета под музыку и запах благовоний.
Девиз этой биеннале — «Искусство ближе». Возможно, только где оно — непонятно. Из-за отсутствия указателей зрители попадали туда, куда вовсе не шли. Работы висели без подписей, картины, не влезшие на стену, стояли рядом на полу, что вкупе с пустым залом создавало ощущение беспорядочных братских захоронений.
Реакция на все это здесь и не может быть критической: случилось — и слава богу. Не начали граффитчики вовремя расписывать городскую стену, не открылась выставка — ну, завтра приду. Только мало кто приходит, и действительно важное культурное событие фигурирует по большей части в отчетах чиновников. И здесь не спасают имена иностранных кураторов и список 11 стран-участниц, повторяющийся из года в год.
Выставка «Азия: Объективно»
Японский стрит-арт художник Юма Есимура
苦しめる
В городе, который губернатор Приморского края считает культурной столицей региона, подающими признаки жизни можно назвать две галереи. Очевидно, что то количество выставок, которое открылось и закрылось в рамках биеннале, должно быть во Владивостоке постоянно. Совсем недавно в помещениях бывшей швейной фабрики открылся центр современного искусства «Заря» — первый и пока единственный на Дальнем Востоке. Все по-взрослому: выставочные пространства, коворкинг и книжный, с которыми в городе тоже напряженка. В настоящее время китаянка Йингмей Дуань, одна из любимых учениц Марины Абрамович, делает там перформанс — вышивает прообраз скатерти с автографами семьи и друзей Льва Толстого. Художница задала мне стратегический вопрос: «Каково будущее искусства во Владивостоке?» После встречи с ней мы поехали в другую галерею, дверь в которую оказалась заперта. В прайм-тайм.
Выставка «Из Азии»
死
Чтобы будущие биеннале не повторили печальную судьбу этой, W→O→S предлагает организаторам семь экспонатов, которые могли бы привлечь внимание владивостокцев
«Пиво ДВ. Диптих», шелкография
Бренд, известный всем дальневосточникам как объект поп-арта. Символ массовой культуры, общества потребления и приятного времяпрепровождения.
«ЛГерБТ», холст, масло
Владивосток находится на стыке множества разных культур и традиций, здесь всегда много иностранцев разной ориентации и вероисповедания. Этот герб отражает толерантность его жителей и, что немаловажно, руководства.
«Небесное пянсе», видеоперформанс
Пянсе — волшебный подарок из Кореи, вкус которого уносит в открытый космос. С виду неприметное, оно таит в себе секрет наслаждения, по которому со временем начинаешь скучать, как по звездам в Москве. Любой горожанин хотел бы попасть внутрь пянсе. Там его ждут звездное небо и катарсис.
«Капмост», инсталляция
Капитанский ром — культовый продукт ОАО «Уссурийский бальзам». Люди называют напиток капромом и увековечивают его логотип на своих телах. Работа представляет собой новый символ Владивостока — мост через бухту Золотой Рог, выставленный из бутылок капрома. Это одновременно символ стойкости и хрупкости: надежность моста до сих пор ставится под сомнение. Так и капром, давно существующий на рынке, делает из человека уязвимое ничто.
Fish Dreams Are Made of This, анимация
Фантазия на тему стереотипов.
Во Владивостоке по городу ходят тигры, а рыбы мечут чупа-чупсы.
invidebit, инсталляция
До Владивостока добираются не все приятные вещи, чего нельзя сказать об одном популярном певце. Чайки мстят за то, что их не пустили на концерт.
«Земляк», видеоинсталляция
Группа «Мумий Тролль» — истинный дар Всевышнего городу, объект гордости, подпитывающий патриотизм. Мы начинаем ценить что-то больше, когда у нас это отбирают. В этом видео Илья Лагутенко рассказывает о себе так, будто он родился, вырос и собрал группу в другом городе. Смущение и мерзость. «Новосибирск-2000», б-р-р.
Подпишитесь на нас в социальных сетях